Пес, купивший виллу Мадонны, был президентом итальянского клуба. Теперь автор этого безумия в белорусском футболе
Болельщики ФК «Крумкачы» смогут управлять своим клубом как в Football Manager.
6 апреля минский клуб «Крумкачы» из второй белорусской лиги объявил о старте абонементной программы. Вроде бы самая обычная новость, но условия для будущих владельцев поражают. Первая тысяча покупателей получит доступ к приложению, с помощью которого сможет управлять своим клубом.
Да-да, вы все правильно прочитали.
Сезонные абонементы на «Крумкачы» выпущены в четырех вариантах – «Игрок» (374 рубля в пересчете на российскую валюту), «Тренер» (1 869 рублей), «Директор» (5 608 рублей) и «Совладелец» (37 389 рублей). Болельщикам позволят голосовать по важным клубным вопросам, все решения будут приниматься простым большинством. Правда, разный статус абонементов даст разное количество голосов – от 1 («Игрок) до 100 («Совладелец»). А еще с повышением статуса увеличится и количество вопросов, в которых можно поучаствовать.
Например, «Игрок» сможет проголосовать за кандидатуры гендиректора, тренера, его помощников, а также за дизайн формы. «Тренер» (помимо вышеперечисленного) будет определять заявку на игру, стартовый состав и тактическую схему на конкретный матч. «Директор» сможет принимать решения о трансферах, утверждать суммы контрактов игроков и тренеров, а также суммы премиальных и бюджет на сезон в целом. «Совладелецу» будут доступны все эти опции плюс общение с командой на ужине, участие в тренировках и VIP-место на стадионе.
«Это будет занимательный процесс с уникальными элементами геймификации. Отныне любое решение по управлению клубом превращается в увлекательную игру, где только вы становитесь причиной всего, что происходит с вашей командой», – обещает «Крумкачы».
Пока на сайте доступны абонементы статуса «Тренер», остальные вот-вот тоже запустят в продажу. Презентация абонементной программы пройдет в Минске 11 апреля, хедлайнер – экс-игрок сборной Белоруссии и «Милана» Виталий Кутузов.
Превращение «Крумкачы» в реалити-шоу профинансировал итальянский миллионер Маурицио Миан
Участие Кутузова в презентации не случайно – именно он нашел инвестора, который вложился в разработку платформы для болельщиков. Им стал итальянский мультимиллионер из Пизы Маурицио Миан, с которым Кутузов познакомился, выступая за клуб Серии B из этого города.
«Мы довольно давно знакомы с Маурицио и часто обменивались мыслями о развитии футбола в Италии и мире, – рассказывал Кутузов в интервью белорусскому изданию Tut.by. – Я много рассказывал ему о Беларуси и о том, как весь наш спорт сидит на дотационной бюджетной игле. Ему было сложно понять, как государство может спонсировать целые чемпионаты, а клубы могут являться, по сути, иждивенцами у своего народа. Говорил, что моя мечта – лишить белорусский футбол этой зависимости и доказать, что при грамотном управлении наш спорт способен встать на коммерческие рельсы».
С этой точки зрения «Крумкачы» – один из немногих частных клубов в Беларуси – стал идеальным объектом для эксперимента. В 2011 году команду основали трое приятелей – Денис Шунто, Владислав Майоровский и Василий Глезов. До 2014-го команда, чье название в переводе с белорусского означает «Вороны», выступала в любительских соревнованиях 6х6 и 8х8. В 2014-м «Крумкачы», заплатив взнос в четыре тысячи долларов, заявились во вторую лигу чемпионата Беларуси и за два сезона смогли дойти до Высшей лиги.
Проведя там сезон-2017, «Крумкачы» не смогли получить лицензию, чтобы продолжать играть в элите, и свалились в подвал белорусского футбола. Снова поднялись, вышли в Первую лигу и даже добрались до переходных матчей, но в стыках уступили «Слуцку» (на радость многочисленным иностранным болельщикам этого клуба). Правда, «Крумкачы» пытались оспорить результат, указывая на то, что «Слуцк» заявил на решающий матч двух дисквалифицированных игроков, но протест не поддержали.
Это было еще не все. Перед началом нынешнего сезона выяснилось, что от участия по финансовым причинам отказывается клуб «Городея». «Крумкачы» подали заявку, чтобы занять вакантное место, но федерация отказала, указав, что «Крумкачы» упустили шанс в стыках, и вакансию должен заполнить клуб, расположившийся ниже в таблице Первой лиги прошлого сезона. Таким стала глубоко бюджетная «Сморгонь», завершившая чемпионат лишь на 6-м месте.
Когда «Крумкачы» указали, что в регламенте нет пункта, который запрещает претендовать на повышение команде, проигравшей в стыках, Федерация вновь отказала, на этот раз из-за правила о том, что клуб Высшей лиги должен иметь профессиональный статус более двух лет. А «Крумкачы» на момент дедлайна заявки в вышку не хватало двух недель для соблюдения этого пункта.
Независимые белорусские медиа связывали нежелание федерации видеть «Крумкачы» среди участников Высшей лиги с позицией, которую занял частный клуб во время активной фазы противостояния оппозиции и силовиков. На кубковый матч с минским «Динамо» футболисты «Крумкачы» вышли в футболках «Мы против насилия». Акция была связана с задержанием милицией двух игроков команды во время акции протеста в Минске: футболисты, возвращавшиеся с тренировки, были избиты в отделении.
В разгар противостояния с федерацией Виталий Кутузов опасался, что проект с абонементами может сорваться, если клубу не удастся получить билет в Высшую лигу – инвестор из Италии в этом случае может просто испугаться вкладывать деньги. Но Миана непростые белорусские реалии не смутили.
Он вообще довольно необычный дядька, превративший свою жизнь в бесконечную и безумную фантасмагорию.
До «Крумкачы» Миан владел тремя итальянскими клубами. Без спортивных успехов, но с большим шумом
64-летнего Маурицио Миана в его родной Пизе знает каждый. Его семья с 1917 года владела крупной фармацевтической компанией Istituto Gentili, разрабатывавшей инновационные средства для лечения многих заболеваний, включая онкологию. Сам Маурицио, как и его отец Энео Миан, был не просто менеджером в семейной компании, а ученым, который зарегистрировал несколько патентов на лекарства, в том числе для лечения остеопороза.
Но известность Миану принесли другие увлечения: он на протяжении всей жизни продвигал довольно эксцентричную жизненную идеологию, в которой нашлось место борьбе за права животных, марксизму, сексуальной раскрепощенности и, конечно, футболу. Но обо всем по порядку.
В 1990 году на известной американской студии PolyGram records вышел сингл Wild Dog неизвестного коллектива Gunther Group. Легкомысленная композиция в популярном в те времена стиле Евродиско могла бы пройти незамеченной, если бы не одна маленькая деталь – в припеве песни использовался сэмпл с лаем собаки, а на конверте пластинки рассказывалась трогательная история про немецкую овчарку по кличке Гюнтер, страдавшую от тяжелого дерматологического заболевания. В ходе лечения у пса возникли осложнения, одним из которых был остеопороз – заболевание, разрушающее кости. Ветеринары, лечившие Гюнтера, заявили, что хозяевам надо готовиться к худшему, так как такое не лечится. Но нашелся молодой ученый по имени Маурицио Миан, который предложил свою новейшую разработку – и болезнь отступила. Запись этой песни с лаем Гюнтера в припеве должна была символизировать радость и надежду, что все проблемы можно преодолеть.
Международным хитом песня не стала, однако Gunther Group пригласили выступить в популярном шоу на итальянском телевидении. И это было только началом. Спустя пару лет компания под тем же названием стала владельцем женской футбольной команды «Альяна», при этом пес по кличке Гюнтер IV – сын, собаки, солировавшей на пластинке, назначается почетным президентом клуба.
Назначение немецкой овчарки топ-менеджером ожидаемо вызвало ажиотаж. И он только усилился после того, как Миан рассказал журналистам полную историю спасенной им собаки. По его версии, Гюнтер жил в приюте, откуда его забрала пожилая немецкая аристократка Карлотта фон Либенштейн. Ее выбор связан с тем, что у нее был сын по имени Гюнтер – подающий надежды футболист, выступавший за молодежный состав бременского «Вердера». Однако стать профи не получилось – молодой человек впал в депрессию и покончил жизнь самоубийством.
После того, как Миан спас от смерти собаку, графиня фон Либенштейн завещала все свое состояние – около 130 миллионов долларов – собаке. А Миана сделала душеприказчиком, который должен был распоряжаться наследством, не ущемляя при этом прав пса. Еще одним условием графини, которая вскоре после составления завещания скончалась, было обязательство потратить часть денег на инвестирование в футбол – в память о погибшем сыне.
Рассказ звучал безумно, но очень понравился журналистам, которые даже не стали проверять, существовала ли когда-либо графиня с таким именем и был ли в составе молодежного «Вердера» игрок с такой фамилией.
Подпитывая легенду, Миан поселил пса на вилле в предместье Пизы и рассылал в СМИ фотографии роскошной жизни пса-миллионера, окруженного слугами и фотомоделями. Правда, в 1995-м фармацевту надоела эта игра и в интервью популярной газете La Stampa он признался, что история с графиней и наследством – выдумка, «вдохновленная эстетикой калифорнийского кибер-панка». Миан объяснял, что хотел привлечь внимание к проблеме гуманного отношения к животным. Но его признания мало кого интересовали, пресса продолжала писать про собаку-мультимиллионера.
И Миан продолжил свои мистификации. В 1997-м он стал еще богаче – семейный фармбизнес выкупила американская корпорация Merck Sharp & Dohme. Миан получил десятки миллионов долларов и сохранил отчисления за использование патентов на лекарственные препараты. В том же году зарегистрировал на Багамских островах фонд Gunther Trust, руководителем которого также назначил пса Гюнтера IV. Фонд начал с покупок элитных вилл во Флориде. В 1999-м приобрел виллу, до этого принадлежавшую Сильвестру Сталоне. Гюнтер прибыл в Майами в сопровождении телохранителя по имени Эмилио.
До своей новой виллы он доехал в лимузине, а на следующий день собрал пресс-конференцию, на которую пришли десятки журналистов. Телохранитель Эмилио повторил историю про немецкую графиню и объяснил, что Гюнтер просто предпочитает зимовать в более теплом климате по сравнению с тосканским. Еще через год пес Гюнтер приобрел там же виллу Мадонны, где спал на кровати поп-звезды. В один из приездов на родину Гюнтер купил самый роскошный ночной клуб Пизы Bowlab, где его часто видели в компании популярной итальянской телеведущей и модели Dolce&Gabbana Луизы Корна. Желтые издания были в полном восторге.
В 2002-м Миан вспомнил об обещании инвестировать в футбол, которое он якобы дал немецкой графине, и приобрел клуб «Пиза» из родного города. «Пиза» за более чем столетнюю историю провела в Серии А лишь 8 сезонов, а к моменту покупки Мианом испытывала огромные финансовые проблемы и играла в Серии С. Разумеется, Гюнтер был назначен почетным президентом клуба. Иногда из-за этого возникали проблемы: на выездных матчах владельцы некоторых клубов отказывались предоставлять места в президентской ложе псу, пусть и очень богатому. А болельщики заклятых врагов из «Фиорентины» грозились пронести на пизанский стадион кошек и бросить их на поле, рассчитывая, что Гюнтеру не хватит выдержки спокойно наблюдать за такой наглостью. Но обошлось.
Благодаря псу-президенту «Пиза» купалась во внимании, но на спортивных результатах это не сказалось – за три года, пока у руля клуба были Миан и Гюнтер, он так и не смог выйти в Серию B. Но хотя бы поправил финансовое положение и вернул расположение болельщиков – тиффози обожали эксцентричного владельца.
Следующим футбольным опытом стала команда «Понтедера» из пригорода Пизы из Серии D. Здесь компанию президенту Гюнтеру в качестве вице-президентов составили две порно-звезды и британский рэпер. Миан объяснил выбор тем, что хотел бы пропагандировать использование противозачаточных таблеток и методов искусственного оплодотворения. Он рассказал, что уже пожилой пес Гюнтер готовится стать отцом благодаря применению этого метода, и суррогатная мать для будущего щенка-миллионера Гюнтера V уже выбрана. Как и в случае с «Пизой», приход Миана не помог «Понтедере» подняться выше, однако на всех играх были аншлаги: Миан устраивал шоу перед каждой игрой – например, приглашал рэп-артистов и чирлидерш.
Удивительно, но насколько Миану не удавалось удовлетворить амбиции в качестве футбольного менеджера, настолько хорошо у него шли дела во всех остальных бизнес-направлениях. К началу 2010-х состояние Гюнтера V (то есть самого Миана) оценивалось уже в 400 миллионов долларов благодаря удачным инвестициям в недвижимость, рекламу и производство сериалов.
Последнюю попытку достичь хоть чего-то в итальянском футболе Миан предпринял в 2010-м. На этот раз он решил обойтись без собак и порно-актрис – партнерами стали вратарь Джанлуиджи Буффон и нападающий Кристиано Лукарелли – легенда «Ливорно». Вместе они выкупили половину клуба четвертого дивизиона «Каррарезе» из города Каррара, знаменитого своим каррарским мрамором (лучшим в мире) и тем, что именно здесь и родился Буффон. Партнеры инвестировали в покупку сильных для этого уровня игроков – даже с опытом выступлений в Серии А, но добиться большего, чем повышение до четвертого дивизиона, так и не смогли.
Параллельно Миан успел побывать владельцем газеты итальянских коммунистов l`Unita. Тоскана известна своими левыми политическими традициями, и Миан заявил, что рассматривает покупку издания не как бизнес-инвестицию, а как дань своим политическим взглядам. Он инвестировал в газету 14 миллионов евро, однако газета обанкротилась – новое поколение итальянских коммунистов предпочитало получать информацию в интернете, а не покупать бумажную газету, которая продолжала издаваться огромными тиражами – до 65 тысяч экземпляров.
С тех пор ходили слухи, что Миан приценивался к еще нескольким футбольным клубам, в частности к «Ливорно», но в итоге остановился на белорусском «Крумкачы». И, судя по всему, теперь вместо собаки-президента, он выбрал другую модель для привлечения внимания к проекту.
Совладелец белорусского клуба Владислав Майоровский считает, что модель по передаче клуба болельщикам через годовые абонементы с функциями «Футбольного менеджера» сделает «Крумкачы» клубом, управлять которым захотят люди со всего мира. «Те тезисы, которые ранее были опубликованы, – лишь малая часть функционала готовящегося проекта, – рассказал Майоровский изданию «Прессбол». – Признаюсь, мое первое впечатление было также скептическим. Но уже сейчас можно смело сказать, не раскрывая всех карт, – будет очень интересно. Не исключаю, что уже в ближайшее время наш отечественный менеджмент станет известен не только благодаря реализации таких проектов, как Viber или танки, но и уникальной платформе по коллективному управлению футбольным хозяйством».
Маурицио Миан только кажется эксцентричным безумцем. На самом деле, все организованные им мистификации с собакой-миллионером – жесткая и едкая пародия на современное общество, где в центре внимания оказываются «богатые и знаменитые», чей роскошный образ жизни вызывает зависть и восхищение миллионов людей. Проект «Крумкачы», который должен превратить заурядный клуб из нетопового чемпионата в международное реалити-шоу по мотивам компьютерной игры Football Manager, станет для него новой ступенькой по воплощению в жизнь его оригинальных абсурдистских идей. Чем это закончится – непонятно. Но будет интересно.
Фото: vk.com/krumkachy; iltirreno.gelocal.it; stefanocigana.com; instagram.com/kutuz007
и шо? мало там кобелей до него перебывало?
Я попытался купить «Тренера» (как бы это не звучало).
Оплата 💰 у них не проходит на сайте