Форлан провалился в «МЮ» из-за эгоизма Ван Нистелроя, а потом выиграл «Золотую бутсу» в «Вильярреале» – благодаря дружбе с Рикельме
В финале ЛЕ может топить за любой клуб.
«Я лечу в Англию, чтобы перейти в «Мидлсбро», – сказал Диего Форлан 17 января 2002-го и через полдня приземлился в лондонском Гатвике. Утром его ждал рейс в Тиссайд, первые европейский контракт и гарантированный взлет в крепком середняке, где самым серьезным конкурентом был постаревший и неторопливый Бокшич.
«Фергюсон узнал об этом, – вспоминал Форлан в The National. – Мне позвонили. Я знал английский с детства, но с трудом понимал человека по телефону. Он тараторил с ужасным акцентом. Пришлось приложить усилия, чтобы сообразить: он хочет, чтобы я играл в его клубе. «Мы хотим тебя, – сказал он. – Это не просто интерес. С нами ты можешь стать великим. Дождись нашего предложения».
«Я лечу в Манчестер, чтобы перейти в «Манчестер Юнайтед», – объявил Форлан 18 января.
Фергюсон планировал связку Форлан – Ван Нистелрой, но пришлось выбирать: они оказались несовместимы
Возможно, 22-летний Форлан не потерял бы три года, если б в тот день не ловила связь, но он точно был не единственным виноватым в неожиданном повороте. «Мидлсбро» сам затянул сделку. «Боро» долго уговаривал «Индепендьенте» на рассрочку и договорился о выплате 6,9 млн фунтов восемнадцатью маленькими частями. «Манчестер» воспользовался ситуацией и перебил предложение, выплатив 7 миллионов разом.
Форлан дебютировал полторы недели спустя – отбегал 14 минут против «Болтона». К весне он скопил 5 блеклых выходов на замену, к концу сезона – 18 матчей, включая несколько полных. Голов не было. Форвард, обычно попадавший с любой дистанции, редко находил моменты и мазал из простых позиций.
«Помню, как пришел Форлан, и с ним все было не так. Если игрок старался – а Диего старался, – мы помогали ему. Мы подбадривали его на тренировках и в матчах, никто к нему не цеплялся. Диего честно работал», – анализировал Рой Кин.
«Я сказал себе: «Если хочу выжить здесь, рядом с такими игроками, нужно больше тренироваться. Я брал мешок с мячами и бил ими в стену, отрабатывая точность, – рассказывал Форлан в UTD Podcast. – Однажды Сульшер сказал: «Я очень много тренируюсь, но впервые вижу, чтобы кто-то пахал еще больше». Я был счастлив».
Но дело было не в тренировках. И точно не в адаптации – Форлан говорил на пяти языках и пережил переезд так легко, что вообще не страдал из-за редких поездок домой. Диего даже стал чемпионом клуба по теннису, причем Фергюсон выиграл на ставках: он единственный знал, что уругваец занимался теннисом профессионально и перешел в футбол только потому, что Марадона профинансировал лечение его парализованной сестры.
Дело было в Ван Нистелрое. Фергюсон играл в 4-4-2 и брал Форлана в пару к голландцу. В этой связке не было бы ничего от взаимозаменяемости Йорка и Коула, никакой синергии – только дополнение: мобильный уругваец должен был электризовать атаку, заточенную под классического статичного финишера. Но тренер учел не все. Ван Нистелрой не делился голами.
«Руд хотел быть бомбардиром номер один, это его природа, – объяснял Фергюсон. – Форлан вообще не регистрировался на его радаре. Между ними не было химии».
И все-таки Форлан разыгрался. В сентябре 2002-го Бекхэм подарил ему пенальти с «Маккаби». В октябре – через десять месяцев после дебюта, – Диего впервые забил в АПЛ и в следующей игре повторил. В ноябре две голевые против «Ньюкасла». В декабре дважды забил на «Энфилде» и стал героем заряда: «Он пришел из Уругвая и заставил скаузеров плакать».
Форлан сделал 6+2 в 11 матчах – и все равно не стал основным. «Иногда не подходит ни лига, ни время, ни обстановка», – резюмировал Гари Невилл, но дело по-прежнему было не в невезении. Ван Нистелрой пасовал только себе. Фергюсону пришлось выбирать, и выбор был очень простым: Диего блистал только в связке и нуждался в еще одном форварде, а Руд отказывался от напарников и находил пространство в штрафной так легко, словно защитники не замечали его.
История повторилась в сезоне-2003/04. К декабрю Форлан сделал 5+5 во всех турнирах и к игре с «Астон Виллой» подошел в шикарной форме. Фергюсон вызвал его к себе.
«Сэр Алекс сказал: «Руд больше любит играть в одиночку». Меня оставили в запасе, – вспоминал уругваец. – Я ответил: «Без проблем», но мне это не понравилось. Я был взбешен, ведь я забивал». Диего вышел на последние 18 минут и сделал дубль, но кажется, именно в тот день понял, что у него нет будущего в Манчестере. Два мяча «Астон Вилле» стали для него последними в АПЛ. За следующие полгода он не забил ни разу.
Диего захотел перемен.
Форлан мечтал об «Атлетике», но не соответствовал клубным принципам. Он выбрал «Вильярреал» из-за Рикельме
Когда Алекс Фергюсон спросил Форлана о его планах, форвард ответил: «Я хочу в Испанию. В «Атлетик».
Бильбао был его мечтой. «Атлетик» воплощал все, чем гордились баски, все, от чего отказалась бабушка Форлана, бежавшая в Латинскую Америку от диктатуры, и все, что нужно было ему самому – симпатичный футбол и гарантированную основу. Диего сам постучался в клуб. Летом 2004-го он переговорил с директором Андони Субисарретой, но трансфер не состоялся. «Атлетик» не брал игроков, оторванных от местной культуры. Чтобы попасть в клуб, нужно было провести в Басконии детство.
Мечта не сбылась, но Форлан все равно выбрал клуб с умом. Он уже не стремился в гранды и не искал серьезных контрактов. Диего выбрал команду без истории и трофеев – лишь потому, что там правил Рикельме. Его пасы гарантировали регулярные выходы один на один.
«Роман был крупноват для десятки, но прекрасно владел мячом, – описывал Диего в колонке The National. – Он защищал мяч так, что никто не мог отобрать, и делал точные и продуманные передачи партнерам в опасных зонах. Он был художником, за которым приятно следить. По факту я выбрал «Вильярреал» из-за него».
Форлан не ошибся. «Вильярреал» много владел мячом, вскрывал защиту динамичным движением и вспышками креатива. Мануэль Пеллегрини избегал автоматизмов в атаке, и Рикельме выиграл от этого больше всех – часто получал мяч и творил без ограничений. Его передачи превратили Форлана в самого результативного игрока сезона.
Диего забил в первом же матче, к ноябрю отличился четырежды, а зимой выдал мощную серию из 12 голов в 12 играх. В конце сезона он сделал хет-трик «Барсе», добил статистику до 25 мячей – больше, чем за 2,5 года в Манчестере, – и выиграл «Золотую бутсу». «Вильярреал» взлетел с 8-го места на 3-е.
«Рикельме предвидел мое движение и делал пасы, о которых мечтал каждый нападающий, – писал Форлан в The National. – В первом сезоне я забил 25 мячей и выиграл «Золотую бутсу», а Роман добавил еще 15. Вместе мы сделали 40 из 69 командных голов и подняли «Вильярреал» на третье место – лучшее в клубной истории. Иногда мы казались детьми, зарубившимися в футбол в парке.
Нашим любимым стал гол «Реал Сосьедаду». Каждый из нас мог пробить и забить, но мы пасовались перед вратарем соперника, пока я наконец не покатил в сетку. Мы взглянули друг на друга и засмеялись».
Диего нашел не только идеального напарника, но и подходящее место. В испанском местечке не было давления. «Фанаты здесь не такие, как в Уругвае, – объяснял Форлан Fox Sports в 2006-м. – У нас сходят с ума даже по маленьким клубам. Здесь шум только вокруг «Реала» и «Барсы». В Уругвае нет ничего, кроме футбола, на день рождения детям нужны только два камня и мяч; перемена и футбол в школе – синонимы. А в Испании меня удивила фраза: «Извините, я не смотрю футбол». В Уругвае на таких мужчин смотрят косо. В Испании таких много».
***
Голы каждое воскресенье, барбекю на заднем дворе Рикельме каждый четверг – Форлан конкретно отрывался в Испании. Но второй сезон получился хуже первого. Пеллегрини перешел на 4-2-2-2 и больше требовал от Рикельме. Роман бунтовал и оставался в запасе. Форлан забил всего 10 мячей.
В следующем году Диего адаптировался и снова набросал больше 20 за сезон, но теперь хотел большего: Рикельме поссорился с тренером и уехал в аренду в «Боку», а без него причин играть за «Вильярреал» было гораздо меньше. Летом 2007-го Форлан снова сделал выбор в пользу друга – перешел в «Атлетико», который планировал восстановить его связку с Рикельме. Но Роман отказал мадридцам, и Диего остался один.
Тогда он этого не знал, но так для него было даже лучше. В следующие три года он забил 86 голов, выиграл еще одну «Золотую бутсу» и стал лучшим игроком ЧМ-2010. Форлан доказал, что одним из лучших нападающих мира его сделали не только идеальные передачи.
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Laurence Griffiths, Gary M. Prior, Bagu Blanco, Denis Doyle; globallookpress.com/imago sportfotodienst; East News/ASSOCIATED PRESS/East News
Фото: Gettyimages.ru/Laurence Griffiths, Gary M. Prior, Bagu Blanco, Denis Doyle; globallookpress.com/imago sportfotodienst; East News/ASSOCIATED PRESS/East News, JOSE JORDAN