Красивая жизнь «английского рыцаря» и «мага»
Говорят, что не бывает жизни, в которой идет все гармонично, идеально и почти без скандалов. И не ошибаются. Однако стоит похвал история такой личности, которая все же стремится работать над собой, борясь и искореняя свои недостатки. Жизнь сэра Стэнли Мэтьюза тому подтверждение: ни одной желтой карточки за 700 матчей, джентльменское поведение, непреодолимая страсть к игре. Именно такая карьера зачастую должна быть примером для подрастающего поколения в плане не только желания трудиться и добиваться своих целей, но и всегда и во всем оставаться человеком.
Переместимся же в Англию 1915 года, в холодное 1 февраля. В этот день в маленьком городке Хэнли на Сеймур-стрит, 89 и родился Стэнли. Джон Мэтьюз (так звали отца будущей звезды английского футбола) был боксером в легком весе (провел около 300 боев) и владельцем парикмахерской по совместительству. Его нередко называли «человеком дела» за то, что большое внимание он придавал воспитанию сыновей, в частности и спортивному. Так как к тому моменту Стэнли был уже третьим в семье ребенком, он видел пример старших братьев и с раннего детства начал проявлять интерес к спорту. На удивление, не к боксу (хоть он им и занимался), как хотел его отец, и к беговым видам, а к футболу. Потом сам Мэтьюз в своем автобиографии «Путь, каким он был» писал, что «на уме у него было одно – стать футболистом». Как и у большинства его современников, его первым мячом был… надутый свиной пузырь. А так как футбольных полей особенно не было, то он брал его в ближайшей мясной лавке и играл на улице часами. Даже такие легенды, как Леонидас да Силва, Джузеппе Меацца и Раймунд Орси, так же играли изначально именно им (пусть и бычьим), несмотря на всю сложность его эксплуатации. Однако Джон хотел, чтобы его сын стал боксером. Уже на четвертый день рождения Стэнли подарили пару шипованых легкоатлетических кроссовок, и отец стал его брать на ежедневную пробежку, чтобы у будущего легендарного вингера «Сток Сити» развивалась выносливость. Спустя некоторое время Мэтьюз-младший стал участвовать в разных школьных соревнованиях по бегу. И во время одного из них (мальчику было 6 лет) отец поставил большую сумму на его победу. Казалось бы, что, по законам жизни, эти деньги будут проиграны, а парень в широченных шортах не сможет финишировать даже в тройке. Но упорство и сильные для такого возраста ноги сказали «нет» поражению, и после финиша, довольный, но запыхавшийся Стэн пошел к отцу. Тот стоял с набитыми деньгами карманами и улыбался. В качестве подарка мальчик получил маленькую золотую рыбку, о которой с благоговением вспоминал в своей автобиографии. Но, несмотря на успехи в беговых соревнованиях, он окончательно убедился в том, что хочет заниматься именно футболом. Услышав про решение сына, Джон сказал: «Ты сможешь стать хорошим футболистом еще до окончания школы».
Тогда юноша твердо решил добиться своей цели и стал играть за команду учебного заведения на Веллингтон Роуд из Хэнли. И вот спустя достаточно большое время ему выдался шанс себя проявить на соревновании «England v.Rest» 1929 года. Там он отметился лишь одним голом, но все равно был одним из лучших игроков на турнире.
А вскоре он сыграл первый матч и за сборную, правда - за сборную школьной футбольной ассоциации. Англия обыграла Уэльс с разгромным счетом 4:1, а юное дарование из Хэнли отметилось голом. В итоге Стэнли закончил школу и первое время был учеником каменщика, но по достижении пятнадцатилетнего возраста (вдумайтесь только!), в столь раннем возрасте подписал первый контракт со «Сток Сити». Точнее говорят, что сам главный тренер Том Мэтер был заинтересован в юном игроке и предложил ему пусть скромную, но достойную плату – ровно фунт в неделю. И хотя юный футболист изначально получал игровую практику только во второй команде, слухи о нем распространились по многим городам Англии. Считается, что даже представители «Астон Виллы», на тот момент одной из лучших команд в национальном чемпионате (2 место в сезоне 1930-1931), предлагали Джону Мэтьюзу переехать в Бирмингем вместе с семьей, чтобы их сын обучался и тренировался в их академии, но по неизвестным причинам он отказался.
В 17 лет, а именно в 1932 году, Стэнли подписал полноценный профессиональный контракт со «Сток Сити» на более приятных для игрока условиях: 10 фунтов сразу, еще 5 в неделю. И уже летом клуб платил ему зарплату и бонусные за победы. Но юный футболист не забывал семью: половину дохода он перечислял на счет матери. А его, в свою очередь, не миновали новые обязанности и трудности. Тренировки стали более частые, требования высокие, но самое главное, что болельщики клуба ждали от него захватывающей, красивой игры, это действительно было немаловажно. Вскоре он провел и первый свой матч за «гончаров» на выезде в Буринге (Сток к тому времени еще не вышел в первую лигу). Игра его сразу вызвала восхищение: легкие, плавные движения, молниеносные финты и точные пасы. Недаром спустя время его заметили и местные газеты: в кубковом матче против «Манчестер Сити» Мэтьюз показал чудеса дриблинга и понимания игры. А еще его заметила дочь нового главного тренера «гончаров» Элизабет, «Бэтти», Уоллэнс. Она влюбилась в юную звезду и в 1935 году пара поженилась. На тот момент Стэнли было всего 20 лет, и, несмотря на это, в скором времени у них появилось двое детей: дочка Джин и сын Стэнли-младший. Так Элизабет и Стэнли-старший прожили в браке 23 года. Позже в одном из интервью дочь очень тепло отозвалась о своей матери, которую действительно можно было назвать «примерной»: «Она была большим фанатом «Сток Сити» и любила каждого жителя Сток-он-Трента. Вместе с отцом они смотрелись замечательно». Но вернемся же к футболу.
В 1934 году летом к клубной нагрузке прибавились не менее сложные тренировки в составе сборной. Сначала он в чемпионате оформил покер в ворота Лидса, а в сентябре уже ждал матч со сборной Уэльса, с которой Стэнли уже сыграл и отличился результативными действиями. И на этот раз не обошлось без них – игрок опять забил гол. Матч с Италией в ноябре того же года «кудесник» окончательно закрепился в основном составе национальной команды и стал главной ее надеждой. О нем продолжали писать в прессе, а игра его становилась все лучше и лучше. Финты его стали называть «быстрым танцем», потому что мяч будто прилипал к его ноге и слушался его, как самый верный друг. Вплоть до 1937 года карьера Мэтьюза шла как по маслу. Однако в четвертом по счету матче за сборную против Шотландии произошел первый неудачный эпизод в его жизни: нападающий «трех львов» Рэйч Картер сыграл в «стеночку» со Стэнли - получилось весьма неудачно. В результате игроки столкнулись и Картер вылетел за бровку вместе с мячом. После матча «кудесник» подвергся критике. Нападающий сборной Томми Лоутон встал на его защиту:
«Я не знаю, что на него нашло и не могу это объяснить. Рэйч - идеальный командный игрок. Но возможно, он не туда смотрел, когда принимал пас».
Но «черная полоса» в карьере молодого горячего полузащитника продолжилась. Одна английская газета написала о том, что некоторые игроки сборной настолько возмущены его манерой «индивидуализма», что решили как можно реже давать ему мяч на поле во время матчей. Фанаты, конечно же, возмутились такой новостью и тому же Лоутону снова пришлось объяснять случившееся:
«Иногда со Стэнли действительно сложно взаимодействовать, порой кажется, что он играет один. Однако то, о чем все говорят, – ложь. Иногда он показывает свой истинный гений, и невозможно надеяться на поле на кого-то, кроме него».
И если вдуматься, то он действительно прав. Редкие свидетели его игры говорят, что в плане паса и обводок ему не было равных. Каждое его действие на поле сопровождалось либо оглушительными овациями, либо восхищенными возгласами публики. Немецкая пресса и вовсе его поэтично назвала «Der Zauberer», что в переводе на русский язык означает «маг». Помимо этого псевдонима, было еще два – «стрекоза» и «человек, дразнящий детей». Стэнли получил их за гибкую и быструю манеру игры: иногда перед финтом он немного забавно и неуклюже расставлял руки и резко, непредсказуемо смещался в сторону от соперника, оставляя того в дураках. Представьте, в сорок один год в игре за сборную против Бразилии (победа «трех львов» со счетом 4:2!), "маг" весь матч мучил своими резкими и дерзкими движениями бразильского защитника Нилтона Сантоса. А ведь это возраст, в котором большинство футболистов завершают карьеру! Хотя стойте, что, если все-таки возраст действительно не помеха? Бред! – скажете вы. А Стэнли опровергнет ваши слова не только словом, но и делом. «Многие посчитают, что я сумасшедший, но даже если тебе уже 37 лет, я считаю, что свой лучший футбол я еще не показал». Да уж, насколько должна быть железная воля у человека и какое влечение к футболу, что он в итоге продолжает играть до 50 лет? Уж явно не слабее, чем у Милевского к алкоголю и Муту к наркотикам.
Нельзя не восхититься стойкостью и характером Мэтьюза. Когда Гитлер пришел к власти в Германии, он захотел во что бы то ни стало самоутвердиться, распространить свой авторитет и среди спортсменов. Первой подходящей целью стали именно футбольные сборные. Перед матчем Англии и Германии в 1938 году в раздевалку к футболистам «трех львов» зашел представитель футбольного союза и приказал игрокам во время исполнения нацистского гимна приветствовать фюрера, или, проще сказать, «зиговать» ему. Тогда Стэнли один из первых начал возмущаться и пытаться перечить такому позорному решению руководства. Волной ненависть и негодование разнесло по раздевалке. Как вспоминал сам футболист, «раздевалка как будто извергалась лавой… все одновременно и громко кричали. Капитан нашей команды Эдди Хэпгут, авторитетный и уважаемый, показал чиновнику неприличный жест и наглядно объяснил ему, что он может сделать с нацистским приветствием, тем самым подразумевая, что засунет его туда, где не светит солнце».
Увы, от уговоров и просьб чиновникам пришлось перейти к угрозам, а посол Англии в Германии сэр Невилл Хендерсон и вовсе предупредил, что нужна «всего лишь искра, чтобы разжечь вооруженный конфликт между странами». Итог: на гимн обозленные британцы вышли с вытянутой вверх правой рукой. На игру с такой огненной вывеской пришли посмотреть 110 000 зрителей. Среди них были также и правительственные деятели Германии – Герман Геринг и Йозеф Геббельс, но психологически они никак не повлияли на готовых разодрать немцев англичан. Игра завершилась со счетом 6:3 в их пользу, а мяч, забитый Леном Гулденом, был настолько прекрасен, что Мэтьюз назвал его «величайшим голом, который он когда-либо видел в футболе».
Но если после матча злость всех англичан потихоньку улетучилась, то у звездного вингера со временем только усилилась. «Сток Сити» в ушедший год финишировал семнадцатым и вылетел из первой лиги. Мэтьюз очень хотел выиграть какой-нибудь трофей и попросил руководство продать его в более успешный клуб. Команду и фанатов этот инцидент неприятно огорчил, но, несмотря на это, целых 3000 болельщиков организовали митинг с просьбами игрока остаться, а еще 1000 вышли на улицу с плакатами и баннерами со словами поддержки «кудесника». Игрок утихомирил свой пыл и решил остаться. Но вторая мировая война буквально прервала его дальнейшую карьеру вплоть до достижения игроком 32-летнего возраста. Он вступил в войска Королевских ВВС и всю службу провел под Блэкпулом. Однако и тут футбол время от времени заглядывал к «магу» в гости.
Его иногда приглашали играть в региональных лигах (в том числе такие клубы, как «Арсенал», «Манчестер Юнайтед», «Рейнджерс» и «Крю Александра»), а также за сборную ВВС. Увы, незадолго до окончания войны, Джэк Мэтьюз, отец игрока умирает. Позже футболист писал, что он ему завещал «выиграть кубок Англии и, главное, позаботиться о матери».
1946 год. Огонь на фронте давно погас и регулярный чемпионат страны постепенно возобновился. Стэнли возвращается в свой родной клуб, и тут сразу происходят неприятности. Тренер команды Боб Макгри сначала сменяет капитана в клубе на Ника Франклина. Затем появляются слухи, что он вовсе выставил «кудесника дриблинга» на продажу, а на замену клуб подписал Джорджа Маунтфорда. Причиной стала якобы «излишняя популярность в раздевалке и высокий авторитет». Слухи подтвердились, и в 1947 году «волшебник» начал свою вторую карьеру уже в «Блэкпуле». И, несмотря на большую стоимость футболиста (11 500 тысяч евро), тренер «мандаринов» Джо Смит был очень доволен трансфером. Свой уход Мэтьюз сначала никак не комментировал, но позже все-таки рассказал:
«Конфликт действительно был, но я знал, что члены команды меня поддерживали, включая и новичка Маунтфорда, который заменил меня. Это заставило меня смотреть с оптимизмом на всё происходящее».
Вместе с этим Стэнли потерял и место в составе сборной. Но это не был конец великой истории, а лишь подход к ее вершине.
В «Блэкпуле» игрок лишь продолжил прогрессировать. В 32 года он вызывал у публики и одноклубников уважение и был примером для молодого поколения. В сезоне 1947-1948 гг. «маг» почти исполнил свою мечту и мечту отца – его клуб вышел в финал Кубка Англии. Там «Блэкпул» встретился с крепким «Манчестер Юнайтедом» под руководством сэра Мэтта Басби (одного из лучших тренеров послевоенного времени, а возможно и 20 века в целом). Результат матча был удручающим для «мандаринов» – 4:2 в пользу «красных дьяволов». Но, отбросив все нюансы, Стэнли все равно был лучшим на поле на протяжении всего года и был признан «футболистом года» ассоциацией футбольных писателей «FWA». Спустя четыре года Мэтьюз еще ближе подошел к апогею своей карьеры, заняв с командой 3 место в первой футбольной английской лиге и снова достигнув финала кубка Англии. Но неудача и здесь постигла его: «Ньюкасл» победил со счетом 2:0. После игры сам «кудесник» был восхищен правым атакующим полузащитником «сорок» Эрни Тейлором, более известным как «мальчик с пальчик». Звездный игрок подошел к новому тренеру клуба Джо Смиту и посоветовал ему купить юное дарование. Доверие руководства было к Мэтьюзу на высоте, и трансферт был согласован в октябре 1951 года чуть ли не за рекордную на тот момент сумму в 25.000 фунтов стерлингов. Наверное, вы уже заждались, когда я расскажу про главный командный трофей великого дриблера. В 1953 году кубок Англии наконец-то поддался «Блэкпулу». «Болтон Уондерерс» оказались слабее «мандаринов» (4:3), а матч стал позже известен как «финал Мэтьюза» – ведь вингер сделал две голевые передачи при счете 1:3 в пользу «рысаков». Публике запомнился именно второй гол «мандаринов», впечатляющий проход Стэна через двух защитников команды противника сделал изумительный навес на форварда Мортенсена, а тот в свою очередь в красивом прыжке переправил мяч в ворота. Но, как посчитал «кудесник» в своей автобиографии «Путь, какой он был», решающий вклад в победу тогда все-таки сделал нападающий Блэкпула: «Стэн был травмирован… Он едва тренировался, но собрался с силами и оформил хет-трик».
Спустя три года, во времена рассвета таких звезд, как Альфред ди Стефано, Ференц Пушкаш, Лев Яшин и Раймон Копа, в голосовании за Золотой мяч 1956 г. выиграл именно Мэтьюз. На тот момент ему стукнул 41 год. Фанаты, любители футбола были в восторге от такого уровня игры в таком возрасте. Многие считали такую карьеру сплошным подвигом. Но и это был не конец. В 1961 году игрок вернулся в родной «Сток Сити» и играл в нем до 1965 г., но, увы, уже не так часто и результативно, за 59 матчей он забил 3 гола. 28 апреля публика и лучшие футболисты мира смогли достойно отблагодарить Стэнли Мэтьюза за волшебную его карьеру, а телетрансляцию игры смотрели 112 миллионов человек. На стадионе «Виктория Граунд» была сыграна последняя игра великого вингера, а также забит и последний гол. Вдумайтесь, и все это в 50 лет!
Чуть позже королева Елизавета посвятила «мага» в рыцари, и это было идеальным завершением футбольного пути великого игрока и достойного человека.
Оставшуюся жизнь Мэтьюз провел также недалеко от любимого вида спорта: ездил в ЮАР и Канаду тренировать местных детей, даже возглавлял африканскую футбольную команду, устраивал с ней турне по Европе.
В 1970-м он уехал в Мальту, казалось бы, просто отдыхать, но нет. Он играл там в местный футбол, снова женился (на Миле Винтеровой, бывшей работнице чешской секретной службы) и просто наслаждался прожитой жизнью. В 1995 году он сделал одну из своих последних записей в автобиографии: «На протяжении более чем 80 лет футбол был неотъемлемой частью моей жизни. Я этому очень рад». Вряд ли кто-то еще любил футбол так, как он. И никто не знает, как это Стэнли удавалось. Может, это был его маленький секрет, неизвестно. Пусть уж лучше это останется в тайне.
Спустя 5 лет, 23 февраля волшебник тихо умер в родном городке Сток-он-Трент графства Стаффордшир. И нет, волшебник без кавычек – это не ошибка. Это настоящая правда.
А затем приводит фотку газетной вырезки. Автор вчитайся в текст этой газеты! Там ни слова о футболе. Это о крикете! Ключевое понятие из крикета wicket там мелькает постоянно.