Синее сердце в красном городе
Лейтон Бейнс – один из лучших левых защитников в истории Премьер-лиги, но прошлым летом он ушел на пенсию так тихо, что многие и не заметили. Дело в том, что Лейтон всегда был очень скромным, даже стеснительным парнем. По возможности он избегал лишнего внимания. Но его привязанность к Мерсисайду, преданность «Эвертону» и исключительный трудовой кодекс (вместе с футбольными талантами!) подарили Бейнcу уникальную любовь болельщиков.
Лейтон замер на последней ступеньке тоннеля, ведущего в подтрибунку. Короткий взгляд на поле «Гудисон Парка» – и Бейнс покидает стадион, на котором играл 13 лет. Обошлось без пышных проводов – капитан попросил всех, чтобы прощание с «Эвертоном» прошло максимально скромно. Карло Анчелотти предлагал Бейнcу годичный контракт, но мужчина не стал злоупотреблять уважением – он понимал, что больше не может помочь «ирискам».
Разговор между Бейнсом и Анчелотти случился незадолго до старта последней домашнего матча сезона-2010/11 с «Борнмутом». Наверняка Карло еще сильнее огорчился отказу, когда увидел игру Лейтона: мужчина вышел на 20 минут и успел спасти ворота от гола Каллума Уилсона (и спас команду от разгрома). А после матча на сайте «Эвертона» появилось официальное заявление, содержащее четыре строчки: Лейтон поблагодарил болельщиков за их непоколебимую поддержку и предложил осушить пару пинт в одном из «синих» пабов возле «Гудисон Парк».
В новом сезон болельщики «Эвертона» не раз и не два тосковали по Лейтону, особенно когда требовалось исполнить стандарт, обострить игру в финале матча или выполнить самонаводящийся пас на голову Кэлверта-Льюина. Француз Люка Динь достойно заменил Бейнcа на левом фланге обороны, но той стабильности и мастерства у него пока что нет.
Клуб предложил Лейтону тренерскую должность, и он согласился на академию «Эвертона». В первый же рабочий день Бейнс сделал удивительное открытие: в его группе играло несколько мальчишек с именем Лейтон. В Ливерпуле действительно настолько уважают легенду «Эвертона», что многих детей назвали в честь главного символа команды последнего десятилетия. Как утверждают статистики, в 2017 году имя Лейтон стало 98-м по популярности среди новорожденных на северо-западе Англии (а по всей Великобритании его котируют не так высоко – 201-е место).
Впрочем, после карьеры Бейнс в любом случае не остался бы без дела. Лейтон – очень эрудированный и разносторонний человек, помимо футбола он увлекается фотографией и музыкой. Бейнс близко дружит с Майлзом Кейном, гитаристом популярной группы The Last Shadow Puppets. Кейн часто повторяет, что Лейтон мог бы добиться больших успехов, если бы сконцентрировался на музыке.
Лейтон обожает Ливерпуль и никогда серьезно не рассматривал вариант с переходом в другой клуб. В 2013-м Дэвид Моейс (еще один ветеран «Эвертона») возглавил «Манчестер Юнайтед», и первым же делом послал трансферный оффер Бейнсу. Лейтон ответил однозначно – продлил контракт с «Эвертоном». Когда-то Бейнса хотела «Бавария», но такой вариант даже не рассматривался – это слишком далеко от Ливерпуля. «А как же я буду из Мюнхена захаживать к бабушке на чашку чая?» – наверняка подумал Лейтон, когда узнал об интересе «Баварии».
При очевидном величии Бейнса он провел за сборную Англии только 30 матчей. Дело в том, что Лейтон конкурировал с пиковым Эшли Коулом – единственным английским левым защитником, которого можно поставить выше Бейнса. Может Лейтон и мог стать еще мощнее, но увлечения отнимали массу времени: он любил не смотреть футбол, а читать Джеймса Эллроя, тусоваться в местных пабах и ходить на концерты популярных ливерпульских музыкальных групп.
Во многом потому болельщики «Эвертона» да и все жители Ливерпуля идентифицировали Лейтона как своего парня. С ним запросто можно было сфотографироваться на концерте в пабе, собирающем от силы 30 зрителей, пересечься в городе в местах, где футболисты обычно не появляются. «Бейнс – один из нас», – говорил президент клуба Билл Кенрайт.
А ведь история могла сложиться по-другому. В детстве Бейнс потапливал за «Ливерпуль», а в юности (когда занимался в академии «ирисок») мог обидеться на родной клуб – его считали бесперспективным и не давали шанса. Главная проблема Бейнса – запредельная стеснительность. Болельщикам это нравилось, но тренеры видели неуверенность. Даже когда 23-летний Бейнс вернулся в родной клуб после аренды в «Уигане» (с ним Лейтон играл в финале Кубка Лиги), в глазах Дэвида Мойеса он оставался подростком.
В первом сезоне Бейнса на «Гудисон Парк» ему настолько не доверяли, что левым защитником выходил номинальный центрбек Джолеон Лескотт. И все же по ходу сезона-2007/08 Лейтон пробился в основу и образовал убийственную связку с южноафриканским вингером Стивеном Пиенааром. Связка была настолько эффективной, что именно после одного из матчей с «Эвертоном» легендарный правый защитник «МЮ» Гари Невилл понял, что ему пора на пенсию.
«Если бы Бейнс играл за команду, которая постоянно борется за топ-4, то болельщикам было бы проще осознать его величие, – вспоминал Пиенаар. – Но мы в «Эвертоне» знали, насколько Лейтон хорош. С его первого дня в клубе».
Но мы знаем, что это не совсем так – и «Эвертон» и «Ливерпуль» отвергли Бейнса, когда он был школьником. К счастью, вмешался покойный великий скаут Мерсисайда Сид Бенсон: он забрал защитника в «Уиган», где Лейтон процветал в команде Пола Джуэлла. «Эвертон» вернул его обратно за 6 миллионов фунтов – смешные деньги по нынешним временам.
Всего за «Эвертон» Бейнс забил 39 голов, в том числе рекордные для клуба 25 мячей с пенальти. Только Рой Вернон имеет более высокий коэффициент конверсии одиннадцатиметровых в истории клуба. В эпоху Премьер-лиги никто из защитников не сделал больше голевых передач, чем Лейтон – 53. Кроме того он дважды был в команде года по версии футболистов – в сезонах 2011/12 и 2012/13. Тогда же его признавали и Игроком Года в «Эвертоне» – это были лучшие сезоны в карьере Лейтона.
Отдельным видом искусства были штрафные Бейнса. Он шедеврально забивал «Ньюкаслу» и «Челси», а против «Вест Хэма» оформил штрафной дубль. Первый мяч влетел в правый верхний угол ворот Юсси Яаскелайнена, а второй поцеловал внутреннюю часть левой стойки и подарил Роберто Мартинесу первую выездную победу у руля «Эвертона». Увы, но отношения с этим менеджером у Бейнса не сложились, и все завершилось открытой конфронтацией.
Cначала Бейнса впечатлила смелая атакующая философия испанца. Но Лейтон быстро понял, что при Мартинесе «Эвертон» слаб в обороне. Постоянные ошибки в защите и растущее число группировок в раздевалке довели Бейнса до кипения. После поражения от «Манчестер Юнайтед» Бейнс вспыхнул и обвинил Мартинеса в том, что он слишком полагается на индивидуальные таланты игроков. Мартинес решил огрызнуться через медиа и тут же настроил против себя всех фанатов. «Бейнс – один из нас» – такой баннер вывесили на выездной игре с «Уотфордом», когда Мартинес оставил кэпа в запасе.
После завершение карьеры Бейнсом Шеймус Коулмэн остался единственным игроком «Эвертона» из эпохи Мойеса – эпохи, которая до сих пор остается самой успешной для «ирисок» в Премьер-лиге. Нынешнему «Эвертону» не хватает таких игроков как Лейтон, Шеймус, а также – Леон Осман, Тим Кэхилл, Тони Хибберт – профессионалов и людей, преданных синим цветам до мозга костей, рядом с которым легионеры и молодые игроки не смогут терять концентрацию и играть расслабленно. Сейчас у Бейнса идеальная возможность вырастить таких игроков в академии – как показывает опыт близкого общения с ним Тома Дэвиса, Бейнс способен научить многому, даже будучи немногословным и скромным человеком. Автор: Сергей Бабарико. Фото: Shaun Botterill/Getty Images, Clive Brunskill/Getty Images, Stu Forster/Getty Images.
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий