4 мин.

«Они хотели убрать меня». Мастеркову не любили в сборной, а она выиграла два золота на одних Играх всем назло

Всё началось ещё в 1992-м, когда красноярская спортсменка Светлана Мастеркова остановилась, не добежав 200 метров до финиша 800-метровой дистанции. Она проиграла отборочные на Олимпиаду в Барселону и заявила: «Я больше не буду бегать. Никогда». К счастью, соврала. К Атланте-1996 легкоатлетка набрала свою лучшую форму, и совершили немыслимое – выиграла сразу два олимпийских золота. Путь к медалям, однако, был тернист...

 

Кто они такие?

Пришедшая в секцию лёгкой атлетики Светлана особых чувств к спорту не питала. Ей было, возможно, весело, но бег точно не был её любимым занятием. Всё изменилось, когда за выходы на дорожку ей стали платить. Во взрослом возрасте её захлестнул тот азарт, который обычно присущ юниорам. Ей срочно понадобилась большая победа, а потому она начала тренироваться в несколько раз больше сокомандников.

Но результатов не было. И, по словам Мастерковой, дело было совсем не в том, что она была плоха. В своих интервью после Атланты-1996 она много говорила о неправильной подготовке: тренеры якобы всё время допускали ошибку при расчёте выхода на пик формы. Более того, девушка упоминала чрезмерные нагрузки, которые доводили её до состояния изнурения.

В одном из своих самых известных интервью изданию «Лёгкая атлетика» она заявляла:

«Я всегда была сильна духом, человеком с характером. Но на меня единственную распространялся «правильный» жёсткий отбор. На отборочных соревнованиях перед чемпионатом мира в 1993 году я выступала с высокой температурой, заболела ангиной. Хроническое воспаление.

Они сделали отбор в беге на 400 метров в два круга, а на 800 метров в три только для того, чтобы задавить меня. Знали, что до третьего, финального, забега не дотяну. Так и получилось, не добежала до финиша. Даже программу соревнований составляли так, чтобы убрать меня. Сейчас имею право об этом говорить. Это моя личная, выстраданная история».

Никаких имён Светлана никогда не уточняла, но все её слова были похожи на правду. Она не смогла финишировать ни в 1992-м, ни в 1993-м, хотя по сезону шла достаточно ровно.

После провала перед мировым первенством 1993 года Мастеркова ушла. Она решила заняться личной жизнью: переехала в испанию к Асяту Саитову, спортсмену-велогонщику, с которым у них всё было серьёзно и на расстоянии. Девушка родила ребёнка – девочку Настю, и продолжила размеренную жизнь.

«Я была потрясена своей выносливостью»

В семейной идиллии она полностью восстановила ментальное и физическое здоровье и была готова снова бороться за место в сборной в олимпийском сезоне.

Светлана Стыркина, видевшая, как сильно Мастеркова прибавила, настояла, чтобы девушка несколько притормозила и выдала все свои козыри только на самом главном отборе на Игры-1996. Спортсменке это далось непросто.

Отборочный турнир подтвердил посредственное отношение в Мастерковой в национальной команде. Валерий Куличенко, который тогда занимал должность главного тренера сборной, открыто спросил у Стыркиной: «Зачем Света бежит и 800 и 1500 м, если на Олимпиаде она выйдет только на дистанцию в полтора километра?». Тренер бегуньи спокойно ответила, что её подопечная возьмёт старт во всех дисциплинах, на которые сможет отобраться.

Так и случилось. Однако соперницы у Мастерковой были что надо. Ана и Мария Кирот, например, точно котировались выше. Да и одними ими список сильных спортсменок не ограничивался. Но Светлана точно знала, что делать. Впоследствии она рассказывала о своей уверенности перед главным стартом в жизни:

– Я тренировалась на грани своих возможностей. Всё отдавала подготовке, забыла о муже, даже о дочери, и ни одна травма и болезнь меня не преследовали. Я впервые сделала всё до конца и была потрясена своей выносливостью. Готова была состязаться с кем и как угодно.

«Боюсь сойти с ума!»

Сначала Мастерикова подняла на ноги всех сидящих на трибунах своей победой в беге на 800 метров. Она бежала первой с самого старта, а на последнем вираже исполнила ракетное ускорение. Болельщики повторяли: «Ещё, ещё!».

И она дала им то. чего просили. Полторашка была для Мастериковой как будто тренировочной. Девушка финишировала первой и сделала это так легко, что соперницы не успели и понять.

«Я себя сберегла и поднесла к Олимпиаде. А тренеры по старой традиции не верили, что я выиграю. Им казалось, хочу прокатиться в Америку, потолкаться среди олимпийцев… Сейчас думаю, как бы не сорваться. Хочется закричать от радости, голова от счастья идет кругом. Боюсь сойти с ума», – буквально кричала чемпионка Мастерикова.

Она вписала себя в историю как великая. Но и на этом не остановилась. В сезоне-1996 она вообще была непобедима: стала первой на всех постолимпийских турнирах и установила несклько рекордов мира. Он бегала вплоть до 1999-го, а после решила прислушаться к травмированному организму и уйти на покой – шуму она навела достаточно.