Привет, Суперлига. Пока, Суперлига
Вот и всё. Скоротечной сказочке конец. Солидарность болельщиков, в основном обычных работяг, выступивших единым фронтом против произвола толстосумов, сделала своё дело. Суперлига оказалась мертворожденным детищем воспалённого, ослеплённого эфемерными прибылями воображения кучки богачей, решивших, что они способны вертеть судьбами футбольных клубов как им заблагорассудится.
Да, сказке конец, но счастливый ли он? Ведь та же добрая “Красная шапочка” вроде и закончилась хорошо – бабушку и внучку спасли дровосеки, но волка всё-таки распороли от пупа до шеи.
Громкие заявления по поводу восстановления справедливости, отвоёванной чести игры №1 и возвращения футбола фанатам звучат крайне лицемерно с одной стороны – со стороны УЕФА.
По сути, в борьбе двух монстров – Суперлиги и Лиги Чемпионов – победило меньшее, но укоренившееся зло. Само появление вызвавшего ненависть турнира является следствием политики УЕФА, которая вызывала недовольство многих клубов уже давно.
Конечно, никто не думает о болельщиках, все мысли только об их деньгах. Остальное – малоинтересная возня людей, в которых чиновники видят лишь ходячие автоматы по выдаче денег.
Главный конфликт Суперлиги и УЕФА состоит в несправедливом, с точки зрения клубов, распределении прибылей. Также руководство команд уже давно конфликтует с Европейским Союзом и ФИФА по поводу призыва игроков в сборные. Если ранее турниры были более скоротечными, то теперь помимо появления новых соревнований (Лига Наций) расширяется само представительство национальных команд. А это означает больше матчей, длительное отсутствие игроков, как итог – меньше отдыха для них и меньше времени на предсезонку. А это не только возможность сплотить команду перед очередным чемпионатом, но и заработать, например в турне по США или Азии.
Также расширение представительства сборных превращает отборочные раунды в, по сути, фикцию – даже откровенно слабые страны играют на международных форумах, тем самым набивая мошну чиновников дополнительными доходами. Конечно, условные Фареры или Фиджи и так не проходят, но страны, которые в более ранних условиях объективно бы не проходили на соревнования, теперь имеют шанс туда попасть. Это радость для их болельщиков, но слабо связано со спортивным принципом.
Таким образом, его защита перед Суперлигой – такой же обман, как и декларируемое последней “спасение футбола”. Например, в Европе на уровне сборных фактически создана своя “суперлига” в лице той самой Лиги Наций. В ней играют все, а по результатам отборов формируются группы, чётко ранжированные по силе. Тем самым отсеиваются слабые сборные, а сильные дальше играют между собой, принося УЕФА многомиллионные барыши. Конечно, условия не столь циничны, как в Суперлиге, но определённое сходство всё же есть.
Что вообще имеют клубы с матчей сборных? Дырку от бублика. При этом нагрузка на футболистов возрастает из-за громадного количества матчей. Такого уже не способен выдержать никакой организм. Из этого вытекают травмы футболистов, с которыми справляться придётся именно командам. А как показало повреждение Джо Гомеса, одна-две “поломки” (в пару к ван Дейку вылетевшему в чемпионате) может стоить команде (в данном примере “Ливерпулю”) целого сезона. И этот случай – далеко не первый в футбольной практике.
Казалось бы, какое отношение имеет клубный футбол к европейским и другим международным соревнованиям в денежном плане? Действительно, кроме необходимости платить зарплату поломанным игрокам, лечить их от повреждений, полученных в играх сборных, вроде бы никаких. Справедливости ради, на откуп клубам отданы Лиги Европы и Чемпионов, но и с ними не всё в порядке. Алчные функционеры клубов и УЕФА уже который год не могут поделить доходы от рекламы и других источников. Из этих противоречий и отрыгнулась Суперлига. О её основании предупреждали уже давно, но чиновники решили такие угрозы игнорировать или довольствоваться малыми подачками. Вот и дождались.
Не стоит думать, исходя из написанного выше, что Суперлига и её основатели – белые и пушистые, а Злом здесь выступают международные федерации. Нет, ни в коем случае. Суперлига – это рак, а руководители поддержавших её основание клубов – метастазы, пущенные в игру, которую мы любим. Эти люди совершенно отказались от спортивной составляющей, как говорится “потеряли берега” в миражах возможных доходов.
Оторванные от реальности миллиардеры решили, что рядовой болельщик будет с удовольствием смотреть, как Месси и Роналду будут бесконечно играть друг с другом. Этим людям не понять, что жителю какого-то захолустья не важны ни Лео ни Криштиану как таковые. Их душе будет в разы приятнее, когда команда из его родной периферии, каким-либо чудом вышедшая в Лигу Чемпионов, будет играть против названых игроков. Пусть даже влетит с оскорбительным счётом, но именно этот матч затмит для них любой другой. А ЛЧ, при всей её капитализированности, такой шанс, хоть и призрачный, даёт.
Из недавних примеров – БАТЭ обыгрывал Баварию, Карабах наводил шороху в своей группе ЛЧ, а относительно небогатый “Монако” дошёл до полуфинала с пацанами в составе.
Да и уже привычное участие украинских и российских клубов уже приносит их болельщикам ни с чем не сравнимые эмоции. Даже если особых успехов команды там не добиваются.
Проверить себя на фоне сильного соперника – это уже событие, а Суперлига эту возможность рубила на корню. Да и самим основателям турнира подобное положение рано или поздно приелось бы. Есть сомнения, что условный Ювентус был бы доволен, если год за годом занимал места во второй десятке турнира из 20 команд. Как бы тогда запел Аньелли? Создал бы теперь “Супер-пупер-лигу”?
Аргумент расширения аудитории неплох, но когда при этом плюют на базис команды, её главных болельщиков – это перебор. В своё время появилась АПЛ практически с теми же обоснованиями, что и Суперлига, но тогда и речи не было о глобальности. Никто не отрицает, мир меняется и Английская Премьер-лига выросла из этих перемен. Но ни один клуб тогда не отказался от своих болельщиков. Условный “Манчестер Юнайтед” не стал ФК “Планета” и не уехал радовать китайцев или американцев. А Суперлига подразумевала выходы именно на эти рынки, причём наперекор родной фанатской базе.
И в этом главная проблема. Сейчас в турниры УЕФА команды отбираются посредством национальных чемпионатов, Суперлига же формировалась бы по желанию владельцев клубов, а команды планировалось приглашать вообще чёрт пойми по какой мотивации – зуду левой пятки Переса или как? То есть между этим турниром и смертью национальных чемпионатов можно смело ставить знак равенства.
Приводить доводы о молодёжи, не желающей смотреть футбол из-за якобы отсутствия интереса – абсолютная глупость. Нынешние дети вообще мало на чём-либо задерживают внимание, а переводить матчи в формат тик-ток видео – не выход. Заинтересовать молодёжь удастся лишь на короткое время, а далее она переключится на очередного певца-однодневку или челендж с облизыванием туалетных стульчаков.
Само объявление о запуске Суперлиги в такой момент вызывает удивление. Почему ночью? Почему именно перед внедрением новых правил ЛЧ? Уж не попытались ли владельцы клубов надавить таким образом на УЕФА, пытаясь выбить себе привилегии? Они же дядьки далеко не глупые, так отчего сформировали турнир без чётких регламентов, списка участников, да даже внятного финансового плана не предоставили. Всё выглядит чересчур рамочно, по-дилетантски. Но поверим официальным заявлениям, по крайней мере на данный момент. Уж если эта теория заговора подтвердится, то доказательства рано или поздно всплывут.
То, что этот турнир почил, не успев даже родиться – счастье для футбола, вне сомнений. Но расслабляться не стоит. Данное событие – это уже не звоночек, а громогласный набат, говорящий, что футбол меняется не в лучшую сторону. Финансовая сторона уже сейчас сильно превосходит спортивную. Выездные финалы национальных кубков разве тому не подтверждение? Но это почему-то не осуждается ни УЕФА, ни руководством лиг.
Более того, если слух о громадной компенсации английским клубам за отказ от Суперлиги – правда, то мы лишь видим победу “бабла” над “деньгой”. Так что расслабляться рано.
Если УЕФА и ФИФА не задумаются об интересах преданных болельщиков, которые приносят им львиную долю прибылей, поддерживая футбол своими интересом и преданностью, то создание нового монстра Франкенштейна, а вернее Переса-Аньелли, – это лишь вопрос времени. И перспективы у привычной нам игры почему-то кажутся исключительно пессимистичными.