Суперлига – полное надувательство. Она обманывает даже в том, в чем вы не подозревали
Последние дни в футбольном мире оказались безумно насыщенными: топ-клубы объявили о создании некой Суперлиги, а спустя ровно два дня ее законсервировали на неопределенный срок (читай, закрыли). 99% мнений болельщиков, футболистов и тренеров команд, которые мы видели в сети, оказались негативными, что и послужило поводом для столько резкого поворота событий. Можно сколько угодно говорить про давление УЕФА, но нужно прекрасно понимать, что проект изначально был плохо спроектирован, а потому такой вал критики мгновенно обнажил его шаткость – наше мнение действительно сыграло свою роль.
Однако среди блогеров мнения пусть не кардинально, но разделились. Многие на полном серьезе стали говорить о том, что Суперлига является неминуемым будущим футбола. А значит, мы о ней еще услышим.
Что ж, пришло время объяснить, почему Суперлига в нынешнем виде – это полная чушь, а ее тезисы не будут работать никогда. Буквально.
Суперлига убивает футбол как социальное явление
Первый и главный аргумент, который спас футбол от появления Суперлиги – убийство национальных первенств и нарушение огромной социальной системы вовлечения людей в игру. Дело не в том, что топ-клубы уйдут из чемпионатов (это чистый блеф УЕФА), а в том, что попасть в закрытую Суперлигу станет невероятно сложно. Сейчас каждый имеет шанс выиграть чемпионат, пройти квалификацию и, наконец, сыграть с топ-командами в Лиге чемпионов (собственно, поэтому она так и называется).
Болельщик имеет огромные возможности: он может болеть за топ-клуб, радуясь победам, или за локальную команду, надеясь на лучшее в будущем или наслаждаясь чувством причастности к коллективу. Он может наблюдать прогресс от низших дивизионов до призовых мест в высшей лиге и последующего участия в еврокубках против титулованных команд. Они приедут – и в этом будет заслуга именно той системы, которая существует сейчас.
Формат Суперлиги – это 15 команд, которые не будут вылетать ни при каких условиях, и 5 приглашенных команд. Скорее всего, приглашать на самом деле их не планировали – это безумно даже для такой лиги. Но много ли исправит квалификация, дающая оставшиеся места другим сильным командам, практически полностью составленная клубами из топ-5 лиг?
Да-да, если кто-то этого не понимает: заслуженные клубы вроде «Аякса», «Порту», «Бенфики» или «Галатасарая» попадали бы в в Суперлигу лишь эпизодически. Страны с хорошо развитыми футбольными чемпионатами были бы отрезаны от большой футбольной жизни.
Как ни парадоксально, но не все радужно и для клубов тех самых топ-лиг. Ввиду освободившихся «гарантированных» мест они, с одной стороны, получили бы лишнюю возможность попасть на праздник футбола, но, с другой, этот шанс стал бы случайным. «Лестер» и Аталанта» защищены в нынешней системе: попадая в четверку лучших, они гарантированно оказываются в Лиге чемпионов. При реализации Суперлиги они станут попадать в некий турнир претендентов. Никакое чемпионство не защитит их от непопадания в чудесную Суперлигу, лишая огромных денег, несмотря на фактические спортивные достижения.
Самым интересным здесь для нас, безусловно, является место России. Скажу просто: его на этом празднике жизни просто нет. Вы никогда больше не увидели бы противостояний «Рубина» и «Барселоны», «ЦСКА» и «Реала» или множества других, протекавших на наших глазах. В Суперлиге нет места для российских команд: как мы умеем проходить квалификацию, вы все прекрасно знаете, а формат приглашения, будь оно вообще реализовано, потянул бы только «Зенит». Раз в 5 лет. Это действительно то, о чем вы мечтаете?
Когда ты лишен возможностей, то и стимула развиваться нет. Поэтому создание Суперлиги – угроза всему футболу как виду спорта.
Суперлига не за прогресс, а за консерватизм
Лига чемпионов, как и сам футбол в целом, меняются медленно. Позднее введение VAR (кажется, у нас в деревнях раньше появились банковские карты), медленные движения УЕФА вокруг доходов (которые не вполне справедливо ниже, чем в менее популярных видах спорта), неудачные и комичные инициативы (введение ФФП, судьи за воротами и т.д.). Текущее положение дел может показаться архаичным, однако это далеко не вся сторона нынешнего футбола. Здесь есть место и солидным выплатам небольшим клубам, и развивающим футбол программам, и какое-никакое движение вперед: повторы все-таки ввели, а уже скоро нас ждут автоматические офсайды.
Менеджеры Суперлиги говорят, что борются за будущее, но когда дело доходит до конкретики, то их неподготовленная риторика выглядит страшно. Так, Аньелли, справедливо возмущающийся недостаточной финансовой работой УЕФА (на что имеет право абсолютно любой представитель клубов), выдал следующее: «Юве», «Милан» и «Интер» взяли 80 скудетто за 100 лет. Амбиции маленьких команд – это понятно, но есть же статистика».
Тут-то мы понимаем, какая цель движет создателями Суперлиги. Цель здесь только одна – деньги. Перес, Аньелли и Ко не просто хотят получить заслуженное, они хотят получить все, что смогут унести. Пока весь мир проходит путь от тоталитаризма и империализма к демократии, неожиданно оказалось, что в футболе будущее – это закрытая элита (читай, по праву рождения).
И вроде выглядит не так страшно, местами правдоподобно. Ну, как же: есть «Бавария», «Барселона», «Реал», «Ювентус»... Топ-клубы? Да! Все на них держится и ничего не меняется. Или все-таки меняется?..
Забавно, но вас обманывают даже здесь. Можно иметь сколько угодно трофеев, однако уровень клуба – величина непостоянная. За последние 15 лет практически на пустом месте было создано 2 топ-клуба: «ПСЖ» и «Манчестер Сити». Где-то рядом сильно прибавили в своем статусе «Атлетико», «Тоттенхэм», «Боруссия Д», «Лестер», «Аталанта», «Монако и «Наполи». «Лейпциг» вообще появился из ниоткуда.
А кое-кто с этом статусе потерял. «Арсенал», «Милан» и «Интер» в среде зумеров, о которых так пекутся создатели Суперлиги, давно уже не считают топ-клубами. Серьезно, давно вы пытались кому-то объяснить величие этих клубов, не прибегая к историческим аргументам? Совсем скоро молодым болельщикам МЮ придется рассказывать про Фергюсона и объяснять, что они не должны радоваться месту в четверке АПЛ и финалу Лиги Европы. Ой, кажется, это уже происходит!
На деле «прогресс» в исполнении Суперлиги – это желание полумертвых и закредитованных клубов получить деньги, которые им не принадлежат (а в некоторых случаях очень скоро грозятся уплыть в другие руки). Что страшнее – закрыть футбол от по-настоящему новых проектов и свежей крови. Им и так хорошо, а после них хоть потоп.
Знали бы «Стяуа» и «Ноттингем Форест», где солому постелить...
Гиперактивность – болезненное состояние, а не новая реальность
Когда Суперлигу объявили, люди замечали: как бы несуразно она на первый взгляд ни выглядела, ей руководят умные люди, которые разбираются в бизнесе. На деле оказалось, что проект был сырым настолько, насколько это возможно, а реакция футбольного сообщества стала полной неожиданностью для владельцев клубов-основателей.
На фоне краха проекта президент мадридского «Реала» дал интервью, посвященное особенностям будущей Суперлиги. Флорентино Перес заявил о снижающемся интересе среди молодого поколения и его недостаточной вовлеченности в столько продолжительное зрелище. Нечто похожее сказал и Андреа Аньелли из «Ювентуса». Как мы все прекрасно понимаем, это прямое свидетельство того, что матчи планировали сократить. Вероятнее всего, речь про таймы по 30 минут.
Вопрос о будущих изменениях в правила футбола, пожалуй, является одних из самых занимательных во всей этой дискуссии. Футбол должен развиваться: вопрос в том, как это сделать?
У эффективных менеджеров Суперлиги был статистически обоснованный план. Они видят, что современных детей заинтересовать гораздо труднее, чем прежде. Но в том ли дело, что у зумеров появились проблемы с удержанием внимания, а футбол оказался к этому не готов?
Однозначно ответить на столь сложный вопрос невозможно. Цифровизация современного пространства мешает педагогически неподготовленным семьям соблюсти требуемые для развития ребенка нормы. Планшет с 3 лет и смартфон с 6 при недостатке общения с родителями – это страшно. Что и говорить, если серфинг в интернете неслабо влияет на сосредоточенность вполне взрослых людей. Но все-таки это ненормальная ситуация, она не свойственна всей популяции, кроме того, с ней начинают бороться.
Видеть линейную связь между низкой концентрацией внимания и продолжительностью футбольного матча было бы слишком большим упрощением. Если бы это так работало, то мы бы видели короткие фильмы и сериалы. Но мы их не видим: фильмы по-прежнему идут 2 часа (фанаты Зака Снайдера не против и 4 часа посидеть), серии популярных сериалов «Игра престолов» или «Ведьмак» длятся примерно до 50 минут (тогда как в нулевых было полно сериалов с меньшей продолжительностью). Так почему же был сделан вывод о том, что футбол длится чрезмерно долго?
Представляется, что интенсивность футбольного матча – вот та величина, за которую нужно бороться. Есть множество приемов в рамках текущих правил, способных изменить ситуацию. Автоматическая фиксация офсайда и взятия ворот, утолщение линии офсайда, сокращающее количество отмененных голов, отмена правила выездного гола, позволяющего выигрывающей команде стоять в защите при ничейном счете – лишь те вещи, которые приходят в голову навскидку.
Футбол под руководством Бьелсы интересно смотреть всегда, и как-то не получается тут увязать его притягательность с качеством футболистов. Отдельным важным элементом нового футбола может стать новое позиционирование забитых мячей на игру. Так, преимущество по забитым мячам (без оглядки на пропущенные) можно сделать решающим фактором сразу после очков. Можно пойти дальше: изменить систему всех выплат в футболе, заточив ее под результативность команды. Как говорится, кто не забивает, то не ест. Кто тут заказывал больше веселья?..
Достаточно подумать, провести масштабные опросы, сделать математические модели. Вариантов, не рушащих основы футбола, но стимулирующих его зрелищность, полно.
Перес с Аньелли думают, что зумеры мечтают о сокращении футбольных матчей и судьях, объявляющих своих решения на весь стадион – именно такие идеи были озвучены. Может, это их детская мечта, но если о чем новое поколение и мечтает, так это об отсутствии судей на поле – дети вряд ли понимают, зачем они вообще находятся там в 21 веке.
Вы правда верите, что у людей с такой проработкой вопроса были статистические данные, трактующиеся однозначно? Возможно, за красивыми словами скрыта простая попытка больше заработать?
Реформа от УЕФА недооценена. «Швейцарка» прекрасна!
И как-то совсем не справедливо на фоне обсуждения Суперлиги мы забываем про те исторические изменения, которые УЕФА вносит в Лигу чемпионов. А обсудить есть что! Начиная с сезона 2024/25 групповой этап заменяется одной большой корзиной, в которую попадают все команды, после чего участники плей-офф определяются согласно швейцарской системе. Современность последней непоколебима: она применяется в киберспорте, среди традиционных видов ее можно увидеть в шахматах.
Но все это слова, как будет на практике? Игроки и тренеры уже высказываются он новом формате как о «меньшем из зол», что обусловлено 4 дополнительными играми. Что касается болельщиков, то для них начинается настоящий праздник жизни. Обиженным не останется никто: каждый получит то, что заслужил.
В первых турах абсолютно любой команде в соперники может достаться топ-клуб. Это то, чего в Суперлиге не планируется в принципе. Если волею случая жребий разведет грандов и локальные команды, то из-за соперничества с сильными и, соответственно, слабыми командами, они все равно встретятся туром позже. Примечательно, что если топ-клуб провалит начало соревнования, то на него буквально посыпятся «Лудогорец», «ЦСКА» и «Порту». Такова цена всего несколько ничьих на старте «швейцарки»! То же касается клубов более низкого ранга, «поймавших волну»: буквально пару побед, и команда рискует застрять в компании суперклубов до 6-7 тура.
Прелесть «швейцарки» не заканчивается ее возможностями. Во второй половине мини-турнира, когда таблица устаканится, оба полюса продолжат борьбу против равных команд: сильные будут играть с сильными (и рубить деньги, о чем они так мечтают), а слабые со слабыми. Причем у каждого будет своя достижимая цель: кто-то захочет финишировать на первом месте, кто-то будет бороться за последние путевки плей-офф, тогда как более приземленные коллективы поборются за немалое количество мест для путевки в Лигу Европы. Лишь небольшая часть команд сверху и снизу таблицы могут заскучать в последние 2-3 тура. Извините, идеальных систем не бывает!
Первая стадия Лиги чемпионов станет одновременно и группой смерти, и группой возможностей. Количество случайных команд в плей-офф уменьшится, но их будут уважать. Количество проходных матчей будет сведено к минимуму, а ситуация со слабыми группами, наблюдаемая после жеребьевки в половине групп ЛЧ, станет невообразимой: если хочешь выйти в плей-офф, придется обыграть сильные команды.
* * *
После реформы Лиги чемпионов возникает ситуация, в которой «и волки сыты, и овцы целы». УЕФА остается всерьез проработать финансовые вопросы, а также начать делать более смелые шаги навстречу будущему.
Они обязательно сделают это. Иначе утопия Суперлиги вернется и уничтожит футбол.
Читайте другие блоги в кибер-разделе:
Почему Xbox Game Pass – это не панацея для гейминга?
Иллюстрации: Marca, sportbox, eurosport, novoye-vremya.