Она просто хотела развлечься, но оказалась в полицейском участке. Так закончилась карьера величайшей пловчихи XX века
Международный олимпийский комитет назвал спортсменку из Австралии Дон Фрейзер величайшей пловчихой XX века. Её вклад трудно переоценить: Фрейзер стала первой, кто выплыла из минуты на дистанции 100 метров кролем, и первой, кто сумела стать олимпийской чемпионкой на трёх Играх подряд. Всё шло, видимо, как-то слишком ровно, и Дон решила добавить огоньку. Но и тут не могла быть не лучшей. Фрейзер первая «ограбила» императорский дворец в Токио.
Девочка выросла в простой многодетной семье. Достаточно рано она переболела полиомиелитом. Здоровье Дон оставляло желать лучшего, и с целью его укрепления родители отвели ребёнка на плавание. Не прогадали. У Фрейзер определённо был талант. Спустя четыре года тренировок она отобралась на первые в жизни ОИ в Мельбурне-1956. Ей тогда было всего 18.
В Мельбурне Дон из ноунейма превратилась в кумира сотен тысяч зрителей плавания. На домашней Олимпиаде она завоевала два золота и одно серебро. На следующий олимпийский турнир в Рим она ехала в качестве главной звезды. И все надежды болельщиков тогда оправдались: ей снова не было равных на её коронной стометровке кролем. 23-летняя спортсменка была на пике формы, и буквально ничего не могло её остановить.
В 1962 году она совершила переворот. Фрейзер проплыла 100 метров кролем быстрее, чем за 1 минуту. Такого до неё из женщин не делал никто.
Однако через несколько дней Дон чуть не лишилась жизни. Спортсменка ехала домой после шоппинга с мамой, когда её автомобиль резко въехал в другую машину. Мама, сидевшая на пассажирском сидении, скончалась на месте ДТП. Фрейзер была тяжело ранена. Больше двух месяцев она ходила в специальном ошейнике, а после полгода пыталась набрать прежнюю форму и вернуться в бассейн. Справилась.
Фрейзер набрала прежнюю форму и поехала на свои третьи Игры в Токио. Здесь уже в стопроцентной победе Фрейзер начали сомневаться, ведь за это время в Штатах подросла новая звезда. 15-летняя Шэрон Страудер в том олимпийском сезоне показывала прекрасные результаты и могла дать бой «бабуле» (так Фрейзер прозвали в австралийской сборной).
По тому финальному заплыву можно писать сценарий и выпускать фильм о преодолении и упорстве. Австралийка спокойно лидировала первые 50 метров, но на следующих 25-ти Страудер её догнала. Все замерли на мгновенье, но Дон как на реактивном двигателе проплыла последнюю четверть дистанции. Она снова стала чемпионкой, а американка — второй, кто выплыл из минуты.
Победу Фрейзер посвятила своей маме. О невероятной Дон говорили во всём мире. А в сборной приняли решение доверить ей знамя на церемонии закрытия Олимпиады.
Впрочем, до закрытия надо было ещё дожить. Всего сутки спустя после грандиозного заплыва Фрейзер отправилась на вечеринку Австралийской национальной команды, организованную представителями разных видов спорта. Большинство отправились отдыхать, но трёхкратная олимпийская чемпионка продолжила веселье с товарищами из команды по хоккею на траве. В голову спортсменам пришла интереснейшая задумка — утащить какой-нибудь флаг прямо с императорского дворца. В полтретьего ночи Фрейзер и ко выдвинулись на операцию.
«Мы добрались до рва перед дворцом и внезапно оказались возле флагштоков. Они возникали перед нами, словно восклицательные знаки. Наш выбор пал на олимпийский флаг – красивое белое полотнище с пятью кольцами. Моя подруга забралась на плечи хоккеисту, пару раз едва не свалилась, но в конце концов сняла флаг и отдала его мне.
И тут раздался шум. «Бегите, спасайтесь, демоны идут», — крикнул нам приятель. Мы побежали, кто куда. «Демоны» оказались полицейскими. Они бросились в погоню. Я пыталась спрятаться в кустах, но меня настигли и несколько раз ударили дубинкой. Я вырвалась, бросила флаг и вновь побежала. Мне попался чей-то велосипед, на котором я попыталась скрыться, а в итоге вновь приехала к императорскому дворцу.
Перед моими глазами оказался ров. Я подумала, что ни один полицейский меня не догонит, если я прыгну туда и уплыву. Но попытка оказалась неудачной. Чтобы прыгнуть в ров, мне нужно было сначала спуститься почти на три метра вниз на бетонное основание. Этот первый прыжок привёл к тому, что я вывихнула лодыжку, закричала от боли и тут меня поймали», — писала Фрейзер в своей автобиографии впоследствии.
Ни один полицейский не признал в Дон триумфатора Олимпиады. Однако девушка всё-таки настояла на том, чтобы они разыскали журналистку Ли Робинсон, которая немногим ранее сняла про Фрейзер документальный фильм, чтобы та подтвердила её личность. Робинсон быстро привезли в участок. Она поручилась за Фрейзер и уточнила для полиции, что всего через несколько часов спортсменка понесёт государственный флаг на церемонии закрытия.
Токийская полиция дело не возбудила. Напротив, в тот же день Фрейзер получила от неё подарок: в небольшой коробке, доставленной в комнату пловчихи, прятался тот олимпийский флаг и послание.
Австралийскую делегацию уведомили о произошедшем, но отбирать у неё флаг было уже поздно. Тем не менее, ей всё равно попало. Да ещё как. Как только девушка вернулась домой на неё вывалили все накопившиеся обиды. Её упрекнули в том, что она вышла на церемонию открытия, хотя тренеры просили этого не делать, появилась в бассейне в купальнике без символик спонсоров, ну и про номер с флагом не забыли. По подсчётам австралийской федерации всё это тянуло на десять лет дисквалификации. Чуть позже срок сократили до четырех лет, но великая Фрейзер уже объявила о том, что большой спорт она покидает.
А ведь современный флаг символ не менее значимый, чем исторический памятник.
И вообще всегда так было, и я думаю ты об этом знал, просто решил, ради убоства, не вспоминать.