Романова была эталоном бегуньи, но закончила алкоголизмом и загадочной смертью. Она не справилась с потерей близких
На Елену Романову равнялись, её любили, о ней говорили. Её победный забег на 3000 метров на Олимпиаде-92 в Барселоне можно заносить в учебники. Технику Романовой уже много лет пытаются повторить, но всё безуспешно. Покинув спорт не без труда, она начала тренировать. Но ни одного полноценного поколения так и не взрастила. Жизнь чемпионки оборвалась в 2007-м.
Её нашли уже мёртвой. Черепно-мозговая травма и глубокая рана на животе — смерть наступила, вроде как, в результате несчастного случая. Позже выяснилось, что за пару дней до она останавливалась в гостинице «Южная» в родном Волгограде, но была не одна: с Романовой были замечены неизвестные. Однако расследования не проводилось.
Тренер Нелли Блинова вспоминала:
— Похоронили ее в ногах у Геннадия Сергеевича. Так получилось, но в этом есть, на мой взгляд, некая символика. Они сейчас там все рядышком. Родители Лены, тренер, ставший ей вторым отцом, она и чуть поодаль — могила бывшего мужа.
Геннадий Наумов, тренер, был одним из самых близких людей Романовой. Пришла она к нему ещё Малыхиной в 1975-м. Специалист приметил девчонку сразу. Долгими тренировками он даже вылечил её плоскостопие.
К Играм-1984 Романова была готова, но на них она, как и вся сборная СССР, не поехала ввиду бойкота. Вместо турнира она вышла замуж за ещё одного подопечного Наумова и родила. К следующей Олимпиаде 1988 года она вернулась на дорожку и ехала в Сеул фаворитом: в олимпийский сезон она выиграла чемпионат мира по кроссу. Тем не менее, Сеул Елене не покорился. Она стала только четвёртой, а чемпионство осталось за другой советской атлеткой Татьяной Самоленко.
Она же и стала главной соперницей Романовой на следующий олимпийский цикл. Подопечная Наумова выходила не только на 3000 метров. В беге на 10 километров она стала чемпионкой Европы, а также выиграла мировое первенство по кроссу два раза. Это и позволило ей попасть на ОИ-1992.
Федерация перед Играми устроила бегунье стресс. Её дорогого сердцу тренера не взяли в Барселону, сославшись на нехватку денежных средств. Но Наумов понимал, как сильно он нужен легкоатлетке, и принял решение лететь за свой счёт. Тактика забега, о которой говорят до сих пор, была разъяснена спортсменке прямо перед выходом на старт. Это было олимпийское золото.
После большой победы Романова хотела закончить, но её никто не отпустил. До Атланты-1996 она продолжила тренироваться, отобралась в национальную команду, однако высоких результатов не достигла. Год спустя она всё-таки завершила карьеру.
В жизни началась черная полоса. Один за другим начали уходить из жизни родные для Елены люди. Сначала умер её бывший муж, потом отец, затем в результате болезни мать. В феврале 2006-го был похоронен её любимый тренер.
«Лену эти трагедии просто убили. Я видела ее на кладбище, когда хоронили Наумова. Она была в таком состоянии, что не смогла даже слова из себя выдавить, когда попыталась сказать прощальную речь», — рассказывала Блинова.
Утешение бывшая спортсменка нашла в алкоголе и тренерской деятельности — начала работать в группе Наумова. «Просыхала» исключительно к тренировкам. Но и оттуда она ушла достаточно быстро. Глава легкоатлетической школы Александр Комаров вспоминал:
— Кто только ни пытался наставить ее на путь истинный. И я с ней разговаривал, и в областной спорткомитет ее вызывали. Она обещала, но тут, знаете, никакие кодировки, ни тем более нравоучения не способны помочь, если человек сам не может взять себя в руки.
Эта слабость довела её до могилы. Грустно, ведь таких талантливых спортсменов на этой дистанции Россия не видела давно.