«Сити» превращается в технологического монстра: пригласили астрофизика-тактика, сотрудничают с IT-производителями и Google
Хотят догнать «Ливерпуль».
В январе «Манчестер Сити» нанял нескольких астрофизиков в свою группу анализа данных. Один из них, Лори Шоу, получил должность ведущего ученого по искусственному интеллекту.
Клуб также пригласил еще как минимум трех ученых, специализировавшихся в области астрофизики. «Манчестер Сити» сообщил, что новые сотрудники будут оказывать помощь всем 10 командам City Football Group (CFG).
Глава отдела аналитики Ли Муни ушел в сезоне-2019/20, и теперь «Сити» выстраивает новую структуру. В январе 2020-го отдел возглавил Брайан Престидж: шотландец привел Рави Мистри (скаут-аналитик призван руководить «аналитическим развитием наших специалистов и расширять наши возможности скаутинга»), специалиста в физике Джона-Марка Сисмана и аналитика данных Криса Бейкера.
А теперь в дело пошли астрофизики – все для того, чтобы сократить разрыв с базой «Ливерпуля», которую считают едва ли не лучшей в мире.
Шоу три года работал в Гарварде
Не удивляйтесь, что клуб берет на работу астрофизиков. Во-первых, у нас уже есть успешный пример: в «Ливерпуле» работает целая команда из физиков-теоретиков и астрофизика. Во-вторых, астрофизика – комплексная наука: стать спецом невозможно без великолепных знаний в математике, физике, динамике, механике и еще десятке смежных дисциплин.
Видимо, чтобы отдохнуть от сложных задач, специалисты анализируют футбол. У доктора вычислительной астрофизики Шоу богатый спортивный бэкграунд: последние три с половиной года работал в Гарвардской лаборатории спортивной аналитики, а его блог EightyFivePoints (особенно статью про Брэкзит) цитировали Telegraph, Daily Mail, talkSPORT, Independent и другие медиа.
Вот одна из лекций Шоу в научном центре Гарварда (тема «Классификация и анализ стратегии команды в профессиональных футбольных матчах»), которая наверняка зацепила: алгоритм Лори проанализировал 4 тысячи тренировок и выделил 20 тактических схем, затем просмотрел 200 матчей и разделил схемы на защитные и атакующие, а потом выделил пары – из какой защитной схемы чаще всего команды переходят в конкретную атакующую.
Например, команда с 5-3-2 в защите чаще всего атакуют в 3-1-4-2 (3-5-2).
С 4-3-3 в защите чуть сложнее: команды могут более активно задействовать фланги или играть через центр.
А еще Шоу можно увидеть на ютуб-канале Friends of Tracking: например, рассказывает о трэкинге игроков и даже делятся открытыми данными собственной модели.
С Google запустили конкурс, чтобы тестировать новые схемы и тактику
Прошлой осенью клуб объединился с Google Research и запустил соревнование по футболу с искусственным интеллектом.
Соревнование проводится в «футбольной среде Google Research», цель – забивать как можно больше (простите, Вадим Евсеев). Участники с помощью кода управляют виртуальным футболистом: выбирают из 19 команд, что должен делать объект. Участник может управлять игроком с мячом в атаке или тем, кто ближе всего к мячу при обороне.
«Футбол – это сложная среда для выступлений и еще более жесткая среда для обучения, – говорит Брайан Престидж. – Для обучения важно умение использовать неудачи, но в игре не так много ошибок [в объеме, необходимом для корректных выводов]. Работа с футбольной средой Google Research, основанной на физике, дает нам новое место для обучения и предлагает нам возможности для проверки тактических концепций».
Победитель получит приз (3 тысячи долларов), а «Сити» и Google Research – огромный пласт данных, который можно проанализировать. «Сити» надеется, что конкурс «предложит новое понимание стратегии и принятия решений в футболе».
Работают с поставщиком данных в реальном времени – такой уже у сборной Германии
Данные собирают все клубы – этим никого не удивить. Но «Сити» выходит на новый уровень С 2015-го вся сеть CFG работает с немецким производителем программного обеспечения SAP. В 2014 году SAP разработала решение Match Insights, позволяющее лучше понять эффективность работы команды на поле, и мобильное приложение SAP Team One – по сути, специальный тактический мессенджер для команды. В 2016 году SAP представила веб-приложение SAP Penalty Insights и мобильное приложение SAP Challenger Insights – прототипы, собирающие тенденции в игре и тактические схемы соперника на основе данных.
Вот как выглядел прототип SAP Challenger Insights. В 2019-м приложение взяло престижную премию Red Dot Award за лучший мобильный дизайн.
Сейчас SAP Sports One умеет многое: анализ действий соперника, нарезки по конкретному игроку, статистика и подсчет действий по видео с тренировок, расчет тренировочной нагрузки для игроков, анализ восстановления после травмы.
Пользу сервиса хорошо объяснил руководитель аналитического отдела сборной Германии Кристофер Клеменс (SAP работает с национальной командой с 2013-го):
«В последние годы тактические аспекты футбола приобретают все большее значение – это означает, что тренеры и аналитики прилагают больше усилий для наблюдения и анализа. Использование инноваций, особенно в области анализа данных, искусственного интеллекта и машинного обучения – логичный шаг для упрощения и ускорения определенных процессов.
Использование SAP Sports One позволяет аналитикам более эффективно готовить тренеров и игроков. Кроме того, игроки получают индивидуальные информационные пакеты для предстоящих матчей».
Фото: youtube.com//скриншот с видео на канале «Mark Glickman»
То есть Пеп выбирает себе лучших звёзд футбола, а шейх спонсирует это .
Вот и вся наука .
Только названия приложений и сервисов и слова о важности инноваций/технологий.