4 мин.

49 лет назад “Рейнджерс” играли с “Динамо” в скандальном финале Кубка Кубков

Советские футбольные чиновники подавали официальную жалобу в УЕФА.

24 мая 1972 года огромная чаша стадиона “Камп Ноу” была заполнена едва ли на четверть. В финале Кубка Кубков встречались “Рейнджерс” из Глазго и московское “Динамо”. Испанские любители футбола не были привлечены подобной афишей, кроме того жителей Барселоны откровенно пугали буйные шотландские фанаты, наводнившие столицу Каталонии. Около шестнадцати тысяч болельщиков из Глазго прибыли на 110 чартерных рейсах, 203 автобусах, поездах, собственных автомобилях и автостопом. Динамовцев поддерживали около четырех сотен проверенных и идеологически выдержанных товарищей. Остальные семь тысяч зрителей были местными жителями.

Перед поездкой в Барселону тренер “Рейнджерс” Вилли Уодделл, наслышанный о невероятном послевоенном британском турне динамовцев, лично отправился в Москву, чтобы посетить матч “Динамо” и оценить соперника, и эта шпионская миссия едва не провалилась: к стоявшему в огромной очереди за билетами Вилли подошли московские милиционеры и чуть не задержали подозрительного иностранца. На второй день визита Уодделлу удалось пообщаться с Львом Яшиным, завершившим карьеру за два года до того. Легендарный вратарь по-дружески предупредил тренера, что ему предстоит встретиться с крайне мотивированным соперником: футболисты первой в истории советской команды, достигшей финала еврокубков, в случае победы наверняка получили бы звание мастеров спорта и множество других официальных и полуофициальных наград и почестей.

Уодделлу было о чем подумать: московское “Динамо” под управлением Константина Бескова нередко играло в три-четыре форварда, а в его составе блистали Владимир Эштреков, Геннадий Еврюжихин, Владимир Козлов, Анатолий Кожемякин, Михаил Гершкович, Анатолий Байдачный. Однако незадолго до финала Козлов и Кожемякин получили повреждения, и Бесков выбрал более оборонительный стиль игры, призванный сдерживать быстрые фланги шотландской команды.

Шотландцы тоже понесли потерю: на тренировке травмировал лодыжку защитник Колин Джексон. Зато в распоряжение команды из Глазго вернулся после травмы ее капитан Джон Грейг, 27 лет спустя получивший от болельщиков клуба звание “Величайший Рейнджер в истории”.

“Рейнджерс” вышли на поле значительно более свежими за счет продуманной тренерским штабом предматчевой подготовки: Уодделл распорядился забронировать для своих игроков тихий небольшой отель в двадцати километрах от стадиона, где шотландцам никто не мог помешать. Советские игроки, напротив, разместились в самом центре города, и их гостиница превратилась в настоящее место для паломничества: всем было интересно посмотреть на диковинную в то время для Европы команду из СССР.

Весь первый тайм атаковали шотландцы, забив два мяча силами Колина Стина и Вилли Джонстона. Буйные болельщики “Рейнджерс” праздновали каждый гол, выбегая прямо на поле и игнорируя явно недостаточные для таких молодчиков силы испанской полиции. Когда в начале второй сорокапятиминутки защитники “Динамо” ошиблись, позволив Джонстону оформить дубль после длинной передачи вратаря шотландцев Макклоя, казалось, что команду Бескова ждет бесславный разгром.

Однако тренер заменил Якубика на Эштрекова, московские футболисты задвигались быстрее, и уже через две минуты Владимир отыграл один мяч. За три минуты до окончания матча второй гол динамовцев забил Маховиков. На 89-й минуте, не дождавшись финального свистка рефери, тысячи фанатов “Рейнджерс” бросились на поле праздновать победу своей команды.

Игра вновь прервалась, и лишь через десять минут поле было очищено и команды смогли доиграть матч. Сразу после этого футболисты отправились в подтрибунные помещения, а болельщики шотландцев, вновь оказавшиеся на газоне, вступили в ожесточенную схватку с полицейскими, кидая в них бутылки и выломанные сиденья. Кубок Джону Грейгу вручали прямо в раздевалке.

Через несколько дней после матча “Динамо” и советская футбольная федерация направили жалобу в УЕФА, требуя назначить переигровку и утверждая, что, если бы не вторжение фанатов на поле, динамовцы, вдохновленные только что забитым голом, могли бы пойти на штурм ворот шотландцев и сравнять счет. Уодделл со своей стороны заявил, что, хоть он и осуждает поведение фанатов “Рейнджерс”, ему совершенно непонятно, как несколько десятков подвыпивших фанатов могли помешать “Динамо” выиграть Кубок Кубков. Впрочем, команда из Глазго заявила, что согласна на переигровку, даже при пустых трибунах. Через три недели по решению УЕФА трофей был оставлен за шотландцами, но команду отстранили от участия в соревновании на два года. Позже бан был сокращен до 12 месяцев.

Московское “Динамо” больше ни разу не доходило до финала еврокубков.

–-