9 мин.

Состоится ли финал кубка на «Бернабеу»?

Давно не слышно про соперничество «Барселоны» и «Реала»? Что ж, а вот и новое столкновение. Будет ли проведен финал кубка на «Бернабеу»? Пойдут ли мадридцы навстречу обоим финалистам, которые считают этот стадионом идеальным вариантом для проведения матча? Сид Лоу приводит аргументы за и против того, чтобы финал все же был сыгран на «Бернабеу».

Даже когда речь не о них, речь все равно о них. На прошлой неделе камнем преткновения стало место проведения финального матча Кубка Короля: куда ни глянь, разговоры все равно о вечном испанском противостоянии. Та же ненависть, та же подозрительность, те же знакомые фразы и клише – постоянное чувство, что тебя оскорбляют, попытка выявить моральную неполноценность противоположной стороны. А разговоры складываются в таком духе: «Это вы начали. - Нет, это вы. Вы плохие, а мы хорошие. – Нет, это вы плохие». Кажется, что все только и говорят о противостоянии мадридского «Реала» и «Барселоны», и как это отразится на финале Кубка Короля.

А почему? А потому, что «Реал» не сыграет в финале. А вот «Атлетик» из Бильбао сыграет. И сыграет, что самое неприятное, и «Барселона».Три года назад соперники также встречались в финале на «Месталье». На стадионе уместилось 52 тысячи болельщиков, и, как минимум, 15 тысяч не смогли туда попасть. Это был первый финал «Атлетика», начиная с 1985 года, поэтому фанаты клуба хотели попасть на матч во что бы то ни стало. Они пытались найти билеты любыми путями. Для тысяч из них это было невозможно, но они все равно приехали в Валенсию, в надежде найти заветные билеты на месте, а если не получится пробиться на стадион, то хотя бы насладиться той волнующей атмосферой.   

И вот, три года спустя, состав участников тот же. Но соперники уверены, что та ситуация с билетами не повторится. И «Атлетик», и «Барселона» хотят играть на максимально возможно большем стадионе, чтобы туда могли попасть все желающие. «Камп Ноу», вмещающий 99 тысяч человек, по понятным причинам отпадает, поэтому взгляд падает на «Сантьяго Бернабеу». Это было бы прекрасным решением. Стадион вмещает 85 тысяч зрителей – то есть, болельщикам каждой из сторон достанется минимум по 15 тысяч билетов – и находится примерно на одинаковом расстоянии от Барселоны и Бильбао.

В понедельник утром в штабе Федерации футбола Испании в Лас Розас состоялась встреча между представителями клубов. Оба клуба официально подтвердили, что хотели бы играть на «Бернабеу». «Этот стадион идеально подходит, это наш выбор №1, - заявил президент «Атлетика» Жосу Уррутия. – Наша позиция предельно ясна, и мы говорим это от лица огромного количества наших болельщиков. Пресс-секретарь «Барселоны» Тони Фрейша добавил: «Мы хотели бы играть на стадионе, который удовлетворял бы двум критериям: максимально возможная вместительность и примерно одинаковая удаленность от обоих городов, Баселоны и Бильбао. «Бернабеу» подходит здесь как нельзя лучше.»

Казалось бы, все просто. Но…

Есть проблемка: «Реал» не хочет, чтобы финал состоялся на его домашнем стадионе. Они долго хранили осторожное молчание, но в субботу вечером исполнительный директор клуба и бывший его игрок Эмилио Буотрагеньо заявил, что Федерацию предупредили заранее, что во время проведения финала на стадионе намечены строительные работы  - они запланированы сразу после окончания чемпионата на середину мая, за неделю до проведения финала кубка. Также в заявлении говорится, что стадион может потребоваться самому клубу – на случай празднования победы в Лиге Чемпионов, если таковая случится 20 мая. Тогда эти работы не состоялись бы. Впрочем, неважно.

Честно говоря, оправдание этими работами звучит именно как оправдание. Довольно очевидно, что причина в другом: «Мадрид» просто не хочет, чтобы «Барселона» оформила очередной трофей на его стадионе; они не понимают, почему они должны приютить своего злейшего врага. Они, конечно, не хотят увидеть весьма вероятный парад победителей в исполнении каталонцев вокруг своего поля. Воспоминания 2010 года еще свежи: панический страх «Мадрида», что «Барселона» может сыграть в финале Лиги Чемпионов на их поле. Тем временем, каталонцы, помимо просто выбора стадиона для проведения финального матча, хотят добавить к этому кое-что еще: это сродни запретному удовольствию, грязному, но оттого еще более сладкому. Что может быть лучше, чтобы утереть нос вечному сопернику.

Случилось так, что в финал вышел «Интер» и выиграл его. Решение о месте проведения финального матча было принято еще до старта турнира, однако по мере приближения финала и из-за уверенной поступи «Барселоны», страх только усиливался. Многие в «Реале» были раздражены согласием бывшего президента Рамона Кальдерона принять финал, однако если бы «Мадрид» вышел в финал, гнев тут же сменился на бы на милость. Популярным и желанным в Мадриде Жозе Моуриньо сделал не только тот выигрыш с «Интером» и даже не то, что он остановил тогда «Барселону», а именно то, что он предотвратил тогда возможность этого неприятнейшего сценария.   

Кубок Короля не весть какой большой трофей, однако болельщики «Мадрида» крайне не хотят, чтобы «Барселона» выиграла титул на их стадионе. Они еще помнят 1997 год, когда каталонцы сделали круг почета по «Бернабеу» под звуки своего гимна. Честно говоря, не так уж это важно, но все чувства мадридистов были задеты. В Барселоне, наоборот, сильно потешались над этим.

В воскресенье, когда после победы «Реала» над «Леванте» его отрыв от «Барселоны» вырос до 10 очков и многие заговорили, что «сливочные» уже практически оформили чемпионство за 16 туров до конца чемпионата, болельщики на «Бернабеу» заговорили о том, что «финал кубка не должен быть сыгран здесь». Жозе Моуриньо заявил, что ему все равно, где будет сыгран финал, «пусть хоть в Китае играют», а вот Альваро Арбелоа с ним не согласился, отметив, что если болельщики этого не хотят, «их голос должен быть услышан». Для любой команды такое заявление было бы логичным, а уж тем более для «Мадрида», который официально принадлежит членам клуба. Есть что-то неестественное в том, что клуб заставляют принять мероприятие, которое они не хотят принимать. 

При этом, «Мадрид» позиционирует себя как club señor, клуб-джентльмен, который имеет превосходство над другими. Предлагая свой стадион для проведения финала, как это делают все клубы каждый год, он надежно укрепляет свой статус. Это также позволило бы клубу получить прибыль в размере 33% от суммы продажи билетов, а также лишний раз подчеркнуть великолепие и элитный статус стадиона. Местные предприниматели, конечно, хотят финал для Мадрида: 80 000 болельщиков, которые приедут на матч, принесут хорошую прибыль владельцам гостиниц, кафе и ресторанов. В Мадриде часто говорят о том, что подобные мероприятия способствуют укреплению имиджа города как столицы и стимулируют рост его экономики. Этот финал – прекрасная возможность.

Есть еще один аргумент в пользу проведения финала в столице, который, правда, не сильно понравится мадридским болельщикам. Помимо того, что это является большой честью и подчеркивает статус клуба, это также могло бы несколько смягчить совсем разладившиеся в последнее время отношения с «Барселоной».

Ведь когда дело заходит о соперничестве «Мадрида» и «Барселоны» надо помнить об их кардинальной противоположности. В «Мадриде» открыто смеются над одержимостью «Барселоны» «Мадридом». Фанаты «Мадрида» говорят, что каталонцы страдают от Madriditis – одержимостью своими оппонентами, которая говорит об их умственной ограниченности и паранойе. Также, говорят они, Madriditis – явный признак комплекса неполноценности каталонцев.

Говоря простыми словами, «Барселона» одержима «Мадридом», всегда считая себя жертвой, в то время как «Мадрид» просто не интересуется «Барселоной» – это только добавляет блеска к их легенде. Это то, что сделало «Мадрид» величественнее, а «Барселону» – принизило. Зачем нам беспокоиться о том, что делает «Барселона»? Пусть делают, что хотят, нам пофиг. Мы выше этого.

Так что же? Президент Флорентино Перес прежде всего обязан болельщикам клуба и должен считать с ними в первую очередь. Если они не хотят этого финала на «Бернабеу», то к их мнению стоит прислушаться. В то же время отказ принять финал бросит серьезную тень на величие «Реала».

Слышны и такие мнения, что это нежелание – всего лишь ответ на отказ «Барселоны» принять финал Кубка Короля 2004 года между «Мадридом» и «Сарагосой». Тогда каталонцы не захотели сделать это, и матч был сыгран в Барселоне, но на 55-тысячном олимпийском «Монжуике». И это возможное мадридское «нет» сейчас было бы своеобразной местью за тогдашнее каталонское «нет»: если «Барселона» не пошла нам навстречу тогда, почему мы должны идти ей навстречу сейчас? («Атлетик» здесь вообще не рассматривается как участник событий)»  Именно это заявил бывший игрок «Мадрида» Гути: «Почему нам не дали сыграть финал на «Камп Ноу» в 2004-м?»

Последний аргумент несостоятелен, поскольку это неправда: представители обоих клубов и испанская федерация подтвердили, что никакого вето со стороны каталонцев или кого-либо еще в 2004-м году не было. Однако в будущем, это может случиться: откажи «Мадрид» сейчас, он может когда-нибудь наткнуться на ответный отказ со стороны «Барселоны» или «Атлетика».

И, наконец, последний аргумент, состоит в том, что в Мадриде не хотят принимать болельщиков команд - каталонцев и басков – которые снова попытаются освистать испанский гимн и будут недовольно мычать во время речи короля Испании, официального председателя и покровителя турнира, как это уже случилось на Месталье в 2009-м году. (И, похоже, произойдет и в этом, независим от того, на каком стадионе в конце концов состоится матч: аргумент, что это будет более оскорбительно именно для мадридских болельщиков, чем для каких-либо других, выглядит смешным. Но никто ведь не спрашивал болельщиков Валенсии или Севильи, каково им слышать освистывание национального гимна на их стадионах). Также есть опасения, что может пострадать сам стадион.

Резюмируем, аргумент звучит так: почему я должен приглашать кого-то, кто мне не нравится и кто не хочет вести себя на моем стадионе согласно установленным правилам? Это мой дом, и я приглашаю в него тех, кто мне нравится.

Теоретически, испанская федерация могла бы заставить любую команду принять финал, однако они не будут это делать. В понедельник, было объявлено, что решение будет принято в течение 10 дней. И не очень понятно, зачем эта отсрочка. Возможно, чтобы все-таки надавить на «Мадрид», однако не похоже, что дело дойдет до этого.

Альтернативы

В Испании нет национального стадиона. В стране есть только два стадиона, которые вмещают более 60 000 зрителей – угадайте, какие? Правильно, «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу». Так почему не провести финал вообще за пределами Испании. На «Сен Дени», например, или на «Уэмбли»?

Окончательное решение будет принято через 10 дней. А тем временем, болельщики ждут. И гадают. И беспокоятся. Потому что они не могут забронировать гостиницы и купить билеты на транспорт. И это является настоящей проблемой в творящемся всеобщем беспорядке, и, к сожалению, ситуация эта очень знакома: это говорит об общей некомпетентности испанских футбольных властей. Почему не определять место проведения финала до начала турнира, как это делают, например, в Лиге Чемпионов, и как это сделали в Испании в 2002 году? Тогда финал был назначен на «Бернабеу», чтобы отпраздновать его 100-летний юбилей – и решение было принято задолго до того, как стали известны финалисты.

Назначая место проведения финала заранее, ФФИ не может предотвратить, чтобы команды играли на поле злейшего соперника, но она может подготовить всех к этому, тем самым исключив ссоры и подозрения. А самое главное, этим она подготовить фанатов. Хотя когда кто был согласен, всегда ведь найдутся недовольные. Однако пока неизвестно не только место, но и дата проведения финала: если «Барселона» пробьется в финал Лиги Чемпионов, финал кубка будет сыгран 25-го мая; если нет, то 20-го мая. Очевидно, все эти расклады оказались слишком сложны, чтобы точно назначить дату и отталкиваться от нее в поиске места проведения финала.  

Финал Кубка Короля – самая важная одиночная игра в сезоне, завершающая весь сезон в Испании. Мы знаем, какие команды будут играть в финале. Но не знаем, когда. И не знаем, где. Но самое плохое, в глубине души мы понимаем, что эта неразбериха обязательно повторится.

Sid Lowe, Sports Illustrated