Запах женщины
Назначение португальца Руя Витории (далее - РВ) главным тренером красно-белых ожидалось как одно из самых значимых событий футбольного межсезонья в России. Однако за несколько дней до официального объявления капслоком по спортивному рунету прошлась самая загадочная женщина нашего футбола постпандемийного периода Зарема Салихова, объявив о выходе из совета директоров Спартака. Тем самым она подсветила и без того злободневные темы - "новый главный тренер Спартака", "управленческая чехарда в Спартаке", "титул в год столетия" - обеспечив своей команде неофициальное звание медийного чемпиона межсезонья.
Сам по себе этот факт не может удивлять взрослого человека, заставшего управленческие эксперименты Леонида Федуна и приученного к самым непредсказуемым поворотам в современной истории красно-белых. Разницу в данном случае делает фигура ньюсмейкера - Заремы Салиховой. За время ее активного участия в оперативном управлении клубом она приучила футбольное сообщество к тому, что Спартак становится на некий путь рационального принятия решений. И если назначение (а отнюдь не увольнение) Шамиля Газизова выглядело как инерция предыдущих, дозаремовских, периодов, то уже его увольнение можно считать первым серьезным результатом деятельности спартаковского аудитора: кононов от менеджмента не оправдал ожиданий (судя по всему, изрядно завышенных) и вернулся в родные пенаты с домашним заданием - вернуть Урунова за объявленную стоимость. И вот после решения локальной задачи на сезон, перед началом пути к новой большой цели Зарема решает таким нетривиальным способом катализировать процесс превращения команды из вице- в чемпионскую. Что же пошло не так?
Отмотаем пленку немного назад: в начале мая мы узнали, что в совете директоров Спартака будет женщина. Как выбран момент для такого решения? Почему сейчас? Возможно, это в принципе было так запланировано заранее: во-первых, совет директоров все равно раньше не соберется, во-вторых, этот весь цирк про вход-выход может быть такой своеобразной PR-акцией, не более того. Мне хочется верить, что причина глубже: Зарема исчерпала неформальные способы повлиять на решение о новом главном тренере и решили пойти формальным путем - аудитор в совете директоров выглядит новой интересной моделью принятия решений. Честно сказать, у меня была надежда, что таким образом госпожа Салихова внедрит новый подход к утверждению кандидатур главных тренеров и трансферных целей. Если сейчас эта процедура больше походит на защиту диплома отличником (спортивным директором) перед заслуженными деятелями (советом директоров), где у выступающего нет никакого оппонента, подкованного в спортивной составляющей, то в новой конфигурации мы могли бы получить конструктивное противостояние двух сторон, цель которого - принять максимально эффективное решение. Я бы сравнил его с соперничеством адвоката и прокурора (распределение ролей назначьте сами), противостояние которых и является главным драйвером правосудия. Уберите одного из них - и суду присяжных будет очень трудно не согласиться с оставшимся визави.
Что получилось в итоге? Почему карьера аудитора в совете директоров Спартака оказалась такой короткой? Мне представляется, что Зарема не подготовилась к защите своей точки зрения должным образом. Попов в этом бизнесе не первый день, он знает, кого приглашает, знает плюсы и минусы кандидата - у него была сильная позиция. В то время как доводы противной стороны, возможно, сводились к личностной оценке в ущерб серьезному анализу. По крайней мере на выходе мы услышали достаточно эмоциональный спич на правах одного из соавторов успеха Ларссона, дескать, тогда я оказалась права, а сейчас вы меня слушать не хотите. Несерьезно. Вы же аудитор, а главное качество в этой сфере какое? Беспристрастность. Ваша задача - сделать выводы и представить отчет "суду присяжных", а он уже примет решение. Да, сейчас Вы проиграли. Но это не повод всплеснуть руками, все бросить и хлопнуть дверью. Может быть, лучше собрать команду единомышленников и на следующем совете директоров представить более убедительный отчет? Хорошо бы было правосудие, если бы каждый адвокат/прокурор после проигранного дела завершал карьеру.
Зарема проиграла в той самой конкуренции, в недостаточной подготовленности к которой она упрекала потенциального главного тренера. Мы неоднократно слышали сначала о Газизове, потом о Попове, что они не представили программу действий. Послушайте, уважаемая Зарема, а что Вы сделали за это время? Было бы очень интересно послушать, какой контр-анализ потенциального кандидата провел комитет по аудиту, в нем было что-то дальше (и глубже) опасений по поводу азиатского этапа карьеры? Сейчас из несостоявшегося аудитора СовДира сделали чуть ли не героиню-революционера. Скажите, пожалуйста, в чем смелость-то данного истеричного поступка? Она чем-то пожертвовала, кроме возможного отсутствия "подарков"? Она рисковала репутацией, принимая это решение? Или, может быть, рисковала деньгами, карьерой? Выглядит так, что госпожа Салихова наигралась в игры мальчиков и возвращается к своим забавам. Хочется надеется, что это не так и вскоре мы узнаем о возвращении ее в совет директоров с более серьезной "программой действий" и, чем черт не шутит, возможно, той самой новой моделью принятия спортивных решений.
Теперь пару слов о РВ. Мне кажется, он из этой ситуации извлечет только пользу. Во-первых, спортивный департамент под таким давлением, дабы не облажаться, окажет ему всестороннюю поддержку и повторение истории с Эмери будет исключено. Во-вторых, сам РВ теперь прибывает к нам с эдаким ореолом скепсиса, и если оглянуться на истории тренеров красно-белых в эпоху Федуна, то можно заметить, что это лучшие начальные условия. Все подававшие надежды - Лаудруп, Эмери, Якин, Аленичев, Кононов - с треском провалились, а успеха добились или полные тренерские ноунеймы на момент назначения (Карпин, Каррера), или Тедеско, приход которого тоже встречала волна "народного" возмущения. Я бы опустил сейчас рассуждения о тактике, подходе и прочих спортивных моментах будущей карьеры РВ в Спартаке. Уверен, что нас ждут не менее интересные открытия, чем в период работы Тедеско. Важно отметить другое - тот самый факт его биографии, которым упрекают нового тренера Спартака, а именно его азиатская командировка, на мой взгляд, является не минусом, а скорее его преимуществом. Дело в том, что РВ, в отличие от упомянутых ранее "талантливых" иностранных тренеров в современной истории Спартака, совершив этот восточный вояж, получил, с одной стороны, очень ценный опыт работы в совершенно новых бытовых и социальных условиях, а с другой стороны, показал, что он способен работать и давать результат в такой далекой от Европы футбольной реальности (коей в сущности является и наша "нефутбольная" страна). А тех, кто называет его РВачом, который соблазнился арабскими миллионами, я бы попросил обратить внимание вот на что: после Бенфики, игравшей при нем в 1/4 финала ЛЧ, он мог бы взять творческую паузу, это сейчас модно - так делали Гвардиола, Моуриньо, Почеттино в разное время, Аллегри вон до сих пор кнопку play не может нажать - или мог бы возглавить одного из топов чемпионатов Турции или Греции (благо там португальские спецы востребованы). Наверняка, были такие варианты, как и возможные варианты с середняками чемпионатов топ-5. Но после игры в плейофф ЛЧ и чемпионства Португалии шагом вперед можно было бы считать только постоянного участника ЛЧ и борьбы за титул чемпионата ТОП-5. Не получив такого предложения, он вместо паузы выбрал работу в новой для себя реальности с топ-задачами (борьба за чемпионство и континентальный кубок) пусть и на другом континенте. На мой взгляд, это куда более смелое решение, чем подать в отставку через 18 дней после дебютной игры. А какой будет история РВ в Спартаке - станет он РВать или станет РВачом - время покажет.
Впрочем, всё как всегда.
P.S. А Лёне и Зареме можно было договориться "на берегу", и не устраивать весь этот спектакль на потеху конкурентам.