👀 Новый тренер «Спартака» Руй Витория: закончил играть сразу после смерти родителей, долго работал физруком, заправлял игрокам машины
Неизвестный Руй.
Несмотря на протест Заремы Салиховой, главным тренером «Спартака» стал португалец Руй Витория. Его успехи и провалы в «Бенфике» и Саудовской Аравии мы давно обсудили, а вот ранняя история Витории оставалась почти не подсвеченной.
Ниже – очень мощный сюжет про Руя Виторию, который в нулевых прошел путь от физрука до топ-тренера.
Родители Витории погибли в автокатастрофе, когда ему было 32. Через неделю он завершил карьеру и стал тренером – чувствовал себя плохим игроком
Осенью 2002 года Руй Витория пил кофе с друзьями в торговом центре Лиссабона. Вдруг ему позвонили и сообщили, что в родном Алверка-ду-Рибатежу (население около 30 тысяч человек) произошла страшная авария и что жертвами могут быть его родители.
Через 30 минут Витория был на месте – так он узнал, что его родители действительно попали в аварию и находятся в критическом состоянии. Шансов почти не было, а еще через 30 минут Рую сообщили, что их больше нет.
«Все вокруг меня разрушилось, – писал Витория в книге «Искусство войны для тренера». – Этот траур никогда не закончится, но тогда у меня не было другого выбора, кроме как поднять голову и продолжить. Как говорится, когда бог закрывает дверь, он открывает окно».
Руй Витория не тренировался неделю, а когда снова вышел на поле, осознал, что больше не хочет быть игроком: «Я надел бутсы и пошел тренироваться. Пробежал, вспотел. И почувствовал себя частью чего-то большего, чем являюсь на самом деле».
Тогда Витория играл за команду третьего португальского дивизиона «Алкошетенсе». Президент клуба как раз хотел уволить главного тренера, а когда увидел настроение Руя – спросил о желании порулить командой. За полчаса до этого Витория получил другой тренерский оффер – из клуба второй лиги «Вилафранкензе».
«Вы только представьте: в клуб 2-го дивизиона приглашают игрока из 3-го, – говорил Витория. – Я тогда решил, что моя карьера футболиста закончилась. Потому что для игрока ненормально в один день получить два предложения поработать тренером. Помню даже, как сказал себе: «Руй, больше не будет такого дня, когда сразу два клуба позовут тебя тренером. Надо заканчивать».
Получилось невероятно: в понедельник Руй в последний раз потренировался в «Алкошетенсе», а уже во вторник утром он провел первую тренировку футболистам «Вилафранкензе».
«Интересно, что происходило в головах парней из «Вилафранкензе», когда они увидели, что их тренирует человек, который еще вчера был полузащитником клуба из низшего дивизиона, – с улыбкой вспоминал Витория. – Хотя в середине 90-х я уже играл «Вилафранкензе» и даже был капитаном».
Витория рванул в тренеры в том числе из-за родителей. Мама всегда переживала, что же он будет делать, когда закончит играть. Поэтому для него было очень важно как можно скорее найти себя после футбольной карьеры.
Витория долго работал физруком. Перед уходом в «Пасуш де Феррейра» просил студентов найти игроков для клуба в Football Manager
Президенты клубов не просто так предложили Витории быть тренером – он шел к этой работе несколько лет.
«Я всегда хотел быть тренером и хотел, чтобы это произошло как можно раньше, – говорил Витория. – Когда мне было 25, я прошел тренерские курсы. И тренер очень заинтересовался моим увлечением. Постоянно спрашивал в контексте команды: «А как лучше сделать здесь? А что лучше поменять тут?»
Серьезная работа в португальской вышке (в «Пасуш де Феррейра») прилетела только в 2010-м, а до этого Витория долго преподавал физкультуру и другие связанные со спортом дисциплины в той же школе в Алверке, где и учился сам. Там же он познакомился с профессором Арналду Тейшейрой, с которым всю карьеру работает в связке (с ним же и пришел в «Спартак»).
Студенты вспоминают Виторию и Тейшейру как людей, на занятия к которым стремились все, потому что общение было куда шире, чем с обычными преподавателями. Они никогда не психовали, говорили на любые темы, вдохновляли и выглядели не преподами, а еще двумя студентами в аудитории.
Лучший пример методов Витории – его прощание со студентами. Он объявил, что возглавит «Пасуш-де-Феррейру» и больше не сможет преподавать, но дал задание. Попросил студентов найти игроков в Football Manager, которых было бы реально подписать и которые бы могли усилить клуб.
Только вдумайтесь: Витория тренировал клубы низших лиг и продолжал работать физруком вплоть до того, пока не возглавил клуб из вышки. Он до сих пор не уволился из школы, а просто находится в неоплачиваемом отпуске.
Причем Витория не уходил из нее даже тогда, когда тренировал в сотне километров от школы.
«Руй Витория и профессор Арнальдо ежедневно ездили в Фатиму из Алверки на фургоне. Кроме пятницы, у них были занятия каждый день, а после они ехали 100 километров туда и 100 км – обратно», – рассказывал один из студентов.
В первом клубе Витории задерживали зарплату на 9 месяцев – он сам заправлял машины игроков, чтобы они доезжали до тренировок
На самом деле работа в школе помогала Витории экспериментировать – он получал стабильную зарплату и не полностью зависел от футбольных денег.
Например, в его первом клубе «Вилафранкензе» были страшные задержки по зарплате.Дошло до того, что игрокам задолжали за девять месяцев!
«Я разрывался между командой, которая требовала честно заработанные деньги, и начальством, которое дало мне шанс. Это было очень непросто: сегодня ты на стороне команды, завтра – на стороне менеджмента. Нужно постоянно крутиться, чтобы сохранять баланс и чтобы все продолжало работать».
Доходило до того, что игроки хотели выйти на игру с нашивками-обращением к руководству: «Уважайте нас». Витории удалось их отговорить, а вообще иногда доходило до абсурда.
«Некоторые ребята говорили: «Мистер, завтра я не могу приехать, потому что у меня нет денег на дизельное топливо». Я не давал деньги напрямую, а просто заправлял им машины.
Про наши задержки знали все. Болельщики соперников даже шутили: «О, они не получают зарплату, а бегают гораздо больше. Как это возможно? Давайте мы тоже отберем зарплату у своих!» Нам было неприятно это слышать, но это мотивировало. В первом сезоне мы и правда были хороши – забили 140 голов».
Во втором сезоне зарплату не только не платили, но и сократили. Витория захотел уйти и получил несколько предложений от клубов 2-й португальской лиги около Лиссабона, но отказался от них. Ему хотелось посмотреть, как работает большой клуб изнутри. Так он возглавил юношескую команду «Бенфики».
«Я сначала переживал, что меня перестанут воспринимать всерьез, будут называть молодежным тренером, – говорил Витория. – К счастью, получилось взглянуть иначе. Для карьеры важно понять молодых людей и узнать реалии большого клуба. Я шел туда за этим и ненадолго, а когда понял, что работа в главной команде «Бенфике» пока мне не светит, закончил с этим этапом».
Президентом следующего клуба – той самой «Фатимой», куда он гонял 100 километров на фургоне вместе с профессором – был священник Отец Антониу. Однажды он пришел на установку, где Витория достаточно агрессивно заряжал команду: «Друзья, важнее здоровье. Главное, чтобы никто не пострадал».
Как говорит сам Витория, в «Фатиме» он стал немного тренером. Вывел команду из третьей лиги во вторую, а в одном из розыгрышей Кубка выбил «Порту» и почти выбил «Спортинг» (не прошли в следующий раунд из-за разницы голов).
Так он наконец оказался в высшей лиге – в 2010-м получил работу в «Пасуш-де-Феррейра», в 2013-м взял Кубок Португалии с «Виторией Гимараэш», в 2016-м и 2017-м стал чемпионом с «Бенфикой».
Дальше, конечно, все пошло не так гладко (увольнение из «Бенфики», провал в Саудовской Аравии во втором сезоне), но, согласитесь, стартовый путь от физрука до тренера топ-клуба просто впечатляет.
Витория помешан на психологии и мотивирующих приемах. В Саудовской Аравии хотел показать игрокам корриду, но ему не разрешили
Поскольку Витория долго работал преподавателем, он не сводит работу с командой только к тренировкам, голам, очкам и секундам. Он много общается с игроками и придумывает необычные способы их вдохновить. Например, в Саудовской Аравии он как-то хотел показать 30-секундный ролик с корридой.
«Идея была в том, чтобы призвать парней к солидарности, взаимопомощи и даже смирению, – объяснял заход Витория. – Я почти включил видео, но в последний момент уточнил у переводчика: «Все же нормально?» Он ответил: «Тренер, лучше не стоит. Дело в том, что игроки в Аравии не знают, что такое коррида, они могут понять так, что мы сейчас выходим против быка, который сильнее нас. Я не стал показывать, а мы проиграли. Всю неделю переводчик был на панике и напуган. Спросил даже: «Мы проиграли, потому что я не дал показать то, что вы попросили?» Я его успокоил: мы проиграли, потому что были слабее, а не из-за какого-то там видео».
Витория утверждает, что выбирает схему и игровую модель не сразу, а только после изучения команды и футболистов. Он вообще старается быть максимально внимательным к игрокам.
«Игроки – не машины, у них проблемы дома, сколько бы денег они ни зарабатывали, – объяснял Витория. – Независимо от статуса клуба и футболистов, с каждым нужно разговаривать как с обычным человеком, затрагивать обычные темы. Чем лучше тренер знает жизнь игроков вне футбола и их особенности, тем выше его способность влиять на игру команды. Когда приходит новый игрок, меня беспокоит, есть ли у него дети, хорошо ли он устроился на новом месте, есть ли у него дома спортивные каналы».
Еще Витория очень внимательно относится к переводу его слов. Например, в Саудовской Аравии его речь с английского на арабский не всегда транслировали удачно – из-за того, что некоторые выражения просто невозможно перевести.
«Я очень часто извлекаю выражения из нашей повседневной жизни, переводить их в те же арабские ситуации сложно, – объясняет Витория. – Эти выражения часто появляются в середине выступлений – спонтанно и интуитивно. В итоге получается немного напряженно, потому что игроки из-за разности культур понимают такие штуки по-разному.
Тогда я начал готовить свои выступления с переводчиком, особенно перед игрой и во время перерыва, чтобы посмотреть, смогу ли я передать то, что хочу, и будет ли это правильно воспринято».
Какие мысли? Верим?
Телеграм-канал Глеба Чернявского, где топят за «Спартак»
Досье Руя Витории: требл с «Бенфикой», Кубок с «Гимараэшом», полуфинал ЛЧ (но в Азии)
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович; globallookpress.com/Jorge Amaral/ZUMAPRESS.com, Carlos Palma/ZUMAPRESS.com, Nikku/Xinhua, yangyuanyong/XinHua, Dpi/ZUMAPRESS.com; tribunaexpresso.pt