Мухин и ЦСКА. Выбор прошлого
Точка излома клубной судьбы – не лучшее место для развития молодых.
Официально объявлено о переходе 19-летнего Максима Мухина из «Локомотива» в ЦСКА. С новым клубом подписан контракт на пять лет – это максимальный срок, позволенный законодательством. Таким образом, игрок сделал выбор стратегический, принципиальный: именно армейский клуб, по его мнению, тот, с кем стоит надолго связать свою судьбу. И вот эта сторона, пожалуй, в сюжете самая важная. Потому что речь идёт об игроке с очевидными задатками, полная реализация которых в интересах всего российского футбола.
Хотя добросердечную нашу публику больше интересует другая сторона – сумма прописью. Разумеется, при любом трудоустройстве размер жалования важен – это ясно. Но всё же безусловным приоритетом он бывает не всегда. Для 19-летнего футболиста имеют значение не только сегодняшние деньги, но и завтрашние. Говоря иначе, в таком возрасте надо выбирать площадку, где ты быстрее всего выйдешь на проектную мощность. Чем раньше на свет божий будет извлечён весь твой игровой потенциал, тем раньше ты будешь получать те деньги, которых по-настоящему заслуживаешь: здравая финансовая стратегия представляется примерно такой. Выходит, Мухин полагает, что именно в ЦСКА ему удастся раскрыться быстрее и полнее.
Эту же версию охотно поддерживает новый работодатель. Роман Бабаев дает понять, что игрок выбрал ЦСКА не из-за денег.
– Поверьте мне, Максим мог получить гораздо более выгодные финансовые условия в других клубах по сравнению с ЦСКА. Его выбор был осознанным.
Хорошее слово. Вот об осознанности давайте и задумаемся.
О слабых местах контракта с «Локомотивом» – теперь уже, можно сказать, бывшего – знал не один ЦСКА, а практически весь рынок. Ещё в середине апреля сообщалось, что в приглашении Мухина заинтересованы «Спартак», «Динамо», «Краснодар», «Рубин», «Ростов». Значит, вот этим клубам Максим и предпочёл армейцев. Поле для сравнений интересное.
Конечно, «Спартак» на отдельном положении. Это клуб-вулкан, который сам никогда не знает, что извергнет в следующую секунду. Делать на него ставку, не будучи красно-белым изнутри, довольно странно. А вот остальная четвёрка чем-то похожа. В первую очередь, пожалуй, внятностью клубной политики. Про «Динамо», правда, такое пока говоришь с опаской, но всё же переход к разумности и стабильности кажется состоявшимся.
А здравомыслие клубного менеджмента – это один из двух важнейших критериев для футболиста при выборе команды. Второй – фигура тренера: его подтверждённое качество, его умение развивать игроков, его заинтересованность в тебе лично. Если по этим критериям сравнить предложенный выше ряд, то превосходство ЦСКА, мягко говоря, неочевидно. Сегодняшнего, стоит подчеркнуть, ЦСКА – того, какой мы увидели в 2021 году. Потому что по количеству странных решений этот клуб стал безусловным чемпионом весны.
В последние дни не раз прозвучало, что Мухин мог оказаться в ЦСКА ещё в 2018 году. Какие именно мотивы могли тогда привлечь молодого таланта из провинции, абсолютно понятно – репутация безупречного хозяйства, нажитая во времена Гинера. Но ровно в той же мере непонятно, какие мотивы могут привлечь сейчас. За три года поменялось очень многое, почти всё. Кто принимает решения – непонятно. Какова стратегия клуба – непонятно. Почему Олич – непонятно. Насколько велика степень доверия тренеру – непонятно. Прогнозировать будущее ЦСКА сегодня не возьмётся никто.
А Мухин, такое впечатление, сейчас завершает тот свой не состоявшийся три года назад трансфер. Переходит в ЦСКА 2018-го, хотя на дворе уже 2021-й. Человек, которому надо выбрать будущее, выбирает прошлое. Выбирает образ того клуба, который уже ушёл.
Тогда как почти у любого из умозрительных конкурентов ЦСКА в этом сюжете перспективы гораздо более ясные. «Краснодар» по-прежнему связан только с Галицким. В «Рубине» и «Ростове» по-прежнему действуют пятилетние контракты тренеров, Слуцкого и Карпина соответственно. Наконец, в «Локомотиве» по-прежнему будет работать Николич (новый контракт на три года) – человек, который и открыл Мухина для большого футбола. Если руководствоваться соображениями игрового развития, любой из этих вариантов сегодня – стоит подчеркнуть ещё раз: именно сегодня – выглядит предпочтительней ЦСКА. Но Максим сделал другой выбор.
Впрочем, есть большие сомнения в том, что это выбор исключительно Максима. В 19 лет человек просто не может иметь того глубокого понимания и объёмного видения, которые необходимы для безошибочного трудоустройства. И тут многое зависит от старшего товарища. В том, что агент Вадим Шпинёв не очень дружит с нынешним руководством «Локомотива», большого секрета нет. Хотя для приличного агента главное должно быть в другом – не с кем ты дружишь, а как помогаешь развитию своих клиентов.
И в этой связи припоминается одна похожая история пятилетней примерно давности. Тогда вдруг из «Локомотива» в «Рубин» засобирались два молодых клиента Шпинёва – Рифат Жемалетдинов и Алексей Миранчук. Второго успел-таки сохранить для родного клуба вернувшийся в Черкизово Юрий Сёмин. А первый чуть раньше ушёл. В Казань, где вдруг завелись шальные деньги, но где в тот момент, летом 2016-го, не было абсолютно никакого понимания перспектив. Простой вопрос: если у агента в приоритете не собственный интерес, а игровое развитие юного клиента, он будет уводить его в такой клуб? Где непонятный тренер, непонятный состав, непонятное будущее. Между прочим, тогда тоже, как и сегодня, участники сделки настойчиво повторяли в медиа, что дело не в деньгах. А герою сюжета тоже было 19 лет.
Любопытно, что нынешней весной Жемалетдинов в какой-то момент подавался в одной связке с Мухиным. Мол, у обоих контракты в «Локомотиве» завершаются и оба хотят уйти. Только, в отличие от партнёра, Рифат в итоге остался. Выходит, нашёл для агента Шпинёва аргументы. И это, несомненно, тот, прошлый опыт, когда в Казани он просто потерял несколько лет. Тогда как Миранчук, вопреки агенту решивший остаться, за те же годы в «Локомотиве» многое обрёл.
Не исключено, конечно, что ЦСКА Олича окажется проектом более внятным, чем «Рубин» Грасии. Но пока очевидно, что каждый из них затеян в точке излома клубной судьбы. А это не самое лучшее место для развития молодых.