Лучшая гимнастка Олимпиады-80 сбежала от тренеров и умерла в нищете. Как это вышло?
Елена Наймушина была примером стойкости и упорности. Ей было всего 15 лет, когда она поднялась на верхнюю ступень олимпийского пьедестала в 1980 году. Молодая девушка стала первой, даже несмотря на врождённый порок сердца. Но после Олимпиады стали происходить странные вещи: она сначала без вести пропала, потом эмигрировала, затем снова вернулась в родной Красноярск, где и умерла от инсульта.
Она пришла в гимнастику, чтобы просто улучшить здоровье
Само появление Наймушиной на свет было необычным: мама родила её в поезде дальнего следования где-то в районе посёлка Аскиз в Красноярском крае. Его и записали в свидетельстве как место рождения. Врачи как один твердили молодой маме о том, что её девочка страдает пороком сердца, а для его укрепления лучшим решением будет гимнастика. Так Лена попала в в спортивную гимнастику под руководство Татьяны Васильевны Шевчук. О проблемах со здоровьем тренер была осведомлена:
– Её мама предупредила, что у девочки проблемы с сердцем. Я сказала, что если проблемы, то спорт противопоказан. Но мама маленькой Лены сказала, что ничего страшного, пусть походит просто так, без каких-то серьёзных нагрузок. Девочка втянулась, гимнастика ей понравилась, решили оформляться в школу. Прошли диспансеризацию – врачи не выявили ни малейших проблем с сердцем. Через полгода второе медицинское обследование – вновь всё в порядке, – вспоминала Татьяна Шевчук.
По всей видимости, все проблемы, которые видели врачи, были возрастными. Наймушина ни разу не жаловалась на сердце или на общее плохое состояние. Так или иначе, всё получилось очень поэтично: будущая чемпионка победила заболевание.
Мама вышла замуж, а Елена осталась жить с тренером
Наймушина росла без отца. И, когда её мама познакомилась с новым мужчиной и запланировала переезд в Норильск, вариантов остаться в родном Красноярске не было. Не было, пока в дело не вмешалась наставница Лены Шевчук. Она настояла на том, что юная гимнастка должна остаться, потому что у неё есть большой потенциал. Девочка поселилась с ней.
«Её мама уехала, а Леночка осталась. Она жила у меня четыре года. Моя мама отводила её в школу, которая была достаточно далеко, а потом я забирала её на тренировку. Способная, двигательная, коммуникабельная, очень лёгкая в тренировках. Координация и смелость – на сто баллов. Как маму она меня не воспринимала, скорее, как сестру. Делилась со мной всем сокровенным», – рассказывала Татьяна Васильевна в интервью.
Летом перед пятым классом Наймушину заметили тренеры национальной молодёжной команды. Она тогда стала первой на Спартакиаде школьников СССР. Всего четыре года спустя уже 15-летняя Елена великолепно справилась с ролью забойщицы на московской Олимпиаде. Подопечная тренерского дуэта Шевчуков (Татьяна Васильевна тренировала Наймушину вместе со своим мужем Валентином Анатольевичем) была неотразима. Все её элементы были точно выверены, за что она получила высочайшие баллы. Но абсолютно любимой зрителями стала её «Калинка» на вольных – такие овации, как тогда, «Лужники» видели нечасто.
Олимпийская чемпионка в 15. Можно ли придумать лучший старт для карьеры?
Елена вернулась в Красноярск звездой. Городские власти даже подарили ей трёхкомнатную квартиру в самом центре.
Наймушина бежала от тренеров
Но она потерялась после ОИ-80. В прямом смысле потерялась. Ни тренеры, ни вернувшаяся в Красноярск мать не знали, куда она отправилась и чем занималась.
«После Олимпиады в Москве был небольшой перерыв, а в октябре Кубок мира в Торонто. Но для начала надо было опробоваться на соревнованиях ЦС «Динамо». Но где же наша Леночка? Мы не знали. Каким-то чудом Валентину Анатольевичу удалось её найти, а она сказала, что не в состоянии участвовать в динамовских «пробах», – рассказывала Татьяна Шевчук о чудесном возвращении спортсменки.
Наймушина всё-таки вновь оказалась в зале, а октябре слетала в Торонто. Оттуда привезла золотую и серебряную медали. На этом решила закончить.
Гимнастка путалась в показаниях журналистам
В 2012, то есть по прошествии многих лет, чемпионка рассказал изданию «Спорт на Енисее» свою версию произошедшего. По её словам, после Олимпиады она приняла участие в кубке Европы в Италии. Там она вышла выступать с трещиной позвонке, а после выступления она перестала чувствовать левую руку и левую ногу. Дальше был непродолжительный период в больнице, после которого в большой спорт она не вернулась.
Но ни одно слово не было правдой. Никакого кубка Европы в том сезоне не было. Был Кубок мира в Торонто, о котором и рассказывали тренеры. Да и проблемы со здоровьем Наймушина буквально выдумала.
«Мы прошли с ней всю карьеру без всяких травм! В конце каждого сбора в национальной команде она стояла в строю без повреждений и повязок. У кого локоток, у кого пальчик, у кого голеностопчик, а её словно и на сборе не было. Когда я прочитала её интервью про трещину в позвонке, то, мягко говоря, была сильно удивлена. Тогда ещё Валентин Анатольевич был жив и тоже удивился: «Это когда у Лены спина болела? Что-то я понять не могу». Я ему сказала, чтобы не принимал близко к сердцу то, что относится к серии очевидное-невероятное. Но зачем она придумывала, я понять не могу», – вспоминала своё удивление тренер Татьяна Шевчук.
Наймушина умерла в старой-престарой квартире
Куда пропадала Елена на самом деле – непонятно. Её близкие об этом подробно не рассказывают. Известно только, что 15-летняя спортсменка страшно запила. Эта зависимость передалась ей по наследству. Валентин Шевчук смог продлить её карьеру до 1981-го, но дальше он был над ней не властен.
Наймушина окончательно обособилась от тренеров. В 18 лет она вышла замуж за велосипедиста-чемпиона из Латвии Андриса Зелчи-Личмилиса, и переехала в Ригу. У них родились трое детей: мальчишки Том, Филипп и дочь Линда. Но спустя всего 15 лет после переезда она оставила семью.
Елена сначала приехала в Тулу, куда за ней ринулась дочь Линда. Но второго мужа Наймушиной, с которым она прожила несколько лет, убили. Линда поехала обратно к отцу, а экс-гимнастка вернулась на малую родину. Та полученная трёхкомнатная квартира уже была продана, а Наймушина поселилась со своей сестрой Ириной в квартире их бабушки. Чуть позже переехала в однушку на окраине Красноярска. Туде же перевезла маму. Условия жизни едва ли можно было назвать удовлетворительными. Денег особо не было: жила Елена на стипендию олимпийской чемпионки. Улучшать уровень жизни особо не стремилась. Работать она не хотела, да и работодатели были не в восторге от сотрудника с алкоголизмом. С детьми она не общалась совсем, а все вопросы про них игнорировала.
В 2015 Наймушина осталась жить одна: её мама скончалась. Через два года умерла и сама Елена. Она легла спать и больше не просыпалась – во сне у неё случился инсульт. Из детей на похороны приехала только Линда.
Берегите близких.
Всем здоровья!
Вечная Память Елене
А объяснений и оправданий можно для каждого придумать