Трибуна
12 мин.

«Индепендьенте» против «Расинга» – топ-класико Аргентины: в нем блистал Агуэро, дрались братья Милито, а Марадона бросался бутылками

От редакции Sports.ru: вы в блоге Garrafa Sánchez – здесь Южная Америка. Подписывайтесь, чтобы не пропустить шикарные сюжеты вроде истории класико Аргентины. 

Сегодня в Аргентине состоится второе по значимости футбольное противостояние страны – 193-е Класико Авельянеды между «Индепендьенте» и «Расингом».

Игру можно официально посмотреть в России – Okko Спорт показывает чемпионат Аргентины. Встреча начнется в три часа ночи по Москве с субботы на воскресенье – довольно поздно, но ведь у многих выходной, а на крайний случай можно посмотреть и в записи.

Из-за пандемии за весь 2020-й между собой не сыграли ни разу «Бока» и «Ривер» – что произошло впервые почти за столетие. Класико Авельянеды тоже не было больше года, зато последний раз команды успели сыграть аккурат перед локдауном на переполненном стадионе.

Для большего погружения в колоритное аргентинское противостояние – несколько историй.

В последнем класико «Расинг» вырвал победу вдевятером, а Марсело Диас во время игры ел банан. За этим еще наблюдали зрители

В феврале прошлого года коронавирус еще не дошел до Аргентины, поэтому в самом разгаре был полноценный чемпионат страны. «Индепендьенте» и «Расинг» находились в середине таблицы, но в таких матчах это ничего не значит. Дерби получилось огненным: четыре удаления и несколько потасовок.

Если гости два своих удаления заработали в самой концовке, когда исход матча был решен, то хозяева целый тайм провели вдевятером. На 40-й минуте вратарь Габриэль Ариас сыграл рукой за пределами штрафной, а на первых секундах второго тайма Леонардо Сигали сфолил на прямую красную.

Но полузащитник «Расинга» сборной Чили Марсело Диас вообще не переживал. Во время паузы он не успел съесть банан, но невозмутимо продолжил играть с ним в руке и даже разыграл штрафной. А на 86-й минуте принес своей команде победу. Интересно, что вдевятером хозяева даже чаще били по воротам.

Это поражение стало одним из самых болезненных в истории и серьезно ударило по самолюбию «Индепендьенте». На него реагировали даже политики, призывавшие руководство клуба уйти в отставку.

А что с обраткой? В 83-м «Индепендьенте» оформил чемпионство в класико, а «Расинг» вылетел во второй дивизион

Болельщики «Индепендьенте» со стажем наверняка единогласно назовут самым счастливым днем 22 декабря 1983 года. Всего лишь через несколько дней после возвращения демократии в Аргентину команда принимала «Расинг» в последнем туре чемпионата. Что само по себе удивительно – обычно такие матчи ставят куда-то в середину.

Гости перед началом турнира неплохо усилились и собирались бороться за чемпионство, но вместо этого умудрились досрочно вылететь из Примеры (первый и пока последний раз). Хозяевам для победы в чемпионате нужна была победа (иначе их могли обойти «Сан-Лоренсо» и «Ферро»). Роскошная передача легенды красных Рикардо Бочини на Рикардо Джиусти и точный удар Энцо Троссеро в угол принесли команде чемпионство и проводили главного врага во второй дивизион.

«Я никогда не видел такой особенной атмосферы. Это была вечеринка для одной половины Авельянеды и похороны для другой», – вспоминал тренер «Индепендьенте» Омар Пасториса.

Самое смешное, что тогда Федерация футбола Аргентины повторно внедрила систему вылета по среднему коэффициенту за два года. Впервые ее недолго пробовали в 60-х, а вернули после первого в истории вылета клуба из топ-5 – «Сан-Лоренсо» в 81-м. Именно для защиты грандов, но «Расингу» это не помогло.

Стадионы клубов разделяют 200 метров. Один построил Хуан Доминго Перон (ну почти), а другой возвели благодаря Агуэро

Авельянеда – самый ближайший пригород Буэнос-Айреса, фактически сросшийся с административной столицей. Места там не так много, поэтому стадионы соседствуют вплотную друг к другу – от одного до другого можно пройти за пять минут. Ближе в мире находятся только арены шотландских «Данди» и «Данди Юнайтед»

«Расинг» играет на 50-тысячном «Цилиндре» или «Колизее» – внешне похож на древнеримский амфитеатр. Но это неофициальные названия, а по бумагам он носит имя Президента Перона. Именно благодаря щедрому кредиту от военного правительства арена была построена в конце 40-х.

Перону приписывали любовь к «Расингу». Это был бы логичный выбор: облачившись в цвета сборной, клуб стал первым грандом аргентинского футбола, бросил вызов грингос и прервал гегемонию британских эмигрантов. По другим свидетельствам, Генерал болел скорее за «Боку Хуниорс», хотя старался не афишировать свои предпочтения, чтобы не терять симпатию болельщиков других клубов.

«На самом деле, это была инициатива Рамона Сереихо, министра финансов и фаната «Расинга». Он убедил выделить средства разным клубам, но самую большую помощь, конечно, получил «Расинг», – рассказывает историк Фернандо Пасо Виола.

У «Индепендьенте» тоже 50-тысячный, но более новый стадион, возведенный на месте старого в 2009 году. Его строительство стало возможно благодаря продаже двух воспитанников команды: Серхио Агуэро в «Атлетико» за 23 млн евро и Оскара Устари в «Хетафе» за 8 млн. Как это водится, часть средств растворилась и достраивали уже действующий стадион еще много лет, а крышу над трибунами так и не сделали.

Называется арена «Либертадорес де Америка» – это отсылка к рекорду «Индепендьенте», который чаще всех выигрывал главный клубный турнир Южной Америки (7 раз).

Однажды форвард Фрутос сделал хет-трик в класико. Но его никто не помнит из-за мяча Агуэро

В сентябре 2005-го болельщики «Индепендьенте» встречали класико не в лучшем настроении. Почти три года после чемпионства (до сих пор последнего) команда болталась в нижней части таблицы, а единственным светлым пятном стало появление вундеркинда по имени Серхио Агуэро. Однако героем той игры должен был стать не он.

До 82-й минуты Николас Фрутос проводил матч всей жизни. Гол головой, два реализованных пенальти, празднование в маске дьявола – мощный белокурый форвард уже представлял, как с утра будет украшать первые полосы всех газет. Однако все испортил Агуэро, которому хватило одного действия, чтобы его затмить.

Кун на своей половине поля ловко обработал мяч, на противоходе избавился от оппонента, примчался в штрафную, трижды накрутил защитника Диего Кросу, уложив того на газон, и спокойно отправил мяч в дальний угол. Серхио стали сравнивать с Марадоной, а его гол обосновался в нарезках на долгие годы вперед.

«Когда я вижу Агуэро, мне хочется его прибить. В газетах постоянно пишут: день, когда Агуэро забил и «Индепендьенте» выиграл 4:0. На улице меня спрашивают: ты играл в день гола Куна? Это удивительно, будто не было никакого хет-трика! А ведь в том эпизоде он мог сыграть на меня, и тогда мою статую точно установили бы в клубном музее», – отшучивается Фрутос.

В следующем класико Фрутоса уже не было в команде, а Агуэро забил оба мяча в ворота «Расинга», который тренировал Диего Симеоне.

Братья Милито – воспитанники «Индепендьенте» и «Расинга». Трижды играли друг против друга и сцепились на поле, а судьей был их школьный учитель

Семейство Милито с детства оказалось разделено на красные и бело-голубые цвета. Диего Милито стал великим кумиром «Расинга», Габи выбрал «Индепендьенте». Они три раза пересекались в матчах взрослого класико – и одна из этих встреч навсегда осталась в памяти болельщиков.

В марте 2003 года играли на нейтральном поле, «Расинг» вел 1:0 и молодой полузащитник команды Хуан Мануэль Торрес (будущий игрок «Металлиста») почти убежал один на один – Габриэль Милито свалил его возле штрафной площади. Судья не увидел здесь фол последней надежды, чем вызвал гнев Диего: сначала он набросился на арбитра, а потом вступил в перепалку с братом.

«Ты – ##### [женский половой орган] своей матери», – крикнул Габи.

«Идиот, ты вылез оттуда же», – ответил Диего.

За братским конфликтом наблюдал Орасио Элисондо – спустя три года он отработает финал ЧМ-2006 между Францией и Италией и будет признан лучшим арбитром года. Но самое интересное, что братьев Милито он знал давно: был их учителем физкультуры в начальной школе.

«Расинг» 35 лет не мог ничего выиграть. Легенда гласит, что их прокляли фаны «Индепендьенте», закопавшие трупы кошек на стадионе. Проклятье удалось снять обрядом экзорцизма

Если вы не интересовались историей аргентинского футбола, то удивитесь: «Бока Хуниорс» выиграла свой первый Кубок Либертадорес в 1977 году, «Ривер Плейт» – в 1986-м. Первопроходцами на международной арене были представители Авельянеды. «Индепендьенте» первым из аргентинских клубов взял Либертадорес в 65-м, но «Расинг» спустя два года ответил весомее – стал дебютным аргентинским чемпионом мира, обыграв «Селтик».

Это настолько взбесило болельщиков красных, что часть из них пробралась на вражеский стадион и закопала возле ворот трупы семи черных кошек. Впоследствии при работе с полем якобы даже находили скелеты животных. С тех пор все несчастья команды и подозрительные случаи списывали на проклятье (включая тот самый вылет-83), а следующей победы пришлось ждать 35 лет.

В 1998 году экстравагантный президент «Расинга» Даниэль Лалин провел целый обряд экзорцизма с участием 15 тысяч болельщиков команды. Факельное шествие по улицам города от собора до стадиона, молебен на самой арене, благословление фанатов и проклятых ворот священником (который, кстати, болел за «Боку»), концерт и фейерверк. На организацию ушло 30 тысяч долларов.

«Это не экзорцизм, а акт веры. Болельщики «Расинга» заслужили всю радость, которую они не получали на протяжении долгих лет», – отвечал Лалин в ответ на удивление футбольной общественности.

Помогло не сразу. В тот же день команда уступила дома «Колону», чемпионат завершила на 15-м месте, а вскоре клуб был объявлен банкротом. Однако уже в 2001 году «Расинг» все-таки выиграл чемпионат Аргентины.

Идол «Расинга» Турко Гарсия забил в класико рукой, а потом показал задницу болельщикам «Индепендьенте»

Клаудио Гарсия – типичный аргентинский футболист, вырвавшийся из лап бедности, но не справившийся с давлением успеха. Рос во Фьорито рядом с Марадоной, и это соседство словно определило его судьбу: секс, наркотики, рок-н-ролл, даже гол рукой. Гарсия в итоге сумел выбраться со дна, а благодаря своей харизме оставил немало забавных историй.

Раньше в Южной Америке разыгрывался турнир для всех победителей Кубка Либертадорес. В 1992 году «Индепендьенте» и «Расинг» встречались в 1/8 финала, лишь второй случай матчей на выбывание между ними в истории. «Расинг» победил по сумме двух матчей, а один из голов Турко Гарсия забил рукой в стиле Марадоны.

«Когда я увидел гол на повторе, то понял, что это не рука Бога, а рука Кастеллани (один из лучших аргентинских волейболистов своего поколения – прим.). Думаю, судьи тоже посмотрели повтор, поняли свою ошибку и во втором тайме специально меня удалили в качестве компенсации», – вспоминает Турко.

Фанаты «Индепендьенте» настолько взъелись на Гарсию, что стали его регулярно оскорблять и провоцировать при каждом удобном случае. Ответ последовал незамедлительно: после новой победы в класико Турко снял шорты и показал им задницу.

«Неуважение? Если бы я хотел проявить неуважение, то снял бы и трусы», – резюмировал он.

В 2002-м перед класико застрелили фаната, а полиция внезапно исчезла. Впоследствии это привело к запрету гостевых фанатов

В начале века Аргентину охватил масштабный кризис, в ходе которого властями было убито несколько десятков демонстрантов. Такие условия становились особенно питательными для футбольного насилия, уже давно набиравшего обороты.

С каждым годом жертвы класико росли. Сначала было 100 пострадавших, затем 17 человек получили тяжелые ножевые ранения. Самым черным в истории стал 2002 год, когда перед матчем был застрелен 22-летний фанат «Индепендьенте» Густаво Ривера, а еще несколько покупавших билеты получили ранения. Говорят, будто бы полиция перед нападением куда-то исчезла, хотя на каждом таком матче работали тысячи блюстителей порядка.

После этого власти спохватились, полиция провела полсотни рейдов, задержала три десятка фанатов «Расинга», изъяла огромные арсеналы холодного и огнестрельного оружия. В том же году появился Комитет спортивной безопасности провинции Буэнос-Айрес, который впоследствии сыграет ключевую роль в запрете посещения матчей болельщиками гостевых команд.

В Аргентине даже есть специалист сайт, посвященный насилию в футболе. Они ведут поименный список всех жертв, насчитывающий уже более 300 человек.

Марадона принял участие в трех класико. В одном из них бросил бутылку с водой в судью и был удален

Диего Марадона признавался в симпатиях к «Индепендьенте», но при этом в 95-м немного поработал тренером «Расинга» во время своей дисквалификации за допинг. Изначально боссы клуба рассчитывали сразу по ее завершении вернуть Диего на поле, но их пути разошлись быстрее.

За недолгое пребывание в Авельянеде успел сыграть три класико, ни одно из которых его команда не выиграла: 0:2, 0:0 и 0:0. В одном из матчей Марадона был удален со скмейки запасных за то, что бросил бутылку с водой в линейного арбитра.

Зато теперь на обоих стадионах красуются муралы с изображением Марадоны. У «Расинга» такой, а у «Индепендьенте» он запечатлен в компании с Бочини.

Еще больше историй и футбола Южной Америки – в телеграм-канале Garrafa Sánchez

На ЧМ-86 он бил англичан и обнимался с Марадоной, а через 10 лет стал президентом «Велес Сарсфилд»

Мексиканский богач мечтал о футбольной империи: создал клуб MLS и думал купить «Спартак», но так и не встретился с Червиченко

Жемчужина «Белой Бухты»: Неугасающий талант Паласио

Фото: Gettyimages.ru/Marcelo Endelli; East News/AP Photo/Daniel Luna; El Grafico