1 мин.

Невыносимо скучная Англия: никаких передач через центр, дикий упор на стандарты, но великолепный Кэлвин Филлипс

Разбор Вадима Лукомского.

Англия обыграла Хорватию 1:0 в одном из самых закрытых матчей старта турнира. Яркая по вывеске игра неслучайно получилась такой закрытой – ходы Гарета Саутгейта блестяще выключили атаку обеих команд. Это плохо для зрителей, но необязательно плохо для фанатов Англии. Попробуем разобраться в плюсах и минусах.

Англия вообще не атаковала через центр и строила игру через забросы

Гарет Саутгейт выбрал схему 4-3-3 с крайне осторожными защитниками на флангах. Слева расположился правша Киран Триппьер (что почти исключало регулярные подключения), а справа Кайл Уокер (самый осторожный и оборонительный из вариантов на этот край):

Такой набор практически автоматом исключал сбалансированную атакующую игру. Без подключений фланговых защитников слишком широкую позицию должны держать вингеры (Рахим Стерлинг и Фил Фоден), что ведет к нехватке созидателей в чужой опорной зоне. Если бы ширину давали крайние защитники, то эти футболисты могли бы нагружать центр вместе с опускающимся Харри Кейном – и готовить созидание, а не избегать его. 

Описанные особенности очень хорошо прослеживаются через карту передач Англии – вообще никакой игры через центральную зону, низкие позиции крайних защитников, попытки закрывать фланги другими игроками, что вело к тотальной нехватке нагрузки на опорную зону Хорватии:

Результатом этой стерильной структуры владения стали всего два удара с игры за матч (и еще шесть – после стандартов). Самым частым вариантом выхода в атаку были забросы на Стерлинга, Маунта или Фодена – все они не ждали мяч в ноги, а открывались за спину хорватским защитникам.

В розыгрыше у Англии оба крайних защитника низко – один из них (в данном случае Триппьер) готовит заброс на ход Стерлингу:

Скриншоты сделаны в InStat

Атакующие игроки всегда делали рывки нужного типа – попытки доставлять мяч вперед таким образом были умышленными. Минус заключался в том, что даже в случае удачного паса игрок, как правило, был лишен поддержки (было бы опасно, только если бы получилось создать прямой выход 1 на 1). Также дальние пасы в принципе не особо эффективный метод построения атаки – процент неудачных попыток всегда будет достаточно высоким.

Возможно, именно с этой манерой розыгрышей и был связан удививший всех выход Триппьера на левом фланге. Он подходит под требования: не подключался в атаку (так как ему неудобно слева) и обладает хорошим дальним пасом. 

Иронично, в таком сухом в плане созидания матче Англия забила единственный гол с игры и именно через центральную зону. Здесь миллион респектов улетает Кэлвину Филлипсу. Он блестяще разобрался в эпизоде и вообще провел грандиозный матч. 

Роль Филлипса в Англии совсем не похожая на функции в системе Марсело Бьелсы. Там он выполняет функции разыгрывающего опорника (и располагается к защите ближе, чем любой другой полузащитник). Вчера ближе всех к защитникам был Деклан Райс, а разыгрывающего опорника футбол Саутгейта не предполагает в принципе. 

В таких условиях Филлипс вспомнил роль, которую исполнял до знакомства с Бьелсой. «Мне даже не приходило в голову, что я могу играть опорника. Бьелса сказал мне, что смогу – только нужно прибавить в обороне и игре в воздухе. Я сразу же начал работать над этими вещами. До этого момента я позиционировал себя как полузащитник типа бокс-ту-бокс», – рассказывал Кэлвин в интервью The Athletic.

Вчера Филлипс выдал очень интересное комбо: в прессинге действовал как классический игрок Бьелсы (39 прессинг-действий – с отрывом лучший в составе обеих команд), а в атаке и в плане движения играл как на стартовом этапе карьеры. 

Если отбросить индивидуальную мощь Филлипса, редкий относительно постоянный прием Англии в атаке – своевременная смена позиций между Маунтом и Стерлингом. Маунт здорово перегружал левый фланг, а Стерлинг реагировал на это смещением в центр. Хорваты (особенно Симе Врсалько) путались.

Маунт уже отошел на левый фланг, но Врсалько заточен только на Стерлинга:

Свободный Мэйсон готовит пас, под который в штрафную открывается как раз Стерлинг (Вида не успел его вовремя принять):

Здесь тоже Маунт в более широкой позиции, чем Стерлинг – Врсалько вынужден разрываться:

Стерлинг и Маунт не только в правильный момент менялись местами, но и были достаточно опасны, чтобы угрожать с новых позиций. Рахим делал это через открывания в центральной зоне, а Маунт обострял с фланга, пользуясь свободой при получении мяча.

Минималистичный стиль Англии сушит матчи в обе стороны

Стиль Англии без передач через центр вел не только к стремящейся к нулю позиционной атаке, но и к меньшему количеству рискованных потерь. Обычно команда, действующая первым номером, не боится обострять, терять мяч, понимая, что за счет структуры сможет хорошо среагировать на потерю.

 

Это не про Англию. У дальних пасов, через которые команда Саутгейта строила игру, было три варианта продолжения:

• потеря, но безопасная (на фланге на чужой половине поля, либо вообще мяч выходит за пределы поля);

• борьба за подбор, в которой себя здорово проявляли Маунт и Филлипс;

• пас оказывается удачным, открывшийся игрок ищет продолжение.

Опасной быстрой атаки Хорватии в этом списке нет. Англичане сушили игру, но сушка работала в обе стороны. Редчайшие возможности убежать у Хорватии возникали только из-за помутнений у Уокера, который допускал индивидуальные ошибки при игре в пас. 

В плане позиционной обороны Англия тоже выглядела надежно. Команда Саутгейта не стеснялась действовать максимально осторожно и садиться в позиционную оборону. Акцент был на закрытии центральной зоны (Фоден и Стерлинг действовали глубоко и узко для вингеров; Райс и Маунт выдвигались, не давая полузащитникам соперника много думать):

Хорошая адаптация Саутгейта, так как сильнейшая зона Хорватии – звездный треугольник в центре поля. Они забрали мяч, особенно когда нужно было отыгрываться. Модрич-Ковачич-Брозович – лидеры по пасам на чужую треть. Но дальше Хорватия получала пространство только на фланге. Там навесы штамповали Врсалько и Перишич – без заготовок и Манджукича внутри штрафной. 

Очень здорово на своей половине работала тройка Райс-Филлипс-Маунт. Они классно реагировали на движения друг друга – например, тут Филлипс выдвинулся на Ковачича (как раз в этой зоне англичане начинали давить), а Маунт опустился поглубже, чтобы перекрыть линию паса на Модрича (в результате останется только вариант с пасом на фланг):

Выглядит просто, но часто провалы в центре поля при позиционной обороне возникают из-за таких мелких недоработок. У Маунта и Филлипса их почти не было (в крайнем случае игру читал Райс). Они действовали очень слаженно для не самой сыгранной тройки. Также держим в уме, какой объем ложился на Маунта и Филлипса, помимо оборонительной работы: один перегружал фланг вместе со Стерлингом, а второй весь матч носился от штрафной до штрафной.

У Хорватии не было постоянного источника моментов. Англичане сыграли с минимумом вариантов/рисков/обострений в атаке, но лишили соперника этих привилегий в еще большей степени.

Кажется, на Англию будет невыносимо скучно смотреть, но у Саутгейта есть инструменты, чтобы побеждать в таком стиле

Сильнее всего на рисунок матча повлияли ходы Саутгейта. Гарет сделал буквально все, чтобы встреча стала скучнейшей на этом Евро (хотя по уровню исполнителей с двух сторон она, наоборот, выглядела самой яркой из тех, что уже сыграли). А теперь плохая новость для футбола, но необязательно плохая для Англии: у Саутгейта есть все, чтобы многократно повторить такой и пройти достаточно далеко

У Англии достаточно вариативный состав, чтобы адаптировать схему под особенности соперника – могут играть 4-3-3 (как вчера), могут 3-5-2 (как на ЧМ). Вообще нет пассажиров, когда речь об игре без мяча. Важно выбрать правильный вариант, но без мяча команда почти гарантированно будет в порядке.

В атаке даже с такой минималистичной манерой обострения гол может прийти со стандарта, либо через индивидуальное мастерство. Если долго не приходит, то Саутгейт может выпустить гения индивидуального креатива (и сбора фолов на себе) Джека Грилиша. 

Именно так он и собирался поступить вчера, но гол случился как раз перед этой потенциальной заменой – в результате вышел Маркус Рэшфорд, который способен использовать пространство в контратаках. Эта смена планов прекрасно подчеркивает и гибкость команды (готовность садиться и контратаковать после гола), и наличие самых разных инструментов влияния на игру.

«Мама не ела по вечерам, потому что оставляла все нам». Новая звезда сборной Англии Кэлвин Филлипс

Стерлинг не только забил Хорватии, но и блистал в двойной роли. Саутгейт ценит Рахима и игнорирует нелюбовь фанатов

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: REUTERS/Justin Tallis TPX IMAGES OF THE DAY, Andy Rain, Laurence Griffiths