Изучаем травму Де Брюйне: перелом глазницы — это очень опасно, но шанс сыграть против России есть
Разбор Артема Рыженко.
Финал Лиги чемпионов испытал на прочность всех игроков «Сити», но Кевина Де Брюйне — особенно. После столкновения с Рюдигером бельгиец с трудом покинул поле и уже не смог продолжить матч, а под глазом капитана «Сити» налилась приличная гематома. Позже выяснилось — у Кевина сломан нос и кости левой глазницы, хотя в основном пишут про «перелом орбитальной кости». Что это значит и насколько все серьезно? Давайте разбираться.
Строение глазницы гораздо сложнее, чем кажется, ее стенки образуют более 10 костей
Часто мы видим диагноз «перелом орбитальной кости» — в основном в смешанных единоборствах, но этот термин не совсем корректен. Ошибка появилась из дословного перевода orbital bone. Вот только правильнее переводить это как «глазница» — отверстие в черепе, в котором находится глаз. И ее строение непростое.
Череп человека образован 23 костями, из них почти половина участвует в образовании стенок глазницы. И когда говорят о переломе орбиты (orbital bone fracture), имеют в виду перелом любой из них.
Травма глазницы — это очень опасно, она может привести к инвалидности
Во-первых, любой удар, способный сломать кости черепа, с большой вероятностью вызывает и сотрясение мозга (серьезность этой травмы не нужно пояснять). Во-вторых, так как многие кости глазницы довольно мелкие, изолированный перелом одной из них — редкость, отсюда и упрощение «перелом орбиты», чтобы не усложнять все тонкостями медицинской терминологии и перечислением всех поврежденных структур.
И в-третьих, стенки глазницы образуют крупные щели и каналы, через которые проходят сосуды, нервы и глазодвигательные мышцы.
Как несложно догадаться, травма костей вблизи этих структур наиболее опасна — их повреждение может привести к серьезным осложнениям: от легкого нарушения зрения до инвалидности.
Какие шансы у Кевина сыграть на Евро?
Из-за этих опасностей Кевин проходит максимально полное обследование — рентген, КТ, МРТ. Все эти методы максимально точно визуализируют повреждения, что позволяет оценить риск всех возможных осложнений. Когда ставится вопрос о потенциальном возвращении к тренировкам, то опасаются в основном повторных ударов — они могут спровоцировать смещение обломков, которые могут повредить сосуды и нервы. Также есть риск усугубить относительно «безопасные повреждения» — перелом может стать более протяженным и затрагивать опасные участки, либо могут появиться осколки.
Если выяснится, что угроза минимальна, то Кевин восстановится как раз к первому матчу Евро, то есть к игре против сборной России. Просто выйдет на поле в такой же маске, как Рюдигер. Она делается индивидуально из карбона или других полимеров и практически не мешает игроку, при этом защищает лицо от повторных ударов.
Но если повреждение серьезное, Кевин вернется уже только к предсезонке. Главный вопрос тут — какие стенки глазницы затронуты и какие именно части костей повреждены. Чем дальше от внутренних структур глаза и чем меньше трещина — тем благоприятнее прогноз.
Главный тренер сборной Бельгии Роберто Мартинес подтверждает, что обследования продолжаются, но прогноз оптимистичный.
«Нужно пройти несколько дополнительных тестов, чтобы понять, в каком он состоянии. Мы будем очень осторожными. Кевин выглядел оптимистично и чувствовал себя хорошо, когда я с ним разговаривал с ним. Ему не потребуется операция. Мы уверены, что получим четкую картину в течение следующих семи дней», – сказал Мартинес.
Скорее всего, футболисту сделают еще пару повторных снимков и тестов, чтобы удостовериться в правильности принятого решения, а дальше (если не найдут осложнений) Кевин возобновит тренировки.
Мой канал в телеграме о спортивной медицине
Фото: REUTERS/Michael Steele, Jose Coelho
Таки вы ошибаетесь, ее стенки образуют 4 кости: лобная, верхнечелюстная, скуловая и слёзная. Остальное на данной иллюстрации - иные анатомические образования: ямки, каналы, отверстия, края.