6 мин.

Зелимхан Бакаев. Патрон, выпавший из обоймы

Игровое время спартаковской десятки тает, как последний апрельский снег. Если футболист несчастлив в команде, это не идет на пользу ни ему, ни клубу. Фраза принадлежит одному моему хорошему товарищу, большому знатоку футбола, в котором он занят уже не один десяток лет. Мудро сказано — и месяца не проходит, чтобы не нашлось нового подтверждения этой истине…

Больно сейчас смотреть на полузащитника «Спартака» Зелимхана Бакаева, которого Доменико Тедеско в последних четырех матчах, словно по заказу, выпускал на поле на 88-й (дважды), 89-й и 90-й минутах. А ведь всего год назад тот был едва ли не флагманом красно-белой эскадры. Формально у Бакаева статистика неплохая: он сыграл в 23 матчах чемпионата из 25. Но: ни один из них (!) не провел полностью. Забил всего один гол, да и тот с пенальти, еще в августе, в игре с «Ротором» (1:0). В чем же дело? И не признак ли это того, что с некогда моторным хавбеком «Спартак» летом расстанется?

«Растерял форму, потерял место в составе…» По правде сказать, нынешний сезон у Зелимхана не заладился сразу. Во всяком случае, его игра была бледной тенью той, что он показывал в предыдущем. Вполне возможно, это следствие заболевания коронавирусом, которое спартаковец перенес в конце мая. Но в конце концов к старту нового чемпионата он должен был оклематься. Начиная с августа игрового времени спартаковской десятке стало доставаться все меньше. Заменить Бакаева по ходу матча или, наоборот, выпустить на замену во втором тайме постепенно стало входить в норму у тренерского штаба. Что не могло добавить уверенности 24-летнему футболисту.

Станислав Черчесов по инерции вызвал спартаковца на сентябрьские и октябрьские игры сборной, и тот принял участие в трех — опять же далеко не от звонка до звонка. И встреча с венграми на «ВТБ Арене» (0:0) до сих пор значится последней в карьере футболиста в национальной команде. Тоже показатель, правда? Пожалуй, именно тогда, прошлой осенью, у Бакаева стали проявляться психологический надлом и неуверенность в собственных силах, что очень точно подметил легендарный спартаковец Андрей Тихонов: — Когда Зелимхан поймал хорошую игровую волну, болельщики вознесли его слишком высоко. Можно сказать, возложили на него роль лидера. Потом он переболел коронавирусом, возможно, растерял форму, потерял место в составе. Для молодого амбициозного пацана это сильный удар, с которым он не справился психологически. Когда его меняет тренер, посмотрите, с каким лицом он уходит. Все эти нюансы видны. Обратите внимание: сказано в ноябре, а сейчас, полгода спустя, ситуация только усугубилась.

Тень Промеса Совсем не своевременно, на мой взгляд, в сентябре агенты спартаковского полузащитника затеяли с клубом игру на повышение суммы его контракта, который якобы был близок к уровню игроков «Спартака-2». В СМИ была вброшена информация об интересе к Бакаеву со стороны других команд, в частности «Динамо». Не думаю, что «Спартак» тогда был готов отпускать перспективного игрока, а сам он — уходить. Это только добавило парню нервотрепки. В ноябре креативщик, раскрывшийся еще в сезоне-2018/19 в тульском «Арсенале», перестал попадать в стартовый состав. Во второй линии атаки на его месте, как правило, играл швед Джордан Ларссон, который не давал повода усомниться в своем мастерстве. 16 декабря «Спартак» уступил в Питере в принципиальной встрече «Зениту» — 1:3. Зелимхан вышел на поле с первых минут и был заменен в середине второго тайма при счете 1:1. Этот матч на сегодня последний для него в стартовом составе.

Однако все это только цветочки, ягодки были впереди, в феврале уже нынешнего года. Новым психологическим ударом по Бакаеву стало приобретение Промеса, а точнее — то, как оно было обставлено. Квинси приняли, как легенду клуба, его, прилетевшего с корабля на бал, сразу же поставили в «основу», в фокусе всеобщего внимания — только он. Ясно, что с приездом голландца шансы Зелимхана остаться в обойме стали стремиться к нулю. Как раз в эти дни руководство «Спартака», с моей точки зрения, легкомысленно и уж точно неэтично допускает возможность продажи Бакаева в «Динамо». На условиях заведомо неприемлемых — за 12 миллионов евро. Таких денег он, пожалуй, не стоил и в свое лучшее время, в сезоне-2019/20. Управляющий директор «Спартака» Евгений Мележиков, впрочем, впоследствии найдет красивую формулировку этому маневру: — Уход Бакаева? «Динамо» предложило 5 миллионов евро, мы не стали отвечать на это предложение. Можно сказать, что переговоры закончились, не начавшись. Наш тренер рассчитывает на Бакаева, клуб имеет планы на игрока. Получается, если бы предложили не 5 млн, а больше, то могли бы и договориться…

«Когда приходят новички, всегда есть недовольные» Хорошо еще, что у кого-то хватило ума не отдавать Промесу футболку с 10-м номером, а то это бы добило недавнего лидера команды. Морально, естественно. Самое любопытное, что на этот раз Бакаев, чей контракт со «Спартаком» истекает в июне 2022 года, действительно был готов покинуть команду. Что признал и Тедеско: — Знаю об этой ситуации, но это вопрос к Бакаеву — почему он хотел уйти. Он для нас важный игрок, входит в топ-10 по количеству сыгранных при мне минут, — отметил рулевой красно-белых на пресс-конференции перед матчем 20-го тура с «Рубином». — Когда приходят новые игроки, всегда появляются недовольные, но это нормальная ситуация. А что касается того, что Бакаев — «важный для нас игрок» и что «тренер на него рассчитывает», то о его реальной значимости можно судить опять же по игровому времени футболиста на поле. Из шести матчей «Спартака» в этом году в чемпионате Зелимхан один (с «Динамо») пропустил, а в оставшихся пяти выходил на замену за считаные минуты до финального свистка.

Поймите: эти строки — не в защиту Бакаева. Если ты в самом деле чего-то стоишь — вкалывай на тренировках, играй, доказывай, выигрывай конкуренцию, пусть даже у Промеса или Ларссона. И тогда никакой Тедеско не сможет тебя не поставить. Вот только легко сказать, а трудно сделать. И почти невозможно, если ты несчастлив в этой команде.

sportbox.ru