Жест с коленом расколол Англию и мешает сборной готовиться к Евро: болельщики свистят, политики объявляют бойкот, игроки продолжают
В Британии новый виток споров вокруг вставания на колено – акции в поддержку движения Black Lives Matter. Дискуссия в обществе становится все более жесткой.
Что случилось?
Болельщики на стадионе в Мидлсбро освистали жест перед обоими товарищескими матчами сборной Англии на прошлой неделе.
После игры с Австрией (1:0) Гарет Саутгейт сказал: «Это не то, что я бы хотел слышать. Это может показаться критикой в адрес наших чернокожих футболистов. Кто-то, видимо, считает эту акцию политической. Я рад, что свист утонул в аплодисментах. Некоторые люди просто не понимают суть этой акции».
Перед следующим матчем сборная вышла с заявлением, что игроки не откажутся от жеста: «В преддверии сегодняшней игры наши футболисты вновь встанут на колено в знак солидарности с сообществом темнокожих, включая членов нашей команды, которые регулярно подвергаются оскорблениям. Пожалуйста, поддержите их перед началом игры».
Однако призыв не был услышан всеми. Перед матчем с Румынией (1:0) ситуация повторилась: часть болельщиков неодобрительно свистела, а другая аплодировала в поддержку игроков.
Перед игрой случился еще один инцидент – на колено в знак протеста отказался вставать хавбек гостей Никушор Станчу: «Я не стал этого делать в знак солидарности с моим партнером по «Славии» Куделой. Его дисквалифицировали на 10 матчей (за расизм – Sports.ru) без каких-либо доказательств. Поэтому я не верю, что преклонение колена может стать решением проблемы».
В общем, если когда-то этот жест стал символом протеста, то теперь таким становится отказ от него.
Почему свист?
В Англии все громче голоса тех, кто уверен, что жест потерял силу. Уже к осени в акции перестали участвовать некоторые клубы чемпионшипа и дивизионов пониже, к февралю созрел первый клуб, который открыто объявил об отказе вставать на одно колено. Это «Брентфорд» – клуб, который по итогам сезона вышел в АПЛ. Затем к отказу от жеста присоединился «Дерби» Уэйна Руни, который вместо этого выстроился командой и тренерским штабом в один ряд.
Похожие настроения в Премьер-лиге часто транслировал Уилфрид Заа:
• «Почему я должен вставать на колено, чтобы доказать, что мы важны? Почему я вообще должен носить футболку с надписью Black Lives Matter, чтобы доказывать, что наши жизни важны? Это все просто унизительно! От меня постоянно ждут, что я поддержу BLM и буду говорить о расизме, чтобы потом сделать заголовок «Заа с нами». Просто так, для галочки».
• «Мы хотим придать этому какой-то смысл, но мне этого недостаточно. Я не собираюсь вставать на колено, не собираюсь наносить на спину надпись Black Lives Matter, потому что сейчас она воспринимается как мишень. Мы отстраняемся от остальных. Мы говорим о равенстве, но подобные вещи отстраняют нас и вообще не работают. Это моя позиция. Я считаю, что мы должны стоять с высоко поднятой головой».
В марте именно Заа стал первым игроком АПЛ, который отказался вставать на колено.
Сразу после стартового свистка он предусмотрительно сделал заявление через своих менеджеров: «Здесь нет правильного или неправильного решения. Лично я чувствую, что жест с коленом стал частью предматчевого распорядка. Сейчас не имеет значения, встаем мы на колено или просто стоим, некоторые из нас по-прежнему получают оскорбления».
Тогдашний тренер «Кристал Пэлас» Рой Ходжсон поддержал игрока: «Заа сделал заявление, которое не требует уточнений. Он объяснил причины. Уилфрид считает, что сила этого жеста потеряна, он стал частью повседневной жизни. Мы чувствовали, что он был абсолютно прав».
Ситуация обострилась с возвращением зрителей на трибуны – в последних турах АПЛ игроков, встающих на колено, освистывали на многих стадионах страны, затем протест против протеста перекинулся на матчи сборной – и почти наверняка продожится на самом Евро.
Некоторые в Британии говорят о том, что политика отвлекает от спорта. В выходные депутат от консерваторов Брендан Кларк-Смит написал в фэйсбуке большой пост о том, что жест утратил силу и стал формальностью. Он также вспомнил про политические заявления британского BLM, направленные против капитализма, полиции и Израиля. И даже сравнил жест с тем, как в 1930-х Англия перед матчем с Германией сделала нацистское приветствие. Немцы тогда аннексировали Австрию и чтобы сгладить напряжение, ФА с послом Великобритании надавили на игроков, чтобы те присоединились к жесту.
«Игроки Англии, включая великого сэра Стэнли Мэтьюза, не хотели этого делать. Однако они были уверены, что это всего лишь формальный жест вежливости и что это не означает одобрения режима. Неохотно согласились и много лет это был источник стыда для всех причастных, включая Футбольную ассоциацию.
Смысл здесь в том, что независимо от первоначального намерения смешение политики и футбола имело катастрофические последствия. Символизм много значит, как в футболе, так и в обществе в целом. И надо тщательно подумать над тем, как он используется.
Неужели наши игроки хотят нести политический багаж, который приходит с вставанием на колено? Сомневаюсь, что это так. Пожалуй, пора остановиться и подумать. Есть способы получше, чем этот. Давайте извлечем уроки из истории, найдем то, что мы все можем поддержать, при этом не смешивая политику с футболом.
Я буду поддерживать свою страну этим летом независимо от их предматчевой позиции. Но перед началом игр и в перерыве мой телевизор будет выключен. Умение слушать работает в обе стороны. И, возможно, только так они тоже будут слушать».
Депутат от консерваторов Ли Андерсон заявил, что будет бойкотировать будущие матчи сборной, если игроки продолжат вставать на колено.
Что говорит сборная Англии и британский премьер?
Команда не собирается отказываться от жеста и на Евро. Об этом уже сообщил Саутгейт:
«Самое важное для наших игроков – знать, что мы полностью едины в этом. Мы полностью поддерживаем друг друга, поддерживаем команду. На турнире мы более чем когда-либо полны решимости вставать на колено. Согласны, что может возникнуть неблагоприятная реакция, но мы просто проигнорируем это и будем двигаться дальше».
Форвард Маркус Рэшфорд в эфире ITV Sport высказался в том же ключе: «Мы не в состоянии контролировать это [свист болельщиков]. Разумеется, мы уверены в том, что поступаем правильно, поэтому продолжим это делать».
Гари Линекер не упустил возможности прокомментировать тему в твиттере: «Если вы освистываете игроков сборной Англии за то, что они встают на колено, вы являетесь одной из причин, по которой футболисты встают на колено».
Тони Бернетт, глава организации Kick It Out, борющейся с дискриминацией в футболе, призвал глушить свист аплодисментами: «Гарет Саутгейт и футболисты ясно сформулировали причины для того, чтобы вставать на колено. Это не связано с какой-либо политической организацией, поэтому у меня сомнения в мотивах и причинах, по которым люди решают свистеть в этот момент.
Я искренне думаю, что в этой стране достаточно хороших людей, чтобы сделать это в итоге несущественной проблемой. Поэтому на моей стороне будут сильные и хорошие болельщики, а также подавляющее большинство тех, кто поддерживает нашу команду и будет глушить идиотов».
Обсуждение дошло до премьер-министра Бориса Джонсона, который еще в прошлом году скептически относился к акции. «Я не верю в жесты, я верю в суть. Не хотел бы, чтобы людей вынуждали делать то, что они необязательно хотят делать», – говорил он тогда.
Сейчас за Джонсона дипломатично ответил его представитель: «Премьер-министр поддерживает право людей на протест и уважает право людей в этой стране мирно протестовать и выражать свои чувства по поводу несправедливости. Что касается вставания на колено, премьер-министр больше сосредоточен на действиях, чем на жестах. Мы предприняли действия с Комиссией по расовым и этническим различиям. Это то, на чем он сосредоточен. Премьер-министр бы хотел, чтобы все болельщики в Англии проявляли уважение во время любого матча. В то же время он уважает право тех, кто хочет таким образом мирно протестовать».
Интересна (и очень показательна) позиция The Times, одного из главных медиа страны. В воскресенье газета выступила с программным заявлением редакции о том, что жест утратил изначальный смысл, стал частью протокола и теперь не объединяет людей, а раскалывает их, так что пришла пора отказаться. При этом внутри футбольный автор Генри Уинтер пишет, что игроки должны продолжать вставать на колено («Игроки, у которых есть совесть и которые встают на колено – это будущее, а болельщики, которые освистывают их, – прошлое»).
Звезды и клубы бойкотируют соцсети из-за расизма: Анри и «Суонси» – уже, «Тоттенхэм» только грозится
Фото: Gettyimages.ru/Nick Potts – Pool, Andrew Boyers – Pool, Lee Smith – Pool, Adam Davy – Pool
По крайней мере, мне эта ситуация видится именно так.
Английская Википедия: Nicolae Stanciu
Русская Википедия: Николае Станчу
Никто...
Абсолютно никто...
Спортс.ру: НИКУШОР Станчу