8 мин.

Феномен МЛС или как США завоевывают футбол

Собрав весь свой потенциал и экономическую мощь Соединенные Штаты и Канада взялись за большой футбол с намерением сделать из него популярный вид спорта. У них уже получается!

В конце сезона 2018 года футбольный клуб из штата Иллинойс «Чикаго Файр» ( клуб, за который в разное время выступали Стоичков, Швайнштайгер и Юнгберг) занимает лишь 15 место из 23 в чемпионате США по футболу, а убытки у клуба оказываются больше, чем у остальных команд в лиге.

В июле 2018 года уроженец Чикаго и миллиардер, основатель инвестиционной компании Morningstar Джо Мансуето по сообщениям СМИ, заплатил тогдашнему мажоритарному владельцу Эндрю Гауптману 117,6 миллиона долларов за покупку 49 процентов акций «Fire» при общей оценке в 240 миллионов долларов.

Не прошло и года, как Мансуэто получил полный контроль, купив оставшиеся 51% акций Гауптмана по цене 400 миллионов долларов, резко увеличив сумму по сравнению с оценкой в 240 миллионов долларов, которую он заплатил всего за 14 месяцев до этого. В общей сложности Мансуэто заплатил чуть более 320 миллионов долларов за единоличное владение футбольным клубом - клубом без стадиона, без тренировочной базы, маленькой фанатской базой и отрицательным балансом. 

В конечном итоге он стал полноправным владельцем. Мансуэто завершил сделку по выкупу «Fire» из аренды стадиона в Бриджвью за 65 миллионов долларов и пообещал построить собственную футбольную  арену и тренировочную базу в Чикаго.

ФК "Чикаго Файр"

«MLS это растущая компания» - заявил он американским спортивным изданиям. "Я плачу не за то, что есть сегодня, а за то, что произойдет в будущем".

И он не единственный миллиардер, который так думает.

В декабре 2019 года миллиардер и владелец команды из НФЛ "Каролина Пантерз" Дэвид Теппер согласился заплатить гонорар за расширение, который может вырасти до 325 миллионов долларов, чтобы привести новую команду в Шарлотт. Это 325 миллионов долларов только для того, чтобы присоединиться к лиге — ни цента из этой суммы не пойдет на подписание игроков, строительство объектов или найм сотрудников.

В целом, по данным Forbes, клубы MLS выросли в цене на 30 % с 2018 по 2019 год до средней оценки в $ 313 млн.

Средняя оценка МЛС за 2019 год суммарно уступала только лигам большой европейской пятерки. Это все еще смешные деньги для американского спорта в сравнении с другими спортивными гигантами США из  баскетбола, бейсбола и нхл, но по темпам роста акции МЛС растут втрое быстрее.

Что заставляет богатых жертвовать сотнями миллионов долларов, чтобы покупать команды, которые не приносят прибыли и не имеют большого количества болельщиков? 

МЛС, как стартап

Подобно высокопрофессиональному стартапу, который еще не начал приносить большой прибыли, команды MLS растут в цене не на основе своих  прошлых достижений, а за счет своей рыночной позиции и потенциале. Люди, которые платят сотни миллионов, чтобы попасть в лигу, не просто покупают клуб, они покупают возможность роста. Этот потенциал является самым важным обоснованием растущей оценки лиги и тот факт, что лига не приносит прибыли - не является для нее сдерживающим фактором.

Одной из причин повышения оценки команды MLS в последние годы является ее расширение. Вступительные взносы резко выросли с тех пор, как "Орландо Сити" и "Нью-Йорк Сити" вступили в Лигу всего шесть лет назад. Эти два клуба заплатили 70 и 100 миллионов долларов соответственно только за возможность заявиться в соревнования. 

Но лига не будет расширяться вечно. Помимо добавления новых команд, тезис о росте MLS опирается на несколько различных факторов. По сути, лига и ее владельцы делают ставку на то, что общий интерес болельщиков, права на СМИ и доходы от трансферов будут значительно расти на фоне мощи экономики США и Канады, меняющейся демографической ситуации в обеих странах, растущего внутреннего интереса к футболу, совместного проведения чемпионата мира 2026 года вместе с Мексикой и растущих отношений между MLS и мексиканской футбольной лигой.

MLS зарекомендовала себя, как хорошо посещаемая лига за последние 5-10 лет немного уступив итальянской серии А и французской лиге 1. Ее средняя посещаемость матчей - 21 358 человек в 2013-2018 годах - это восьмой результат того периода, а 22 из 29 клубов, которые будут участвовать в чемпионате к 2023 году, либо играют в нем, либо только готовятся и в настоящее время строят футбольные стадионы. 

Что еще более важно, демография как никогда благоприятствует MLS. Лига имеет более молодую, более разнообразную фанатскую базу — с особенно большой долей латиноамериканских фанатов, чем остальные четыре североамериканские мужские профессиональные лиги, где среднестатистическому болельщику стукнуло уже 49 лет!

И на горизонте есть крупное событие, которое может послужить средством для ускорения этого роста один раз в поколение: Чемпионат мира 2026 года, который будет совместно проходить в США, Канаде и Мексике. Владелец ФК «Даллас» Кларк Хант, который является сопредседателем влиятельного комитета по продуктовой стратегии MLS и считается одним из наиболее влиятельных владельцев лиги, заявил в недавнем интервью Financial Times, что считает чемпионат мира по футболу 2026 года "поворотным моментом в истории этого вида спорта в США».”

Чемпионат мира по футболу 2026 года пройдет в США, Мексике и Канаде.

Однако Чемпионат мира далеко не единственный способ, с помощью которого лига может повысить общий интерес. Еще один способ - это растущие отношения с мексиканской футбольной лигой. 

Мотивация MLS для развития своих отношений с Liga MX относительно проста: она чрезвычайно популярна в США, привлекает большую американскую телевизионную аудиторию, чем любая другая футбольная лига в мире. Понятно, что MLS заинтересована в том, чтобы проникнуть в эту аудиторию, захватить внимание этой публики, создать соревнования между лигами  и продать все это вещательным сетям.

Телеправа

В настоящее время MLS получает 90 миллионов долларов в год от своего нынешнего соглашения о правах СМИ с американскими телекомпаниями ESPN, FOX Sports и Univision. В профессиональном спорте это ничтожная сумма.

Для сравнения, NBC платит около 167 миллионов долларов в год за права на трансляцию Английской Премьер-лиги в США. Сеть платит 200 миллионов долларов в год за свои американские права на трансляцию НХЛ, следующей по популярности североамериканской мужской лиги перед MLS. Медиаэксперты предположили, что НХЛ может получать до 625 миллионов долларов в год от американских вещателей в рамках своего нового контракта, который вступит в силу в следующем году. Три другие североамериканские мужские профессиональные лиги — НФЛ, НБА и МЛБ находятся на другой вселенной со своими сделками о правах СМИ, каждая из которых зарабатывает более миллиарда долларов в год от своих национальных партнеров по вещанию. 

Стоит отметить, что с момента последней сделки с вещателями в 2014 году большой вес набрали такие платформы как CBS, NBC, DAZN и Amazon, что потенциально должно увеличить стоимость телеправ.

Трансферы

В течение первых двух десятилетий своего существования MLS в основном работала против продажи игроков. Но все  изменилось в последние годы, когда владельцы поняли, что трансферные доходы - это что-то вроде неограниченной возможности для получения дохода.

Начинается реальный прогресс. Этой зимой на мировом рынке, подавленным пандемией три доморощенных игрока MLS — Брайан Рейнольдс из Далласа, Брендан Ааронсон из Филадельфии и Марк Маккензи были проданы европейским клубам на общую сумму около  28 миллионов долларов. Эти продажи случились через пару лет после того, как выпускники академии MLS Альфонсо Дэвис и Тайлер Адамс были проданы немецким клубам "Бавария Мюнхен" и "РБ Лейпциг" соответственно.

Гарантия безопасности

Структура самой лиги дает владельцам клубов MLS небывалые гарантии для профессионального спорта. Единая структура — владельцы технически покупают долю в лиге, а затем получают права на управление конкретным клубом, лига платит большую часть зарплаты игрокам.

В отличие от большинства других стран мира, в MLS нет риска вылета а значит можно не беспокоиться о своем будущем в низших дивизионах и как там зарабатывать деньги на жизнь клуба. И эту систему никто менять не собирается. Так устроен весь американский спорт. Расходы также контролируются в MLS таким образом, который редко встречается в других лигах по всему миру. В высших эшелонах Европы массовые траты почти необходимы для успеха. Типичное трансферное окно в доковидный период показывает, что несколько клубов Премьер-Лиги тратят на один трансфер больше, чем большинство команд MLS тратят на весь свой состав в сезоне. Такая экосистема позволила некоторым клубам превратиться в монстров в совершенно невообразимой для команды MLS форме, но она привела к тому, что другие стали чрезмерно использовать заемные средства, а это в свою очередь может привести к катастрофе. Большие клубы иногда разоряются в Европе.

Что дальше?

Массовый рост стоимости клубов был обусловлен скорее возможностью расширения  лиги и ее потенциалом, чем текущей финансовой реальностью и уровнем ее популярности.

Клуб Дэвида Бекхэма "Интер Майями"

Владельцы клубов надеются, что лига вырастет до такой степени, что она сможет в конечном итоге манипулировать сделками на богатом рынке медиаправ.  Предполагается, что значительная часть этого роста будет приходиться на чемпионат мира 2026 года. 

Как только мир выйдет из пандемии, оценки MLS должны продолжить быстро расти вплоть  до чемпионата мира 2026 года. Этот сценарий почти наверняка не приведет к тому, что MLS достигнет уровня своих соседей по спорту, таких как НХЛ, НФЛ, МЛБ и НБА. Но он рисует дальнейшую картину лиги стабильной, контролируемой по затратам, которая, по идее, должна постепенно привлекать больше болельщиков, повышать свой уровень игры, зарабатывать и увеличивать ценность своих клубов.