«Сегодня на футбол возвращается душа». Как же здорово, что новое чудо «Лестера» (этот Кубок важнее чемпионства!) увидели живые болельщики
До конца английского сезона еще неделя (если считать английский финал ЛЧ, то две), но самая красивая история года уже случилась в эту субботу. «Лестер» выиграл Кубок Англии: – впервые в своей истории, после 4 проигранных финалов – и в присутствии 21 тысячи живых зрителей.
***
После года на пустых стадионах видеть людей в футбольной атрибутике по дороге на матч было невероятно странно. Еще удивительнее был вид от метро у «Уэмбли»: станция находится на возвышении, и от вестибюля отлично просматривается дорога к стадиону. Месяцами – даже на полуфинале Кубка Англии, куда пустили 4 тысячи – эта аллея заполнялась звенящей тишиной, а в день финала людской поток наконец наполнил ее звуками, от которых теплело внутри. Чуть позже мой коллега сформулировал: «Сегодня на футбол возвращается душа».
Из 21 тысячи билетов клубам выделили по 6 тысяч, оставшиеся 9 тысяч ушли корпоративным партнерам FA, клубному руководству, жителям близлежащих к «Уэмбли» районов и сотрудникам британской системы здравоохранения. Но за 2 часа до матча на площади перед стадионом было видно и слышно только болельщиков «Лестера».
Они приехали в Лондон на организованных клубом автобусах и убивали время в местных пабах и кафе, а в очереди на вход в супермаркеты приходилось ждать по 15-20 минут: фанаты закупались пивом и наслаждались ожиданием матча.
Это по всем параметрам должен был быть лестерский финал. У «Челси» впереди главный матч в Лиге чемпионов, у обеих команд – битва за топ-4, но для «Лестера» весь сезон сходился в этой точке на «Уэмбли». Я разговаривала с десятком самых разных болельщиков, и все как один повторяли: «Пять лет назад мы выиграли чемпионат, но именно сегодня самый эмоциональный день в нашей жизни».
История «Лестера» и Кубка Англии полна боли и разочарования. Клуб 4 раза выходил в финал – и 4 раза проигрывал. Главный лестерский сын Гари Линекер перед матчем вспоминал последний из решающих матчей: «В 1969-м мы с отцом были на «Уэмбли». Я помню, что в тот же год американцы высадились на Луну, но главным событием стал, конечно же, финал. Я впервые был в Лондоне, и ожидание усилилось еще и этим фактом. Мы проиграли «Манчестер Сити» 0:1, и в поезде обратно домой я рыдал. Отец успокаивал меня: «Не переживай, мы обязательно вернемся – и выиграем следующий».
Следующего пришлось ждать 52 года. «Лестер» выиграл все внутренние английские трофеи кроме заветного Кубка, и в последнее время тренерам всегда ставили в укор недостаточно серьезное отношение к турниру: на этом погорел Клод Пюэль, раз за разом выставляющий на матчи Кубка совсем уж вторичный состав. Брендан Роджерс таких ошибок старался не совершать, и весь сезон повторял: «Я знаю, как много Кубок Англии значит для болельщиков, и мы постараемся сделать все возможное, чтобы привезти его в Лестер».
В день матча соцсети фанатов жили семейными воспоминаниями. «Мой дедушка был на финале в 1961-м, – делился корреспондент Daily Mail и болельщик «Лестера» Джеймс Шарп. – Когда «Лестер» проиграл, он поклялся, что никогда больше не пройдет через это. Но он был на матчах в 1963-м и 1969-м. Он никогда не видел, как мы выиграли Лигу. Но сегодня мы будем чувствовать присутствие всех тех, кто не дожил до этого дня».
Я пыталась понять, почему второй по значимости английский трофей оказался для болельщиков важнее сенсационного АПЛ, и Джеймс суммировал мнение абсолютно всех: «Никто не предполагал, что мы когда-либо выиграем лигу. Но Кубок Англии – это мечта и надежда каждого болельщика «Лестера» с младенчества».
Болельщики собрались на трибунах за час до матча. От работающих в подтрибунке буфетов, разлитого по полу пива и то здесь то там затянутых песен щемило ностальгией по допандемийным временам. Все попавшие на матч обязаны были предъявить негативный тест на ковид, так что многие позволяли себе не очень внимательно относиться к маскам и социальной дистанции.
Но сильнее всего ощущением «зрители вернулись!» пробрало, когда команды выходили на разминку: Шмейхель поаплодировал трибунам, и несколько тысяч взорвались ревом, которого на английских стадионах не слышали очень давно. Мелкие детали подгоняли слезы к глазам: вот игроки, вышедшие на поле до матча, ищут глазами семьи на трибунах и, находя, радостно машут куда-то вдаль; вот при объявлении состава «Челси» болельщики «Лестера» аплодируют Канте и освистывают Чилуэлла; вот Гвардейский полковой оркестр Колдстримской гвардии играет для фанатов их традиционные песни и мировые хиты – и зрители восторженно гудят.
«Уэмбли» – стадион с удивительно двоякой атмосферой. Он может быть совершенно безжизненным на матчах сборной Англии, но стоит только привести сюда клубы, как трибуны делятся ровно пополам, стартовое шоу вдруг становится осмысленным, а команды – впервые за год! – выходят на поле одновременно, а не по очереди, следуя медицинским протоколам.
Следующие 90 минут на поле происходило ровно то, что должно происходить в финалах Кубка Англии. «Лестер» нервничал, «Челси» транжирил моменты, на «Уэмбли» обрушился ливень, фанаты срывали отдохнувшие за год глотки. А затем шедевральный гол Юри Тилеманса заставил половину «Уэмбли» совсем уж истошно заорать: всех, включая Гари Линекера, который вышел на послематчевую студию совершенно охрипшим.
Несколько невероятных сейвов Шмейхеля и гол Чилуэлла на 89-й минуте максимально вписались в кинематографичность вечера: бывший воспитанник, который накануне в интервью сказал, что никакой матч он не хотел выиграть так сильно, как этот, забил и понесся к своим новым болельщикам, получив свою порцию свиста от бывших.
Игроки «Лестера» рухнули на землю, но никогда еще в Мидлендсе так сильно не ценили ВАР: гол отменили из-за минимального офсайда. Лестерская половина стадиона заликовала едва ли не сильнее, чем после собственного гола, а сквозь общий гвалт Роджерс на кромке пытался докричаться до своих игроков: я никогда не видела его настолько вовлеченным в игру, он управлял своими футболистами почти в ручном режиме, каждые пять минут по ходу матча подзывая кого-то из игроков и на пальцах объясняя тактические детали и правки.
Финального навала «Челси» не получилось: матч они закончили в атаке, но на 96-й минуте свисток арбитра подкосил ноги половине футболистов «Лестера». Игроки валились на газон, Роджерс обнимался со своим штабом, а 6 тысяч болельщиков плакали. Среди большого количества невероятных развязок и красивых финалов этот останется моим любимым: 72 года (с момента первого проигранного финала) боли и неоправданных надежд наконец-то закончились.
Дальше празднования разбились на микромоменты. Игроки «Лестера» обнимались друг с другом, а затем понеслись к трибунам. Я не перестану это повторять: прожившая в тяжелейших локдаунах Англия восстает из ковидного пепла, и фанаты «Лестера», которые не видели свою команду с марта 2020-го (на «Кинг Пауэр» зрителей не возвращали даже в декабре, когда 10 клубов АПЛ в городах с наилучшими показателями по заболевшим получили право пустить по 2 тысячи зрителей), не могли перестать кричать, апплодировать – и утирать слезы.
Среди зрителей, кстати, оказался музыкант Kasabian Серж Пиццорно: когда из колонок включили знаменитую Fire, две лучшие лестерские знаменитости (футбольная и музыкальная) наконец-то сошлись в одной точке.
Футболисты находили родных и друзей на трибунах, а Роджерс радостно приветствовал Энди Кинга. В послематчевом интервью BBC Шмейхель скажет, что ему очень не хватало на «Уэмбли» детей (из соображений безопасности на матч пускали только взрослых), но многие все же прорвались к своим.
Лучшим моментом стало совместное празднование: игроки собрались в круг, готовясь ликовать. Не хватало только Джейми Варди, дававшего в тот момент интервью. Каспер не выдержал и побежал за форвардом, буквально утащив его из эфира: ни одна вечеринка в Лестере не проходит без Варди. Который, кстати, установил неберущийся рекорд: за карьеру он сыграл во всех 13 раундах Кубка Англии.
Легенды клуба – чемпионы АПЛ-2015/16 – очень трогательно праздновали отдельно. Пока молодежь скакала вокруг, Шмейхель, Варди, Морган, Олбрайтон и не попавший в заявку Фукс неторопливо шли вокруг поля, передавая друг другу кубок.
Финальную точку поставил вышедший на поле владелец «Лестера» Айаватт Сривадханапрабха, которого в команде называют просто Топ. Заняв место погибшего в авиакатастрофе отца, он продолжает строить такие же теплые отношения с игроками и тренерами, которым могут позавидовать все клубы АПЛ. Кун Топ крепко обнял каждого футболиста, особенно эмоционально поздравлял Роджерса, а затем обошел кругом почета лестерскую половину стадиона, получив в ответ овации болельщиков.
В опросе фанов на сайте The Athletic «Лестер» занял первое место в индексе удовлетворенности действиями руководства. На фоне протестов против других владельцев, недовольстве Суперлигой и бесконечными скандалами вроде тех, что существуют в «Вест Хэме» или «Ньюкасле», химия внутри «Лестера» выглядит абсолютно волшебной.
Многие в «Лестере» посвятили победу погибшему Куну Вичаю. Отметился даже Харри Магуайр, поздравивший бывших одноклубников в Инстаграме.
На одной из трибун «Уэмбли» весь финал находился баннер с изображением бывшего владельца и его цитатой: «Наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит мужества им следовать».
«Лестер» не идеальная команда, но события последних 5 лет доказывают, что их мечты одна за другой сбываются.
Фото: REUTERS/John Sibley, Matthew Childs, Matthew Childs, Kirsty Wigglesworth; Gettyimages.ru/Alex Pantling; Дария Конурбаева
Шикарный гол от Тилеманса 🔥
Потрясающая игра в исполнении Каспера Шмейхеля!
Браво , Лестер 👏🏻
Дария, спасибо за статью 🙏🏻😉