АПЛ очень хитро продлила телеконтракт на 5 миллиардов фунтов. Объясняем простыми словами
Денежное чудо на фоне кризиса.
Что случилось?
АПЛ и все ее вещатели на территории Великобритании – Sky Sports, BT Sport и Amazon – продлили гигантский медиаконтракт, который истекал летом 2022-го.
Лига должна была провести новый тендер на период 2022-2025, но клубы и медиахолдинги договорились в этот раз не соревноваться в слепых заявках, а подписать новые договоры на старых условиях. На кону – все те же 5 миллиардов фунтов (Sky Sports пишет про 5,1 млрд, The Athletic – про 5 млрд, The Guardian – 4,8 млрд, The Telegraph и BBC – 4,7 млрд).
Это значимая победа АПЛ. В разгар экономического кризиса, который сокращает ВВП, а как следствие – бьет и по самым разным бюджетам на телевидении и в спорте – лига получила огромный контракт из здоровой эпохи (прежние контракты подписывали в 2018-м).
К такому позитивному результату ничего поначалу не располагало. Во-первых, лига обязана проводить публичный тендер, так как закрытое распределение нарушает закон о конкуренции. Во-вторых, в начале года, по данным The Telegraph, в офисе АПЛ готовились к худшему: на фоне экономической пробуксовки аналитики допускали резкое падение контракта на 900 миллионов фунтов за три сезона. Это больно ударило бы по футбольной экономике, поэтому АПЛ включила политическое лобби и добилась послаблений. С законом разобрались, клубы были только за, вещатели подвинулись.
Итого: Sky Sports будет транслировать в прямом эфире по 128 матчей за сезон (3,75 миллиарда фунтов), BT Sport – 52 игры (975 млн), Amazon Prime Video – два полных тура на эксклюзиве (90 млн фунтов), BBC традиционно покажет хайлайты в программе Match of the Day.
Но почему без тендера?
Это и правда удивительно. В борьбу была готова вступить как минимум платформа DAZN, но потенциальное обострение конкуренции руководство АПЛ заботило куда слабее, чем потеря сотен миллионов фунтов. При открытом конкурсе вещатели точно не повторили бы прежние цифры, а здесь оказались прижаты к стенке: не заберешь ты – останешься вообще без прямого эфира, твои пакеты заберет другой.
Правительство дало принципиальное согласие. Это исключительная ситуация. Дело в том, что АПЛ с 2006 года исправно проводила открытые тендеры, причем не по доброй воле – тогда Еврокомиссия фактически запретила лиге ограничивать конкуренцию, отдавая все права Sky.
«Коронавирус существенно повлиял на футбол, и продление контрактов с британскими вещателями снизит неопределенность и придаст уверенности всей футбольной пирамиде», – сказал в четверг босс АПЛ Ричард Мастерс.
Про пирамиду – неслучайно. Правительство не просто защитило клубы от новых потрясений, а взяло с АПЛ обещание дополнительно помочь клубам поменьше. И вдобавок к традиционным солидарным выплатам (за три года Футбольная лига Англии получит 420 млн фунтов) АПЛ направит еще 100 миллионов фунтов от медиаконтрактов-2022/25 клубам третьего-четвертого дивизионов, женским и любительским командам.
Если бы тендер все-таки провели – пузырь бы лопнул?
Очень грубо говоря – да.
Если отвечать занудно – смотря что считать пузырем. Давайте разбираться.
Во-первых, контракты должны были просесть процентов на 5-7% просто из-за изменившегося под действием ковида экономического ландшафта. Такова общеевропейская тенденция.
Во-вторых, в Англии закочился период безумного, неконтролируемого роста медиадоходов. Два цикла подряд (2013-2016, 2016-2019) поступления АПЛ от вещателей росли на 70 (семьдесят) процентов! Но уже на тендере 2018 года общая сумма просела (если убрать Amazon и считать чистую телевыручку – просела аж на 10%). Это было первое уменьшение телеконтракта с 2004 года.
Фантастический скачок десятых годов напрямую связан с конкуренцией между Sky и BT. В 2012 году, опасаясь оттока платежеспособной аудитории к конкурентам (спорт способен примагничивать много зрителей), BT открыл самостоятельное спортивное направление. Оно тут же отщипнуло пакет прав на АПЛ – и собрало большую аудиторию. Обострение борьбы за подписчиков взвинтило ставки, и на следующем тендере (2016-2019) мы получили рекордный контракт, переваливший за 5 миллиардов фунтов.
Вскоре вещатели решили, что пора с этим заканчивать. В 2017 году они подписали совместное соглашение: продукты Sky стали доступны для покупки на BT – и наоборот. Этот продуктовый шаг обессмыслил войню купюр на тендерах, и теперь сети борются исключительно за деньги зрителей, а не за выбор одной площадки. Цены на матчи медленно пошли вниз.
В 2021 году Sky и BT вели бы себя на тендере еще жестче. Во-первых, в 2018 году Sky Sports перешел под контроль американской корпорации Comcast – и впервые в истории (с того прорывного договора начала 90-х) переговоры с АПЛ вела бы не щедрая группа Руперта Мердока. Во-вторых, вещатели были жестко настроены из-за проекта реформ чемпионата от «Большой шестерки» – они собирались требовать регламентных ограничений для топов. «Повсюду напряжение, – говорил один из менеджеров The Guardian в январе 2021-го. – Это не война, но мы и не в миллионе миль от нее».
Ну и, наконец, мощнейшая новость от BT. Компания готова продать спортивный бизнес: или полностью, или частично (скорее инвестиционной компании, которая увидит потенциал), или разделить пополам с другим вещателем, который готов ввязаться в мир АПЛ – все зависит от обстоятельств. Дело в том, что бизнес-приоритет BT – вовсе не футбол, а развитие интернет-инфраструктуры: компания инвестирует 12,5 миллиарда фунтов в полноволоконные сети доступа.
Это не значит, что завтра BT резко перестанет показывать футбол – нет, поддерживать текущее состояние компания готова, но самые большие перспективы развития видит в другом. Поэтому не исключено, что к старту контракта в 2022-м году это будет не просто BT, а BT+Disney/BT+DAZN – то есть в лигу войдут те, кто готовы вкладываться заново. По данным The Telegraph, переговоры начались.
А значит, к 2025 году возможны новые зоны роста – уже в ОТТ-секторе.
Что с другими странами? Англия опять намного богаче всех?
Да, отрыв АПЛ снова увеличится.
Пока британское правительство смягчало для футбола удар кризиса, Серия А, Бундеслига и Лига 1 за последний год заметно пострадали.
Бундеслига подписала новый телеконтракт еще в 2020-м: сумма упала на 5%. С 4,64 миллиарда евро за три сезона до 4,4.
Серия А заключила договор в марте, падение – 6,5%. Было 973 млн евро, стало – 910 (840 от платформы DAZN, еще 70 – от Sky).
Во Франции – вообще трагедия. Начиная с 2020-го лига должна была получать 1,15 миллиарда евро в год, но компания Mediapro перестала платить, лига увязла в кредитах (чтобы клубы не обанкротились), и права перешли Canal+ с космическим дисконтом. Вместо миллиарда с лишним клубам достанется всего 590 млн + 100 млн бонусом.
Официальных новостей по Испании пока не было.
Во Франции крах ТВ-контракта почти на миллиард евро. Лига сидит в кредитах и лишилась роста
Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Justin Setterfield, Michael Regan
а) все телесервисы поднимали бабки в период изоляции, мало того что людям не хватает развлечений так еще и аудитория стадионов перекочевала на диваны к телеку
б) кто продлевался из других спортивных лиг - тоже растут часто (НФЛ например чуть ли не вдвое больший контракт с телекомпаниями оформила)
в) спорт вообще растет постоянно, сколько за последние полтора десятилетия было кризисов? а спорту хоть бы хны, вверх и вверх, что зарплаты что трансферы что телесделки
p.s. ну и давайте понимать, что для телекомпаний спорт - основной продукт, за который стоит бороться
для всего остального есть ютюбы и нетфликсы, стриминговых сервисов хватает, только спорт в прямом эфире может быть для телекомпаний действительно востребованным эксклюзивным контентом
#Вынепонимаетеэтодругое
Ты в пример приводишь НФЛ, но у супербоула-2021 самые низкие показатели тв вещания с 2006 года, 91 миллион смотревших притом что в последние годы аудитория не падала ниже 100 миллионов. Падение у спорта не такое катастрофическое как у других медийных событий, но тоже заметное.
Проблема не в падении аудиторий как таковой, а в падении доходов тв при таком оттоке аудитории. Спорт собирает и будет собирать хорошие рейтинги, но люди перестают смотреть телевизор, отключают кабельное тв, а рекламодатели все меньше выделяют денег на тв-рекламу. Каналам неоткуда брать деньги чтобы больше платить за трансляции.
а НФЛ - тут конечно да, по одному матчу судить отличная идея, крайне репрезентативная выборка
в Супербоуле играли 19-й и 27-й по числу телеков телерынки, но и эта инфа не полная, Тампа - 19-й по числу домохозяйств рынок НФЛ, но Флорида - штат пенсионеров, климат и низкие налоги привлекают "доживать", и во Флориде вообще всем наплевать на местный спорт (очень многие переехали со своими пристрастиями и их не меняют)
на Лайтнинг раньше раздавали тысячами бесплатные билеты, Рэйс по посещаемости предпоследние в бейсболе (последние - Майами, все та же Флорида), внимания к третьей команде из Тампы в штате не больше
так что играли две непопулярных команды, неудивительно что рейтинг был исторически низок
ну а в целом сезон по средней аудитории игр превзошел по сезон 2016 года - да, сравнивать надо именно с 2016 годом, а предыдущим "провалом" был 2012 год, думаю ты уже догадался что рейтинги НФЛ падают в год президентских выборов (вот настолько это глобальное телешоу в Штатах, выборы, и кампания совпадает по времени с сезоном НФЛ), и рейтинги были бы еще выше если бы игры регулярно не переносились (игрались даже в среду, такого в истории НФЛ не бывало вообще)
да и исторически Супербоул смотрят на "домашних вечеринках", на сей раз с этим были трудности, что росту аудитории не способствовало, заметной части аудитории футбол без пива с крылышками уже не был так интересен
в 2019 году средний рейтинг НФЛ превышал средний рейтинг топовых нефутбольных шоу на ТВ на 33%
в 2020 году футбол обошел нефутбольные шоу уже на 37.5%
да, не растет футбол, ну конечно же
2. Фиг знает, кто там кому кум/брат/сват, но как минимум платформа DAZN собиралась поучаствовать в тендере, а ее прокатили за отсутствием тендера.
3. Прямо в статье написано, что лига обязана проводить публичный тендер, но опасаясь падения доходов, "АПЛ включила политическое лобби" и просто перезаключила контракты.
4. Я даже приведу аналогию: представьте, что вы всю зиму покупали огурцы по зимним ценам, и вот, вроде бы начинается лето и вы ждете снижения цены, а его нет, потому что единственная в городе овощебаза в нарушение законодательства предлагает всем магазинам сохранить контракты и брать огурцы по зимним ценам, а городская администрация закрывает на это глаза, рассуждая о том, как нынче овощебазе сложно и что ее необходимо поддержать.
Новую аудиторию тоже невозможно найти.Никто не начинает смотреть футбол в 35-40 лет, а молодежи это не нужно.В данную секунду в Фортнайт онлайн играет 6 миллионов человек, когда почти везде или ночь или утро или разгар рабочего дня, тут спорт и АПЛ в том числе безнадежно проиграли.
Все что может спасти футбол (экономику) на дистанции это китайский или индийский игрок калибра Мбаппе.Нет, конечно в футбол как играли так и будут играть, но без китайского Мбаппе еще в этом десятилетии зарплаты и трансферы просядут.Тот, кто сегодня получает 100 тысяч в неделю, будет играть за 10-15.
У Бернли например 92 или 93% бюджета это деньги от ТВ.В АПЛ все такие за пределами шестерки, у кого нет никаких других доходов кроме ТВ.Так что уменьшение сделки даже на 30% потянет за собой такую череду банкроств, что Серии А нулевых и не снилась.
Сами же эту жадность воспитывают.
Правильно какая-то доктор биологии из Испании говорила, вы платите пинателям мяча бешеные миллионы, а ученым и врачам, спасающим жизни, в сотни раз меньше. Идите теперь к Роналду и Месси, пусть они вам ищут лекарство.
но - шоб полный фарш и олл-инклюзив, и первый оверолл Драфта, и Олл Стар Гейм постоянный, и Холл оф Фейм, по мелочам размениваться - не про Китай