Новые подробности провала Суперлиги: Лапорта проболтался Тебасу, Чеферин разговаривал с Аньелли по пути в Швейцарию, «Сити» и «Челси» не при делах
История Суперлиги неожиданно возникла и быстро сгорела, но мы еще долго будет узнавать новые подробности провалившейся революции и осмыслять случившееся. New York Times выпустил, вероятно, главный материал по теме – с инсайдами о том, как президент УЕФА Александр Чеферин и руководители европейского футбола провели эти несколько удивительных дней. Мы выбрали самое интересное.
• Проект Суперлиги не удалось сохранить в тайне – в УЕФА о нем узнали заранее.
Проболтался новоизбранный президент «Барселоны» Жоан Лапорта, который в четверг вечером ужинал с главой Ла Лиги Хавьером Тебасом и рассказал, что «Барса» и еще 5 клубов уже согласились войти в состав Суперлиги, а еще у 6 клубов есть время на размышление до конца выходных.
Тебас поднял тревогу, связался с руководителями больших клубов, не вошедших в Суперлигу, и с главой УЕФА Александром Чеферином.
• В субботу Чеферин выехал из Любляны в Ньон – в штаб-квартиру УЕФА, чтобы лично контролировать все процессы. Во время 8-часовой поездки на Audi Q8 словенец не прекращал работать – первым делом он попытался связаться со своим другом Андреа Аньелли.
Тот не взял трубку, поэтому Чеферин написал сообщение жене президента «Ювентуса» и попросил передать Андреа просьбу перезвонить ему как можно скорее. Аньелли перезвонил через несколько часов: беззаботно сказал, что слухи про Суперлигу – вранье, и согласился выпустить совместное заявление.
Чеферин прямо в пути написал вариант заявления и отправил его Аньелли. Тот попросил немного времени, чтобы внести правки. Через несколько часов итальянец попросил еще 30 минут. А потом выключил телефон.
• Уже в Швейцарии с главой УЕФА связались два клуба из Суперлиги – один английский и один испанский. Представители обоих клубов сказали, что их вынудили вступить в новый турнир, но они хотят сохранить отношения с руководством европейского футбола.
• К обеду воскресенья в УЕФА уже знали имена всех клубов-основателей Суперлиги. Чуть позже узнали и примерное время публикации заявления о создании нового турнира.
Чеферин вместе с окружением подготовили контрмеры. Первым делом поставили в известность некоторых членов Европейской ассоциации клубов – им объяснили, что из-за появления Суперлиги упадет стоимость телеправ на домашние чемпионаты, многие спонсоры тоже уйдут. Соответственно, упадут доходы.
• Клубы внутри Суперлиги тоже были не на равных правах. «Манчестер Сити» и «Челси» поставили перед фактом в пятницу – у них есть сутки, чтобы присоединиться к турниру. «Сити» быстро сдался, а вот с «Баварией» и «ПСЖ» такой фокус не прошел.
• Некоторые суперклубы сомневались в плане и предлагали отложить объявление о турнире до лета. Были сомнения насчет того, достаточно ли готов план для публикации. Не были уверены и насчет реакции общественности – она могла погубить (и в итоге погубила) проект.
«Сейчас неправильное время, чтобы создавать Суперлигу», – говорил один из из руководителей клубов-основателей. И предлагал перенести объявление на лето.
На публикации заявления прямо в воскресенье настаивали Андреа Аньелли и совладелец «Манчестер Юнайтед» Джоэл Глейзер.
• Президентом Суперлиги и говорящей головой проекта стал Флорентино Перес. Потому что Джоэл Глейзер, Роман Абрамович, Стэн Кронке (владелец «Арсенала») очень редко выступают публично. Владелец «Сити» шейх Мансур и вовсе не дает интервью. Остальные (например, владелец «Ливерпуля» Джон Генри) просто не хотели брать на себя эту роль.
В итоге Перес в понедельник вечером пришел на шоу El Chiringuito и рассказал про то, что Суперлига – альтруистичное предприятие, которое спасет футбол. В это время руководители других клубов-основателей сидели, схватившись за головы. Но никто из них так и не выступил в защиту общего предприятия.
• Медиа-стратегия Суперлиги вообще выглядела уязвимой: топ-клубы рассчитывали завоевать расположение руководителей футбольных организаций и просто правительств. В итоге не посоветовались ни с фанатами, ни с игроками, ни с тренерами. Ни с кем.
За связи с общественностью отвечала Кэти Перриор – она разрабатывала медиа-стратегию для британских премьер-министров Терезы Мэй и Бориса Джонсона. Самое забавное, что даже Джонсон в итоге выступил против Суперлиги. Правда, NYT обвинили политика в дешевом популизме и попытке набрать рейтинг за счет критики непопулярного предприятия.
• Чеферин подготовился лучше. Он заручился поддержкой президента ФИФА Джанни Инфантино и после публикации заявления о создании Суперлиги связался с министром культуры и спорта Британии Оливером Доуденом – тот пообещал сделать все возможное, чтобы топ-клубы не «убили футбол».
• В понедельник Чеферин сидел в номере в швейцарском отеле, готовил речь для ежегодного собрания УЕФА и уже получал звонки от клубов-основателей Суперлиги. В основном, от английских – там переживали насчет возможных последствий для клубов и их футболистов.
Глава УЕФА в январе обещал самые жесткие санкции для клубов, которые организуют Суперлигу, но сейчас смягчил тон.
«У меня было ощущение, что они хотят исправить сделанную ошибку. Просто не знают, как это правильно сделать», – сказал Чеферин.
• Во вторник утром президент УЕФА выступил с подготовленной речью. И отдельный пассаж направил прямо в адрес английских команд:
«Джентльмены, вы совершили серьезную ошибку. Кто-то называет это алчностью, кто-то – презрением, бравадой или тотальным непониманием английской футбольной культуры. Это уже неважно. Самое важное сейчас – пришло время эту ошибку исправить».
Английские клубы к тому моменту уже очень сомневались. Еще в понедельник во время собрания остальных 14 клубов АПЛ глава «Тоттенхэма» Дэниэл Леви передал извинения через исполнительного директора «Брайтона» Пола Барбера.
Вместе с совместным выступлением фанатов, игроков, главы Премьер-лиги Ричарда Мастерса и премьер-министра Бориса Джонсона против планов Суперлиги эта речь привела к тому, что английские топы начали выходить из проекта.
• К вечеру вторника все признали, что после выхода английских клубов (а также «Интера» и «Атлетико») проект Суперлиги оказался нежизнеспособным. К тому моменту Чеферин уже вернулся в Любляну. Президент УЕФА до 2 часов ночи читал новости, отвечал на тысячи непрочитанных сообщений. Еще словенец подготовил заявление о том, что приветствует возвращение английских топ-клубов в европейскую футбольную семью.
Поздно ночью Александер выключил ноутбук и налил себе двойную порцию виски.
Инсайды The Athletic о том, как английские клубы выходили из проекта
Тебас (который и поднял бучу) жестко приложил сам проект Суперлиги
А теперь последствия Супелиги: АПЛ выгоняет менеджеров топ-6 из комитетов, УЕФА обещает санкции
Фото: globallookpress.com/AFP7; Gettyimages.ru/Gualter Fatia, Milos Bicanski; FABRICE COFFRINI/AFP/East News
это ж кто свечку то держал?
Вся Барселона в трех словах