1 мин.

«Лестер» и «Саутгемптон» разыграли полуфинал Кубка Англии. Таким будет английский футбол при Суперлиге

В Англии впервые с декабря возвращают фанатов на стадионы.

За разрывающими европейский футбол новостями о создании Суперлиги на второй, третий и даже десятый план отошли все остальные события выходных: и перестрелка ПСЖ с «Сент-Этьеном», и поражение «Ювентуса» от «Аталанты», и субботний Кубок Испании Месси – и даже в общем-то разгром «Спартака».

У полуфинала Кубка Англии не потеряться в этом потоке не было никаких шансов: слухи о Суперлиге, заполонившие интернет к середине воскресенья, даже в течение матча на «Уэмбли» обсуждали больше, чем ход встречи.

Но в реальности прошедшая игра дала сразу два повода для обсуждения: как будет выглядеть Евро-2020 (на английский стадион впервые с декабря запустили 4000 фанатов) – и каким может быть английский футбол без традиционной топ-6, ведь в полуфинале сошлись «Лестер» и «Саутгемптон».

***

В середине апреля Англия шаг за шагом выбирается из третьего общенационального локдауна. В это особенно сложно поверить из России, где ограничений почти нет и привычная жизнь с концертами, барами и клубами давно вернулась в норму, но за последний год Британия провела 8 месяцев (март-июнь и ноябрь 2020-го, январь-апрель 2021-го) в режиме жестких ограничений.

До прошлого понедельника в стране 3,5 месяца не работали рестораны, кафе и пабы, спортивные залы, парикмахерские, все магазины кроме продуктовых и аптек, гостиницы. На Рождество британцам запрещено было собираться семьями, большую часть локдауна работало правило на встречи только с одним человеком не из вашего домовладения, на несколько месяцев школы перешли на домашнее обучение, а индустрия развлечений (театры и концерты) в середине марта 2021-го отметила ровно год простоя.

Возвращение к подобию нормы дается тяжело: записаться на стрижку сейчас можно только на конец апреля, часть спортзалов проводят занятия в близлежащих парках, чтобы соблюсти социальную дистанцию, приглашать гостей домой и оставаться ночевать все так же пока официально запрещено. В понедельник ресторанам и пабам разрешили принимать клиентов на открытых верандах, и теперь вся Англия превратилась в южную Европу – со забитыми столиками на улицах даже в +8.

Окрестности «Уэмбли», на котором проходили полуфиналы Кубка Англии, – это новенький район с построенными за последнюю пятилетку жилыми кварталами, магазинами, ресторанными комплексами и гостиницами в 20 минутах на метро от центра Лондона. В солнечное воскресенье толпу изголодавшихся по мирной жизни разбавили футбольные болельщики – впервые с декабря, когда на матчи АПЛ ненадолго пустили фанатов.

4000 человек на втором полуфинале («Манчестер Сити» – «Челси» накануне прошел без зрителей) – это максимальное количество людей на футболе в Англии с момента начала пандемии. Матч на «Уэмбли» вошел в число тестовых мероприятий: массово допускать зрителей на большие концерты и спортивные события начнут только в середине мая.

Право попасть на «Уэмбли» получили жители близлежащих районов и работники NHS (британская система здравоохранения), билеты распространялись с помощью лотереи. Одной удачи для попадания на матч было недостаточно. За 24 часа до матча всем зрителям, а также работающим на игре стюардам, журналистам и прочим сотрудникам необходимо было сделать экспресс-тест (их в Англии ввели в обращение в последние пару недель) и предъявить зарегистрированный в системе результат при входе на стадион.

Кроме того, у болельщиков брали тест ПЦР: один накануне полуфинала, второй – через пять дней после матча. Дополнительно организаторы следили за поведением фанатов на трибунах, а также их перемещениями вокруг стадиона по камерам. Такие меры предосторожности позволят перейти к следующим шагам: 8 тысяч зрителей на финале Кубка Лиги (25 апреля), 21 тысяча на финале Кубка Англии (15 мая) и потенциально до 10 тысяч на двух последних турах АПЛ. 

Билеты распространялись среди живущих в Лондоне и окрестностях «Уэмбли» (путешествия по стране все еще находятся под мягким запретом), так что больших групп поддерживающих играющие команды не оказалось. Среди счастливчиков, получивших доступ на игру, оказались лишь несколько десятков фанатов «Лестера» и «Саутгемптона» – немногих людей в майках изголодавшиеся по антуражу фотографы и операторы обступали плотным кольцом.

Так процесс создания этого фото выглядел со стороны: оцените количество людей с камерами вокруг. 

Из-за большого количества местных жителей районные представители решали перед матчем свои личные задачи: в толпе перед турникетами ходила девушка с листовками за местного кандидата в мэры.

Одновременно лестницу к стадиону обступала пара десятков протестующих против паспортов вакцинации (их введение всерьез обсуждают в парламенте перед следующей ступенью снятия локдауна, которая пройдет в середине мая).

Но все нефутбольные проблемы забывались, как только зрители попадали внутрь стадиона. В отличие от клубов АПЛ, которые давно приноровились к матчам в странных коронавирусных условиях, на «Уэмбли» за последний год играли не так часто, так что правила и ограничения здесь оформлены не так явно: например, вход для телевизионных журналистов проходил через никак не обозначенную подземную парковку, выбраться из которой на кромку поля можно было только имея опыт посещения стадиона раньше.

По рассказам болельщиков, для них все было организовано лучше и понятнее. Зрителей рассадили по нижнему ярусу за воротами и верхнему сектору центральной трибуны 90-тысячного стадиона, а стюарды довольно пристально следили за соблюдением дистанции и правильным ношением масок.

На матчах АПЛ прошлой осенью главной проблемой стали кучкующиеся на местах болельщики, которые собирались вместе для лучшей голосовой поддержки. Отсутствие групп фанатов «Лестера» и «Саутгемптона» в целом решило эту проблему: на «Уэмбли» собралась довольно нейтральная толпа, из углов которой редко доносились разовые чанты в честь играющих команд, но громче всего песни звучали из правительственных лож. На трибунах за воротами же внезапно объединились фанаты «Тоттенхэма»: несколько фанатов разных клубов пробовали затягивать свои песни, но болельщиков из Северного Лондона на стадионе оказалось больше всего, и они стабильно запевали раз в 15 минут.

Присутствие зрителей радовало репортеров, уже почти год работающих преимущественно на пустых стадионах, но будто сбивало футболистов. «Саутгемптон» последний раз был в финале Кубка Англии в 2003-м, «Лестер» – в 1969-м (!), и близость к встрече с «Челси» нервировала обоих, а отвыкшие от зрителей игроки будто спотыкались и промахивались по мячу в простейших ситуациях, стоило только фанатам зашуметь.

Избавлю вас от подробного описания хода увлекательного матча «Лестер» – «Саутгемптон»: в случае реализованной Суперлиги и ответных угроз АПЛ по исключению «клубов-предателей», нам предстоит наблюдать много встреч примерно такого уровня. Если первый полуфинал с участием «Сити» и «Челси» получился уставший и осторожный, то второй вышел нервным и без огромного количества голевых моментов. «Лестер» больше давил и решил все своим главным дуэтом последних месяцев. 34-летний Варди протащил мяч по краю поля в стиле Гарета Бэйла из финала Кубка Короля в 2014-м, прострелил в штрафную на ожившего в последние месяцы Ихеаначо. Нигериец со второй попытки забил и стал самым забивающим африканским игроком в истории Кубка Англии и лучшим бомбардиром турнира с момента своего дебюта в сезоне-2015/16 (15 голов в 19 матчах).

После матча игроки «Лестера» измученно и счастливо повалились на газон. Джейми Варди, дебютировавшего в Кубке Англии 10 лет назад за «Флитвуд Таун», спустя 5 минут поднимали на ноги партнеры по команде: кажется, он никак не мог поверить в свой первый финал. 

Максимально довольный Роджерс на послематчевых интервью рассыпался в благодарностях: «Я рад за всех в клубе. За моих игроков, которые сегодня выложились и показали, что они выучили уроки прошлогодних ошибок в полуфинале (против «Астон Виллы» в Кубке Лиги). Я очень рад за руководство и владельцев, которые так много вложили в клуб, и для которых попадание в финал – особенное событие. И, конечно же, спасибо болельщикам, потому что с их помощью я полностью осознал, насколько важен этот трофей и как бы они хотели его выиграть.

Я всегда старался уважать тот факт, что мы должны выходить на матч командой, которая может бороться за выход в финал. Теперь мы сделали это и находимся в одной игре от того, чтобы сотворить историю».

«Лестер» ни разу не выигрывал этот трофей, трижды оступаясь в финалах. Но в ночи английская страница «Лестера» в Википедии пополнилась подписью: «Обладатель кубка Англии-2020/21 из-за ухода «Челси» в Суперлигу».

Насколько это пророчество (а также потенциальный дубль, учитывая, что «Лестер» идет в чемпионате третьим за «Сити» и «Юнайтед») сбудется – узнаем в ближайшие недели.

Фото: Дария Конурбаева; REUTERS/Neil Hall, John Sibley, Richard Heathcote, Peter Cziborra