Nike снова в скандалах – из-за кроссовок с каплями человеческой крови и коллабы с российской фемактивисткой
Кажется, март-2021 – один из худших месяцев в истории Nike. Мы рассказывали про скандал с вице-президентом компании Энн Хеберт и бойкот бренда в Китае, но в последние дни Nike столкнулся с новыми проблемами – даже в России.
• Скандал номер один – из-за кроссовок от рэпера Lil Nas X. Совместно с арт-группой MSCHF он разработал модель Satan Shoes («Сатанинская обувь»), в которых использовал... человеческую кровь.
В каждой паре кроссовок, созданных на основе Nike Air Max 97, пузырек воздуха в подошве заполнили чернилами, смешанными с кровью. Для этого кровь сдали шестеро сотрудников MSCHF.
К шнуркам кроссовок подвесили бронзовую пентаграмму, а сбоку написали «LUKE 10:18» – это отсылка к строчке из Евангелия от Луки: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».
Кроссовки поступили в продажу в понедельник по цене 1018 долларов, все 666 пар (ну, вы поняли) моментально раскупили. В соцсетях многие возмутились и призывают бойкотировать Nike – хотя компания не имеет никакого отношения к этой модели.
Скриншот: телеграм-канал ШМОТ
С критикой также выступили публичные фигуры, в частности, губернатор Южной Дакоты Кристи Ноэм: «Нашим детям говорят, что такие продукты – это не просто нормально, это «эксклюзивно». Но вы знаете, что более эксклюзивно? Вечная душа, дарованная Богом».
И теперь у Lil Nas X и MSCHF проблемы: Nike обвинил их в незаконном использовании товарного знака и подал иск в суд. В компании заявили, что Satan Shoes ввели потребителей в заблуждение, заставив думать, что это обувь от Nike – и что многие поверили, что «Nike поддерживает сатанизм». Но главное: Nike требует уничтожить все продукты MSCHF, имеющие сходство с товарами компании.
Сам Lil Nas X отреагировал спокойно: опубликовал видео какого-то мероприятия, где обсуждают его кроссовки, и написал: «Мы живем в пандемию, каждую неделю у нас массовая стрельба, но вы вот собираетесь в церкви, чтобы обсудить кроссовки».
• Второй скандал – уже российский. Nike сделал коллаборацию с фемактивисткой и иллюстраторкой Никой Водвуд (вы можете знать ее как nixelpixel): во время трансляции она сплела ковер с изображением кроссовок Air Max Viva, пока сотрудник Nike Халил Салаев рассказывал об истории коллекции Air Max.
Nixelpixel рассказала, что Air Max Viva сделаны «для девочек», поэтому многих смутила волосатая нога на коврике. У Водвуд много хейтеров в соцсетях (как пишет «Медуза», «за ней закрепилась слава одного из самых обидчивых и агрессивных блогеров русского интернета») – они пришли в комментарии и пообещали больше не покупать продукцию Nike.
Скриншот: телеграм-канал ШМОТ
• Кстати, история с обидой Китая на компанию получила продолжение. Nike до 2026 года одевает сборную Китая и 2029-го все команды китайской Суперлиги. Теперь бренд рискует потерять оба контракта. На фото с тренировок «Шанхай Шэньхуа» уже исчез логотип со свушем.
Китайские газеты сообщают, что федерация и лига осудили поведение компании на внутреннем заседании и заявили, что они «сохраняют за собой право принимать меры по контрактам».
Пока это выглядит как легкие угрозы, но китайская общественность требует от федерации и лиги более жестких мер. Призывы к разрыву контрактов также поступают к федерации баскетбола и легкой атлетики Китая, которые тоже сотрудничают с Nike.
Кажется, компании нужно срочно снять порчу.
Это правда воспринимается как коллаб с Найк с ведома Найк.
И, в принципе не важно что там будет, сатанинство, ультра-ортодоксальное христианство, пастафарианство или покемоны.
У компании есть право самой решать как она позиционирует тот или иной товар и бренд в целом.
При этом лично мне:
- не близка идея кроссовок
- тоже кажется излишней такая реакция компании
- близка аргументация репера
Если интересно, часовая лекция лежит (пока) на ютубе (на оригинальном английском) - еще тогда, в 80-ых им были описаны все этапы этой процедуры, удивительным образом с абсолютной точностью совпадающие с сегодняшним течением дел.
Причем американская аудитория (читал то он в Америке, перебежчик же) воспринимала тогда все как что-то эфемерно-происходящее на фоне, что их никогда не коснется (хотя кгбшник прямым текстом приводил обратные показательные примеры из их еще тогдашней повседневной жизни 40-летней давности)
Про второй случай, судя по всему, знает полтора интернет-пользователя, причем первому из них пофиг.
Ну а третий... насколько я понимаю, они бесплатно ради рекламы одевали сборную, теперь одевать ее бесплатно не будут. Кому найки нравятся, продолжать их покупать, а кому не нравились, вряд ли покупали и раньше, в общем это все пустяки для компании мирового уровня.
как можно не знать, что такое GPSPORTS, если увлекаешься футболом..