Товарищеский матч «Фиорентина» - сборная России
«ФИОРЕНТИНА» - РОССИЯ - 0:1 (0:0) 24 августа 1992 г.
Турнир памяти Пьера Чезаре Баретти. Аоста. Городской стадион. 1000 зрителей.
"Фиорентина": Маннини, Пиоли, Каробби, Ди Мауро (Якини, 46), Фаччендо, Верга (Фионделла, 75), Эффенберг, Мазиньо, Батистута, Орландо, Байано.
Россия: Черчесов, Хлестов, Онопко, Попов, Мох, Ледяхов, Колотовкин (Чернышов, 33), Карпин, Радченко, Добровольский, Тетрадзе. Тренер - П. Садырин.
Гол: Радченко (87).
Предупреждены Карпин, Верга, Онопко, Байано, Ледяхов, Эффенберг. На 60-й минуте удалены Байано и Мох, на 86-й - Эффенберг.
И ГОЛ ПОД ЗАНАВЕС
Если матч с "Ювентусом" сборная России провела на равных, то во встрече с "Фиорентиной" она имела, на мой взгляд, игровое преимущество. В первой игре турнира со сборной США "Фиорентина" произвела на всех очень хорошее впечатление. Особенно удачно действовала пара, перешедшая в эту команду из мюнхенской "Баварии", - датчанин Б. Лаудруп и немец Эффенберг. С нами Лаудруп не играл, поскольку в составе сборной Дании отправился в Латвию на отборочный матч чемпионата мира.
Встреча с "Фиорентиной" проводилась на крошечном стадиончике города Аоста в 17 часов 30 минут. Жара была страшная - ни ветерка, горное солнце, 35 градусов в тени. Трибуны на стадионе каменные. Три ряда стульев установили лишь для почетных гостей, но на самом солнцепеке. Постепенно все они стали перебираться на трибуну повыше, где была тень, располагаясь прямо на каменных ступенях. В результате постоянных перемещений моим соседом по ступеньке оказался 72-летний дородный президент "Фиорентины", известный кинобизнесмен, естественно, миллионер (по итальянским меркам - миллиардер) Чеки Гори. Но солнце и здесь достало нас. Тогда жена Гори отдала ему свою фиолетовую шляпку (это цвета "Фиорентины"), и он, водрузив себе ее на голову, кое-как спасался от солнечных лучей.
Если на трибуне сидеть нормально было невозможно, то каково было игрокам на поле? У нас все та же проблема - в наличии всего 11 полевых игроков и два вратаря. Поскольку Добровольскому спустя два дня предстояло сыграть матч на Кубок Италии, предполагалось, что он проведет только один тайм. Но все пошло прахом, когда в первом тайме получил травму Колотовкин. Его заменил Чернышов, и скамейка запасных у нас опустела. Пришлось Добровольскому проводить всю игру, да еще в таких невыносимых условиях. Не буду тут подробно описывать игру. Скажу лишь, что в конце первого тайма Тетрадзе точным пасом вывел Радченко один на один с вратарем, но наш форвард, сколько ни прицеливался, но попал мячом именно в него.
Во втором тайме игра, к сожалению, приобрела просто грубый характер, и задали тон такой, игре футболисты "Фиорентины". Наши и тут не дрогнули, и пошла жесткая, а порой и просто жестокая борьба. На 60-й минуте судья удалил с поля Моха и Байано. Мох сыграл довольно жестко против итальянца, Байано упал и ногой ударил Моха, а тот в ответ двинул его рукой. Особенно грубо у "Фиорентины" играл Эффенберг. Он сначала получил предупреждение, а потом был удален с поля за пререкания с судьей. У "Фиорентины" был, пожалуй, за всю игру один явный голевой момент. Незадолго до конца к нашим воротам чисто один на один вышел аргентинец Батистута, но прекрасно сыграл Черчесов, отразив его удар. Тут же наши имели хороший момент. Карпин справа ворвался в штрафную, мог забить сам, но отбросил мяч назад пяткой Радченко, и неудачно. А затем Тетрадзе прекрасным пасом влево вывел также один на один с вратарем Попова, тот тоже мог забивать сам, но сделал передачу в центр Радченко, который и переправил мяч в сетку.
Вечером "Ювентус" переиграл сборную США - 3:0 и стал обладателем Кубка памяти Баретти, нам вручили приз как лучшей иностранной команде.
Что же дал сборной России этот турнир?
Вот что говорит ее главный тренер Павел Садырин:
- Конечно, мы рассчитывали на то, что состав нашей команды на этом турнире будет более, что ли, обширным. Надеялись на приезд игроков, выступающих за рубежом, которых мы давно не видели. Но, к сожалению, дождались только Добровольского, да вот и Моха в последний момент заполучили. Поэтому оказались в очень трудном положении, имея всего одного запасного полевого игрока.
Турнир, я считаю, был очень высокого уровня. Нам пришлось сыграть с двумя ведущими клубами Италии, в составе которых выступают известные футболисты не только этой страны, но и мира. Приятно, что наши ребята, многие из которых впервые играли в сборной, в матчах с ними не дрогнули, причем проявили не только характер, но и мастерство, которое оценили все газеты. Довольны их игрой остались и мы, тренеры. Если говорить о перспективе, то она у нас есть - все-таки большинство наших игроков молоды и будут еще прибавлять в мастерстве. Конечно, работы впереди много и в индивидуальном плане, и в командном...
- А кого-то из игроков вы могли бы отметить особо?
- Отметить надо всех ребят. А выделил бы я Попова, Карпина, Ледяхова... Приятно было то, что Добровольский, который приехал к нам, сыграв за свой клуб, проявил себя в матчах за сборную России с самой лучшей стороны. Если и остальные наши "иностранцы" будут играть с таким же желанием за сборную, как и он, то, думаю, мы решим задачу выхода в финальную честь мирового чемпионата в США.
- Если 23 сентября нам не удастся провести официальный матч со сборной Югославии, что будет делать команда?
- Мы провели предварительные переговоры в Италии. Возможно, сыграем именно 23 сентября там с "Интером" или "Миланом". Постараемся провести эту игру более или менее полным составом, с привлечением тех игроков, которые выступают за рубежом.
А вот мнение руководителя сборных команд России Никиты Симоняна:
- Самое приятное впечатление от игры сборной России то, что все футболисты, несмотря на труднейшие условия (игра практически без замен, жара) оба матча провели с полной отдачей. Это главное.
Олег КУЧЕРЕНКО. Еженедельник "Футбол" №35, 1992 г.