14 мин.

Мартинес продлил жизненный цикл золотого поколения Бельгии. Его формула – обучение игроков на тренеров + очень гибкая схема

Вадим Лукомский – о самой тактически обученной команде Евро.

ЧМ-2018 позиционировался как лучший шанс ярчайшего поколения в истории Бельгии на трофей. Именно к этому турниру основная группа игроков подходила в пиковом возрасте. Такие настроения поддерживали и сами игроки.

«Многие защитники – Компани, Вермален, Алдервейрелд и я – сейчас находятся в районе отметки в 30 лет. В этом возрасте мы должны показывать лучший футбол. Думаю, мы сейчас на пике. Именно этот год может стать моментом, когда мы поощрим себя победами», – говорил Ян Вертонген. 

«В 2014-м мы проводили первый большой турнир этим поколением. Во Франции в 2016-м был второй. В матчах на вылет очень важен опыт. С молодой командой трудно, даже если игроки очень талантливы. Сейчас почти все мы находимся в возрасте между 25-30. У нас появился нужный уровень зрелости. Думаю, это скажется в плей-офф», – рассуждал Эден Азар. 

Таким был вердикт главного англоязычного эксперта по бельгийскому футболу Кристофа Террера: «Сейчас или никогда – это главный шанс для этого поколения. В будущем стареющая защита может стать проблемой. В новом поколении нет по-настоящему сильных защитников и даже латералей».

На ЧМ в России Бельгия прошла Бразилию, добралась до полуфинала, где проиграла будущему чемпиону, а потом взяла бронзу. Это не провал (напротив, пиковое достижения за долгие годы), но кажется, эта сборная была способна на большее.

Если ЧМ-2018 был лучшим шансом, то Евро-2020 кажется последним. У Бельгии вторая по среднему возрасту заявка: 

Если считать только возраст стартового состава (футболистов, которые чаще всего выходили в квалификации), то ситуация меняется в лучшую сторону, но совсем чуть-чуть – бельгийцы четвертые с конца:

Итого: команда постарела на три года, потеряла Венсана Компани и Эдена Азара (его лучшую версию), ключевой для баланса игрок Аксель Витцель пропустил большую часть сезона (и вряд ли сыграет во всех матчах Евро). 

На бумаге Бельгия сдулась и не должна решать серьезные задачи. На практике все не так грустно. Команда Роберто Мартинеса все еще показывает очень мощный футбол, а описанные недостатки могут быть компенсированы оригинальным ходом, который придумал испанец как раз для того, чтобы продлить искусственно жизнь великому поколению. 

Мартинес стал техническим директором сборной и предложил игрокам спецпрограмму обучения на тренеров

Мартинес пришел в сборную Бельгии в 44 года – нетипичный для тренера сборной возраст. Ему было трудно ограничиваться только работой с основной командой. «Когда я пришел в сборную, меня раздражал этот ритм – матчи играют редко, а между ними следишь за игроками, и все. Чувствуешь, будто упускаешь дополнительные возможности. Мне хотелось большего вовлечения в развитие игроков», – объяснял испанец. 

После успешного выступления на ЧМ-2018 вес Мартинеса при принятии стратегических решений сильно вырос. Уже тогда он получил новые полномочия и неофициальную должность технического директора бельгийской ФА. При продлении контракта Роберто в мае 2020-го этот момент формализировали – теперь он совмещает работу главного тренера и технического директора федерации. 

На практике это означало, что Мартинес, помимо тренерской работы, включился в разработку проектов, которые связаны с развитием футбола в стране. Часть из них касалась повышения уровня анализа тренировок и матчей в сборной всех возрастов – специальный аналитический софт, запись каждой тренировки с тактической камеры, единая методология анализа для всех возрастов. 

Роберто поучаствовал в разработке спецкурса местной федерации для видеоаналитиков. Он очень котирует это направление. При участии Мартинеса бельгийская ФА продвинула инициативу, по которой каждый профессиональный клуб в стране обязан иметь трех видеоаналитиков в штабе, а любительские и полупрофессиональные клубы имеют право отправить по одному человеку на бесплатное обучение этой профессии. 

В тренд любви Мартинеса к анализу отлично вписывается контракт с компанией StatsBomb – одно из первых его решений после официального вступления в должность. Этой компанией руководит Тед Кнутсон, бывший селекционер «Брентфорда» и «Мидтьюлланда» (эти клубы строили всю селекцию вокруг статистических моделей – и добились огромных успехов относительно затраченных ресурсов). Бельгии они пообещали уникальную глубину данных (параметры, которых не найти у других поставщиков данных).

Еще один мини-проект Мартинеса – дополнительные тренировки для главных местных талантов. Тренеры сборной, включая самого Роберто, выделяют самых перспективных игроков в юношеских сборных (которые базируются в Бельгии), составляют для них дополнительную программу. Со многими ребятами Мартинес работал лично. Двое участников программы уже дебютировали за первую сборную – Яри Версхарен и Жереми Доку. Между дебютом Версхарена в сборной до 18 лет и первой командой прошло меньше года. 

Но главный дополнительный проект Мартинеса – программа тренерского обучения для игроков прямо во время сборов. Три основные задачи по словам союзника Роберто/директора программы Криса ван дер Хагена:

• выжать максимум из золотого поколения игроков. Использовать их талант и после завершения карьеры.

• Более активно вовлекать футболистов в подготовку тактики на матчи. Почти все задания основаны на примерах из матчей Бельгии или ее ближайших соперников.

• Помочь футболистам приобрести тренерский взгляд на игру, что может пригодиться в матчах. Особенно при перестроениях по ходу игр.

Так задачу сформулировал сам Мартинес: «Это уникальная возможность для команды – футболисты начнут думать как тренеры. Это позволит им начать тренерское развитие, а позже они могли бы вернуться в сборную в роли тренеров».

«Роберто пришел ко мне с этой идей после чемпионата мира. Он сказал: «Давай придумаем, как мы можем сделать из этих игроков будущее бельгийского футбола?», – вспоминал Ван Дер Хаген. На тот момент Крис уже запустил похожую программу тренерского обучения в женской сборной. 

Нужно было доработать детали и получить одобрение от УЕФА. Запрос был нетипичным, но в УЕФА одобрили и в официальном ответе подчеркнули: «Это может стать отличным примером для других стран». В результате этого спецкурса футболисты получают лицензии A и B от УЕФА – и сразу по завершении карьеры смогут учиться на Pro.

Оставалось убедить футболистов. Разумеется, участие в программе добровольное. Приоритетное право участия получили игроки с 50 и более вызовами в сборную + те, кто играл за сборную на ЧМ-2018 или квалификации + те, кто не подпадает под эти критерии, но играл за сборную в последние 6 лет и имеет хотя бы 20 матчей за молодежки.

Целевой аудиторией были действующие игроки команды Мартинеса. Для них это удобно, потому что занятия распределены под паузы на матчи сборных. В конце 2019-го Роберто лично пообщался с командой по поводу курса. Быстро набралось 23 человека (позже группа выросла почти до 30). Ромелу Лукаку пропускал тот сбор из-за травмы, но тоже потребовал, чтобы его включили в список.

Только из тех, кто записался сразу (почти все они уже получили первую лицензию) можно составить серьезную команду: Кастельс – Боята, Вертонген, Вермален – Менье, Тилеманс, Витцель, Шадли – Мертенс, Де Брюйне – Лукаку. В числе прочих были Стивен Дефур, Кристиан Кабаселе, Дивок Ориги, Симон Миньоле, Деннис Прат, Леандро Троссард. Позже к группе присоединились Тибо Куртуа и Торган Азар.

«Эден сказал, что пока хочется наслаждаться игрой. На этом этапе ему не интересна тренерская карьера. Наша программа – лишь возможность, а не обязаловка», – ответил на очевидный вопрос Ван Дер Хаген. 

После первого занятия каждый футболист получил по три 40-секундных клипа из матчей Бельгии. Задача: описать командные ошибки в эпизоде – и разработать три тренировочных упражнения для решения проблемы. 

Другой частый прием курса – разбор слабых и сильных сторон ближайших соперников Бельгии через видео. Это помогает не просто учить футболистов абстрактным вещам, но и использовать их лучшие предложения по ходу матчей. Игроки в свою очередь получают дополнительный стимул активничать. 

«Для обучения разбору матчей мы тоже используем игры сборной Бельгии. Когда речь о настоящих матчах, в которых они играли или сыграют, футболисты становятся более вовлеченными в процесс. В то же время они начинают думать как тренеры», – подытожил Ван Дер Хаген.

«Решения, которые рождаются во время наших занятий, очень полезны, а индивидуальные задания достаточно интересны, чтобы поддерживать наше внимание. Я уже очень многому научился и жду продолжения», – восторгался Миньоле после первых занятий. 

«Роберто хотел, чтобы игроки начали обучение на тренеров, потому что всегда восторгался их опытом и футбольным интеллектом. Он считает, что Бельгия должна пользоваться этими качествами даже после завершения футболистами карьер. Эти игроки невероятно подкованы в тактическом плане, что позволяет им невероятно быстро улавливать любые установки. Более того, они всегда любознательны – всегда спрашивают о пользе и значении того или иного приема, задают очень точные вопросы про соперников.

Возможно, из-за уровня их таланта об этом не так часто говорят. Но внутри команды сильно ощущается эта особенность. Думаю, это связано с уровнем академий, через которые они прошли, и уровнем тактической информации, которую они получают в клубах», – восторгался ассистент Мартинеса Шон Мэлоуни (тот самый, что зажигал у Роберто в «Уигане»).

Обучения резко ускорилось во время карантина. Идеальный момент с точки зрения объемов свободного времени у игроков. Мартинес и Ван Дер Хаген преобразовали курс под онлайн-формат – и занимались с игроками даже чаще и интенсивнее, чем в обычное время. 

Звездой курса, по словам Мартинеса, стал Де Брюйне. В каком-то плане он вдохновил инициативу Мартинеса: «Кевин всегда смотрел на игру как тренер. Я увидел у других футболистов похожие склонности, поэтому хотел дать им удобные условия для начала обучения». 

«Случай Де Брюйне особенно интересный. Думаю, из него получится отличный тренер. Он не только разбирает игру, но и объясняет ее по-настоящему умно и при этом очень простыми словами. Умение тренера так доносить мысли может действительно сильно помогать футболистам». Сам Кевин пока скромничает: «Курс – хорошая возможность, но я пока не думал над перспективой тренерской карьеры. Я слишком молод для этого. Но если я захочу пойти этим путем, у меня будет минимальный базис».

Преимущество Бельгии в высоком тактическом интеллекте: будут использовать гибридную схему и переключение режимов по ходу матчей

Чтобы понять плюсы подхода Мартинеса, надо знать особенности футбола сборных. На этом уровне сложно построить по-настоящему трудную тактическую систему.

«Менеджер должен уметь подстраиваться под команду и находить способ побеждать с ней и выигрывать трофеи. В попытках достичь такой цели нужно очень многое учесть, оглядываясь на подбор игроков, при этом совладать со старым врагом любого тренера – временем. Тренеры сборных получают очень мало времени на тренировки с выбранным составом между концовкой сезона и началом турнира, поэтому неизбежными становятся жертвы с их стороны», – объяснял Карло Анчелотти.

«Шарм чемпионата Европы связан с тем фактом, что тактический уровень здесь ниже, чем в клубах. Все просто: тренеры сборных получают меньше времени на работу с игроками, следовательно, у них меньше возможностей повлиять на команду. К тому же составы формируются естественным путем без трансферов, что делает позиции слишком разнородными по уровню таланта – на некоторых из них нет идеальных исполнителей. Тренеры импровизируют, получив ресурс, который дает им страна», – рассуждал Филипп Лам.

Раньше об этом говорил и сам Мартинес: «К футболу сборных надо адаптироваться. В клубе у тебя 60 тренировок за предсезонку, чтобы подготовить команду. В сборной нужно уложиться в три. В современном футболе невозможно полагаться только на индивидуальные качества. Можно в одном матче, но это невозможно на дистанции всего турнира. 

Один из вариантов решения этой проблемы – развитие тактически гибких игроков, которые могут очень быстро переключаться между разными системами. Будет ли это означать, что команда идеально овладела системой? Нет, это слишком трудно без регулярных тренировок. Но все в одинаковых условиях: этот изъян делает матчи сборных более привлекательными для просмотра». 

Бельгия за последние три года постарела, зато максимально близко подобралась к клубному уровню сыгранности. Помогает и банальное количество совместных матчей. У Вертонгена (126), Витцеля (110), Алдервейрелда (108) и Азара (106) больше сотни матчей за сборную. Ни у одной другой сборной Евро-2020 нет четырех таких футболистов – у Бельгии еще Мертенс сотню разменяет этим летом (97).

Богейший опыт совместной игры и тренерское мышление большинства игроков идеально накладываются на трудную схему Роберто Мартинеса. Внутри такой системы футболисты показывают еще больше возможностей для демонстрации взаимопонимания и тактического интеллекта. 

Бельгия располагается в схеме 3-4-2-1, но это лишь базис, который прослеживается при игре без мяча. Внутри формации есть масса вариантов перестроения. Например, Карраско остается повыше, а Вертонген закрывает левый фланг – и уже получается схема 4-2-3-1. В центре поля в зависимости от поведения соперника Де Брюйне может либо помогать партнеру (Витцель, либо Тилеманс, если Аксель не будет готов), либо нагружать опорную зону соперника. Игроки здорово адаптируются под перестроения. 

«Мы достигли хорошего уровня тактической гибкости и можем использовать разные схемы. Многое зависит от игроков. Наши футболисты знают, как действовать в рамках разных схем и разных стилей. Мы можем играть по схеме 3-4-2-1 (3-4-3), можем с четверкой защитников – у нас есть варианты. Это важное преимущество – на уровне сборных и вообще в  современном футболе.

В сборных это особенно актуально: здесь разумнее освоить несколько систем, а не доводить до совершенства одну. На совершенствование банально нет времени. Правильнее гибко переключаться между разными вариантами в разных матчах».

Бельгия может не только находить варианты в рамках описанной системы, но серьезно влиять на стиль через позицию Де Брюйне. Кевин может играть как в опорной зоне (но в свободной роли), так и в атакующей тройке. Один вариант дает больше открытости, второй – больше надежности: 

По мнению Кабаселе (участник тренерского курса), основная позиция в сборной дает КДБ даже больше возможностей: «Мы играем 3-4-3, где он действует как один из пары центральных полузащитников. У нас есть Аксель Витцель, который играет шестерку и прикрывает защиту, а рядом Кевин, который обладает свободой и задает ритм матчей. В «Ман Сити» у него похожие функции, но детали отличаются.

Во-первых, последние турниры показали, как часто он может отправлять Лукаку в прорывы при быстрых атаках – «Сити» играет иначе. Во-вторых, Кевин располагается глубже и ближе к центру, отсюда ему проще выполнять разрезающие передачи. Он делает больше таких пасов и меньше навесов, которые у нас выполняют фланговые игроки».

При этом Кевин в глубокой позиции не создает дисбаланса. Это отдельно отмечал Мэлоуни: «Он максимально разносторонний игрок. У него есть все элементы – тактический, технический и физический. Он монстр работы с мячом на высокой скорости. Одно его качество обсуждают реже остальных: Кевин обладает отличным чтением эпизодов и пониманием, что команде необходимо при игре без мяча. Он выдающийся командный игрок».

При таких трансформациях особую роль может сыграть универсальность Юри Тилеманса. Играя рядом с Кевином, он больше концентрируется на обороне и выбирает более простые варианты игры в пас (продвижения и обострения закреплены за КДБ, а Тилеманс пытается по-своему интерпретировать роль Витцеля). В «Лестере» в похожей схеме Тилеманс ведет игру: если КДБ оказывается выше и концентрируется на созидании, Юри способен взять на себя управление игрой в центре поля. 

Есть еще скрытый совсем уж оригинальный вариант использования Де Брюйне – ложной девяткой (как в этом сезоне в «Сити») с Лукаку на правом фланге. Это не так безумно, как кажется на первый взгляд. Мартинес любит этот вариант, когда нужно сыграть на контратаках. Он уже выпускал Лукаку на правом фланге (там ему удобнее подхватывать мяч под смещения на скорости). Два главных примера: разгром «Арсенала» (3:0) весной 2014-го (ложную девятку играл Стивен Нейсмит) и победа над Бразилией на ЧМ-2018 (здесь ложной был как раз Де Брюйне).

У Бельгии очень много вариантов сценариев и адаптаций внутри основной схемы. Главная интрига – можно ли в принципе замаскировать физическое старение синхронным интеллектуальным ростом футболистов. Роберто Мартинес затеял эксперимент, который может изменить футбол сборных.

Энциклопедия по сборной Бельгии: от медалей 70-80-х до перезагрузки Мартинеса (лучшие контратаки мира и хитрые ловушки в защите)

Бельгия – фаворит с вероятностью в 76% НЕ выиграть Евро-2020: наш блогер составил прогноз вместе с профессором и доктором экономики

Россия на Евро будет играть в адаптивный футбол. Но для успеха надо разобраться с защитой

Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, Danny Gys/Keystone Press Agency, David Catry/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Alex Grimm; East News/Frederic Sierakowski/Isopix