11 мин.

Эдин Терзич - продукт «Боруссии». Прошел войну, «желтую стену» и школу Билича, а теперь стал тренером с кубком

Новое поколение немецких тренеров - отдельный вид футбольного искусства. Который год Бундеслига дарит нам фантастических профессионалов, в последствии покоряющих Европу. Кажется, еще вчера мы писали об удивительном приемнике Клоппа Томасе Тухеле и хвалили подростка-тренера Хоффенхайма, а сегодня эти ребята уже покоряют Европу и сражаются с новыми звездочками тренерской машины из Германии. Одна из таких звездочек - Эдин Терзич - едва ли не самая обсуждаемая тренерская персона уходящего сезона. Давайте знакомиться.

Возможность стать тренером "Боруссии" стала для Терзича тяжелым испытанием и сюрпризом судьбы одновременно. После увольнения Фавра мало кто верил в "Боруссию", даже преданные фанаты притупили амбиции и дожидались следующего сезона в надежде, что придет кто-то, кто снова сделает их команду великой.  

Все как один надеялись на талант Марко Розе. Марко уже знаком фанатам и руководству клуба, провалившем попытки забрать его еще из "Зальцбурга" - тогда Розе решил возглавить "Боруссию", базирующуюся немного южнее Дортмунда. Но вот оно, долгожданное подписание нового самого лучшего тренера, Марко Розе наконец возглавит "шмелей"!  

Но что же происходит на заднем плане? Невероятно, но потерянная в этом сезоне команда вновь оживает.

Нужен ли Розе?

Терзич начал болеть за Дортмунд еще в детстве. Это отвлекло от ужасов войны в родной Югославии.

Шаг за шагом, матч за матчем Дортмунд обрел черты сплоченной команды. Атмосфера в раздевалке - невероятная. Каждый игрок стоит друг за другом. Когда парни подняли в небо Кубок Германии, ни один из травмированных не был забыт. Аксель Витцель, Матеу Морей, Марвин Хитц и даже Марсель Шмельцер, уже полтора года не выходивший поле, приняли участие в командном торжестве.

Футболисты Дортмунда называют имя человека, который сумел собрать игроков и поднять их выше - Эдин Терзич. Кто же он: случайный человек оказавшийся в нужный час и нужном месте или фанат "Боруссии", который усердно строит свое будущее в любимой команде?

***

Эдин Терзич - сын боснийского сварщика и хорватки, всю жизнь работающей продавщицей. Не смотря на балканские корни, родился Эдин в Мендене (Сауерланд), всего в тридцати километрах от Дортмунда. Однако воспитывали Терзича на культуре Югославии: он получил образование в немецкой школе, параллельно посещая югославские уроки в общине. Семья тесно поддерживала общину и Эдин посещал все национальные праздники и памятные даты.

Днем Германия - вечером Югославия... Так было до 1991 года, пока Социалистическая Югославия не прекратила свое существование и родина Терзича не превратилась в поле боя. Война коснулась всех - не смотря на то, что Эдин жил в Германии, ужасы войны оставили след в памяти. В войне погиб дядя Эдина, многие кузены и кузины лишись свободы, родных Терзича изгнали, а их дома сожгли. Те родственники, которым удалось сбежать из страны, жили в дома Терзича годами.

"Мы прошли это все вместе, - вспоминает Терзич, - моя семья сделала много хорошего."

Для маленького Эдина в тяжелое время именно футбол стал спасительным миром и навсегда определил будущее. Отец Терзича, преданный фанат "Железничара" из Сараево, водил Эдина и его брата Алена (который, к слову, сейчас работает помощником главного тренера в Дортмунде) на футбольные матчи в Рурской области. Один из таких матчей и стал началом всего: 23 ноября 1991 Дортмунд играл против Дуйсбурга и победил 2:1.

"У меня мало позитивных воспоминаний о моем детстве, но это - одно самых ярких" - рассказал в интервью 11 Freunde Терзич.

Может футбол и не сделает меня богатым, но состаримся мы вместе с ним.

Желто-черный клуб затянул маленького Эдина - эта его атмосфера, фанатские песни и острые эмоции. Любимым игроком Терзича стал швейцарский нападающий Стефан Шапюиза - для юноши он был величайшим игроком и Эдину нравилось прозвище "Шапи".

Терзич не просто был фанатом - он стремился играть и уже провел пробную тренировку в "Боруссии" с подростковой командой от 12 до 14 лет. Только травма голеностопного сустава не дала мечте сбыться - мальчика пришлось оперировать, он потерял футбольный год, сильно отстал и стало ясно, что взобраться на вершину футбола в качестве игрока ему не суждено.

"Я тогда подумал, что может я и не стану богатым при помощи футбола, но зато я состарюсь с футболом".

Эдин играл за команды из региональной лиги ФК "Изерлон", "Ваттеншайд 09", ФК "Клоппенбург" и "Вестфалия 04", проведя на поле в общей сложности 189 игр, забив в них 23 гола. Тем не менее, азарт, амбиции и неукротимое желание построить футбольную карьеру, пусть и на среднем уровне, не выходили у парня из головы.

Терзич - друг Ханесса Вольфа и доверенный Мислинтата. Эти трое решали, какого игрока дать Клоппу.

Он окончил гимназию - в Германии в ней могут учиться дети с высшими балами по результатам окончания четырех классов - а после, став абитуриентом, поступил в Бохумский университет изучать область спорта. Там Эдин познакомился со своим будущим коллегой и другом, сильно повлиявшем на дальнейшую карьеру - Ханнесом Вольфом. 

Свою самую первую тренерскую лицензию Эдин Терзич получил в возрасте 22 года и именно Вольф пригласил его попробовать свои силы в "Боруссии". На самого Вольфа большие планы имел Юрген Клопп. Они познакомились на одном спортивном гала-вечере, обменялись номерами телефонов, а после Юрген предложил его Дортмунду как возможного тренера для молодежки. В 2010-м уже сам Вольф помог с протекцией университетскому другу, взяв помощником в молодежную "Боруссию". 

"Когда я получил предложение о работе из Дортмунда, я был настолько счастлив, что забыл спросить, сколько буду зарабатывать" - признался журналу 11 Freunde Эдин.

На тот момент ему было 28 лет.

Что бы новый человек, а тем более потенциальный талант появился в клубе, нужно было получить одобрение главного клубного эксперта по талантам - Свена Мислинтата. Свен одобрил предложение Вольфа. Он слышал о Эдине и был с ним отдаленно знаком со времен, когда Эдин повышал свой класс "футбольного учителя". Когда умер отец Мислинтата, именно Эдин Терзич временно занял его место. Он передавал Свену всю последнюю информацию из клуба, вел его дела, а после стал доверенным лицом звездного скаута. 

Эдин Терзич занял в Дортмунде два кресла.

Когда Свен вернулся к работе, Терзич не потерял свою значимость. Он стал помощником Мислинтата перед монитором в тяжелом скаутинге, а Вольфу помогал на краю футбольного поля. Вместе они составили трио, которое решало, кому из талантов суждено работать с Клоппом. 

В то время академия Дортмунда сильно отличалась от нынешней. Постбанкротское время: Вольф и Терзич занимались сами всем, начиная от физической подготовки футболистов и заканчивая педагогикой, ведь финансировать дополнительны кадры молодежная "Боруссия" не могла. Но даже при больших объемах работы и стресса у друзей сложилось полное доверие.

"К нашей удаче мы имели право на ошибку" - расскал Терзич. 

Именно право на ошибку - а значит, и на эксперименты - по мнению Эдина, привело к успешному развитию огромного потенциала молодых игроков. Но всему свое время. После ухода Вольфа в "Штутгарт" Михаэль Цорк был благодарен:

- "Ханнес Вольф проделал в Дортмунде невероятную работу и развил много футбольных талантов.  Он заслуживает услышать от нас огромное спасибо. Мы не будем стоять на пути его карьерного роста".

Пути Вольфа, Мислинтата и Терзича разошлись.

Тренером Терзича сделал не Клопп. Его воспитали Билич и английская Премьер-Лига

Терзич признается, что во время работы в молодежке "Боруссии" всегда наблюдал за тем, как работает с командой Юрген Клопп. Эдину нравились методы мотивации команды и сама идея дикого футбола "без тормозов". Вот только при Клоппе Терзич оставался скорее скаутом, чем тренером, а для большой работы с командой что-то большее. Нужно найти и открыть какую-то иную дверь. И эту дверь Эдин неожиданно для себя нашел в родной (бывшей) Югославии - парня взял под свое крыло главный тренер национальной команды Хорватии Славен Билич.

В 2013-м Билич пригласил тридцатилетнего Эдина в "Бешикташ" в качестве своего помощника. Терзич принял верное решение: хорошая возможность попробовать свои силы и получить стажировку за границей, пускай и придется оставить любимую "Боруссию". Но он ведь снова вернется.

Обучение с Бличем затянулось и после Турции Эдин отправился в "Вест Хэм", покорять АПЛ. Пусть дуэт и не добился громких успехов, зато Терзич накопил опыт и получил время на учебу у других тренеров. Именно о таком обучении Эдин вспоминает с особым восторгом:

"Быть тренером в "Премьер-Лиге" означает, что после игры ты пойдешь с коллегой - оппонентом выпить бокал вина, а иногда это превращается в ужин. Туда, как правило, приглашают и ассистентов. Эти встречи я использовал, чтобы сделать как можно больше заметок."

Эдин делал заметки в телефоне - фиксировал все более-менее важное, о чем рассуждали Жозе Моуриньо и Пеп Гвардиола. Юрген Клопп любил говорить о дисциплине в команде: "Если у меня есть шанс быть последовательным, то я им воспользуюсь", а Маурисио Почеттино рассуждал так: "Футболисты ненавидят правила. Но что они ненавидят еще больше - так это отсутствие правил".

"Оба эти высказывания были гениальны!" - восхищенно вспоминает Эдин.

"Я - поколение copypast". Не нужно придумывать ничего нового.

"Есть вещи, над которыми я, как тренер, сломал голову, а другие тренеры уже привели это в исполнение. Я принадлежу к поколению "copypast", когда не надо придумывать ничего нового, нужно только собрать уже имеющееся".

Заметки из телефона вскоре перенеслись в записную книжку тренера, которую Терзич использует по сей день, когда пытается найти ответ на какой-нибудь новый для себя, но не новый для футбольного разума вопрос.

***

В 2018 Эдин Терзич вернулся в Дортмунд. Ватцке и Цорк собирали новый штаб для нового главного тренера Люсьена Фавра и удачно вспомнили о своем "воспитаннике" Эдине Терзиче.

"Я - продукт "Боруссии" из Дортмунда" - так о себе говорит сам Терзич.

Зимой 2019-го, когда Люсьен Фавр заболел и был вынужден пропустить игру с "Хоффенхаймом", Эдин Терзич с легкостью и уверенностью заменил тренера. А менее, чем через год снова его заменил - на этот раз на более длительный срок, связанный с отставкой швецарца.

Решение сделать главным Терзича пришло не столько от руководства клуба, сколько от самих игроков - лидеры раздевалки поддержали молодого тренера и замолвили слово. Одним из тех, кто поддержал Эдина был экс-капитан клуба Матс Хуммельс, который увидел в нем "огонь и страсть", как у Клоппа.

"Мы видим, что команда нуждается в новой форме обращения, которая снова выведет нас наверх. Эдин - один из знающих клуб специалистов, позитивный парень, который оставляет след после разговора с игроками и выражает эмоциональность, в которой нуждается Боруссия" - объяснил решение Цорк.

Вскоре все убедились в этих словах.

Перед январским матчем с "Лейпцигом" Нагельсманн был неосторожен в словах и проронил, что уже планирует победу. Слова Нагельсманна Эдин Терзич озвучил перед матчем в раздевалке футболистов, манипулируя фразой, как красным платком перед быками. Итог - игроки Дортмунда вышли на поле с полной уверенностью и жажадой победы.

В конце матча, когда "шмели" начинали терять силы и уже пропустили гол от Серлота, Эдин Терзич не унимался:

- Wach bleiben, Männer! (с нем. Не спать, мужики!)

Сам Терзич ни чуть ни зазнался на своей новой должности, он обеими ногами остался стоять на земле. Любопытный момент попал на снятое кем-то любительское видео: игроки приезжают к базе на шикарных машинах, а исполняющий обязанности главного тренера - на велосипеде.

Сам Эдин о себе сказал: "Я все еще того же роста и того же возраста", а его формула успеха в футболе такова: "Есть два способа выиграть игру: надо либо пропустить меньше, чем соперник, либо забить больше чем забьет соперник".

Нельзя не согласиться.

***

Сегодня Терзич превратился из кризисного варианта в сильного претендента на кресло главного тренера оного из клубов высшего немецкого эшелона. Немецкие СМИ пестрят заголовками об интересе к Терзичу "Айнтрахта"(с 1 июля команда останется без тренера) и Леверкузена. Как же без "фармацетов" - ведь команду тренирует Вольф, а это сильный аргумент в борьбе за талантливого тренера.

Но даже не смотря на приход Марко Розе и невозможность продолжить работу с основной командой Эдин остался предан Дортмунду. Настоящий "продукт" своей команды, который обязательно выйдет на первый план.