Весь мир без ума от Холанда. Держите его формулу успеха: вот как он ускоряется, открывается и бьет
Теперь у вас не останется вопросов.
Мы и не заметили, как Эрлинг Холанд из перспективного форварда превратился в готовую звезду. В 20 лет он забивает в среднем по голу за матч, уже вытащил «Дортмунд» в четвертьфинал любимого турнира и кажется сильнейшим звеном довольно проблемной команды.
При этом у Эрлинга уже достаточно критиков: одни насмехаются над манерой бега, другим не нравится поведение (например, детские фокусы вроде передразнивания вратаря «Севильи»). Придираются даже к голам – слишком много в пустые ворота.
Но внешне нелепые ускорения или псевдолегкие голы – лишь следствие его фирменных навыков, благодаря которым Холанд уже сейчас один из лучших нападающих мира.
У Холанда потрясающее качество ударов. Он аномально много бьет по восходящей траектории (со странной техникой)
В Бундеслиге норвежец ожидаемо попадает в топ по всем базовым характеристикам: голы, xG, удары, удары в створ, точность ударов. Важен контекст – Левандовски, например, бьет в полтора раза чаще Холанда (105 против 66), при этом разница в ударах в створ уже не кажется пропастью (45 против 35).
Статистика бомбардиров в топ-5 лигах тоже красноречива: 3,34 удара Холанда в пересчете на 90 минут явно уступают среднему показателю футболистов, уже забивших 15+ голов в сезоне (3.83). Но с ударами в створ все иначе – 1,83 у норвежца, лишь 1,7 у лучших снайперов.
Дело в удивительной точности Холанда – феноменальные 65% попаданий по воротам в прошлом сезоне снизились до 53%, но и с этой цифрой Эрлинг остается самым метким.
На карте забитых мячей видно, что любимая точка в штрафной – левый полуцентр. Из красных зон Холанд угрожает гораздо реже, чем Левандовски и Андре Силва.
Левый полуцентр удобен Эрлингу – он тяготеет к левой стороне поля, а с ведущей левой ноги отсюда легче наносить вариативные удары: на точность, на силу, парашюты, бить в разные углы, верхом или низом, потенциально даже отдать пас вместо удара.
В Бундеслиге Холанд забил 33 гола с игры, 20 из них – в касание. Выдающаяся цифра (60,6%) свидетельствует о высоком качестве исполнения и нежелании обрабатывать мячи. У Эрлинга невзрачная техника владения, с его антропометрическими данными тяжело показывать чудеса элегантного дриблинга. Именно поэтому Холанд редко улучшает позицию перед ударом, его задача – максимально комфортно подстроиться под отданный пас.
Взгляните на гол в ворота «Герты». Позиция позволяет Холанду обработать мяч и продвинуться к воротам, но Эрлинг готовится к удару в одно касание.
Скриншоты сделаны в InStatScout
Холанд удивительно много бьет верхом, 30% голов Эрлинг забил ударами выше уровня груди. Такая статистика объяснима для полузащитников с дальним ударом, которые регулярно бьют по восходящей траектории из-за штрафной. Для форварда (тем более такого результативного) – это аномально много.
Все объясняется специфическими решениями Холанда в ситуациях один-на-один с киперами. Важно: Эрлинг почти никогда не поднимает глаза, не оценивает позицию вратаря, он полностью сосредоточен на мяче и на индивидуальном исполнении. На базовом уровне – это очевидный недостаток техники, но Холанду важнее качественно попасть по мячу, нежели анализировать обстановку.
Холанд разнообразно бьет верхом, но техника всегда схожая. Эрлинг делает присущий длинным ногам мощный замах, но по мере приближения бьющей ноги к мячу сбавляет скорость. Мяч мгновенно набирает высоту и летит быстрее обычного из-за сильного замаха, но не дугой, а по прямой восходящей линии.
Вот как это выглядит на практике – гол в ворота «Гладбаха» (второй для Холанда и третий в матче).
А что с уже известными сильными ударами норвежца?
Эталонная пушка выглядит так: опорная нога определяет направление удара, сильный замах, бьющая нога следует за мячом, футболист приземляется на бьющую ногу.
Холанд делает все иначе. Гол в ворота «ПСЖ» в 1/8 прошлогодней ЛЧ сильно отличается от каноничного выстрела.
В его механике остается мощнейший замах, очень высоко отводит ногу назад. Сразу видно несоответствие с классикой – опорная нога смотрит правее последующего удара.
Вот момент касания. Холанд широко расставляет руки, это помогает сохранить равновесие. Смотрит вниз на мяч, контролируя попадание правильной частью стопы. Ему не так важно, где именно голкипер. Если удар получится, шансов отбить мало.
Холанд после удара. Не оторвал опорную ногу от газона, бьющая нога не последовала за мячом, сразу вернулась на землю. Очевидно, у Эрлинга сильно развит голеностоп – при его весе и силе замаха опорная выдерживает огромный вес.
Удар похож на хлыст, мяч моментально набирает высоту, из-за качественного исполнения получаются точные выстрелы. Вратарям тяжело реагировать на подобное, летит слишком быстро и непредсказуемо.
Холанд не скрывает одержимость голами и делает максимум, чтобы стать лучше: «Я часто пересматриваю голы, стараюсь глубже вникать в специфику. Это касается не только моих мячей, я смотрю удары и других игроков: как и куда ударили, в какой позиции были до получения передачи? Я анализирую мелкие детали.
Много думаю, сколько возможностей я упустил. За календарный год я забил 44 гола, но мог и больше 50. Это не должно звучать высокомерно, наоборот, это показывает мой потенциал».
Пока слабейший навык Эрлинга – игра головой. Даже странно, что выросший в вертикальном норвежском футболе с постоянными стандартами широкоплечий и высокий Холанд никак не выделялся в воздухе. Сейчас это кажется крупным недостатком, но теоретически слабая игра головой могла стать катализатором для развития другого навыка – грамотных открываний в заполненной штрафной.
Открывания Холанда – искусство. Он эффективно обманывает защитников
Невозможно забивать так много без футбольного интеллекта. Аналитические способности норвежца ярче всего проявляются в поисках свободного места.
Каждый ищет по-разному. Томас Мюллер (возможно, лучший игрок современности в этом компоненте) реагирует на расположение защитников. Его движения продиктованы теми недочетами обороны, которые немец обнаружил при сканировании пространства.
Холанд действует иначе. Он провоцирует постоянными забеганиями, ложными ускорениями (резкие пару шагов вперед с остановкой), терроризирует защитников на линии офсайда. Эрлинг игнорирует сопротивление. Если он поймает грамотный момент, качественно ускорится, а из глубины пройдет хорошая передача – все получится.
Норвежец убийственен в двух аспектах: использование слепых зон и выбор лучшего направления для забега. Слепые зоны – все пространство, которое не попадает в поле зрения защитника. Единственный способ их избежать – врубать персональный прессинг. Из-за скорости Холанда это зачастую бессмысленно, за матч он успевает пару раз убежать от соперника. Провалился даже Дайо Упамекано, который не сильно уступает форварду в физике.
Против Эрлинга нужно защищаться зонально – значит, без слепых зон не обойтись. Обычно Холанд располагается между центральными защитниками, ускоряясь либо между ними (если сильно разделились), либо в полуфланги, где больше пространства из-за скученности в центре.
Наглядный пример – гол «Фрайбургу». «Дортмунд» перехватил мяч и помчался вперед, Холанд располагается между центральными защитниками, бежит прямо.
Защитник замечает коридор, пытается его закрыть, сближаясь с партнером. Эрлинг мгновенно ускоряется влево, обгоняет защитника, подстраивается под удар и забивает в дальний нижний угол. Без шансов.
Для «Дортмунда» ситуация изначально была удачной («Фрайбург» потерял мяч у штрафной), Эрлинг не сделал ничего сверхординарного, он просто правильно двигался. Гениальность Холанда в том, что он почти всегда двигается правильно.
Если быстрая атака уходит на фланг или трансформируется в позиционное наступление, Холанд ищет свободное место внутри штрафной. Обычно он забегает в нее по центру, а дальше двигается по ситуации.
Здесь Брандт поднял голову и увидел, как Холанд точно указывает направление для передачи. Юлиан исполнил, Эрлинг забежал и внес мяч в ворота.
Главное оружие норвежца в штрафной – ускорения после ложных движений. Холанд спокойно направляется в сторону дальней штанги, набирает скорость и вдруг кардинально меняет направление, устремляясь к ближней.
После очередного такого гола в ЛЧ репортер сказал Эрлингу, что тот внес мяч в ворота. Формулировка не понравилась форварду: «Это был фантастический гол, я оценил ситуацию, оказался в нужном месте в нужное время и ударил точно между ног защитнику».
Норвежец делает так не всегда – иногда спокойно бежит по изначальному пути и замыкает прострел на дальней. Дело в качественном анализе эпизодов: Холанд оценивает, куда партнер с большей вероятностью отдаст пас, и ищет коридор для разбега без помех.
Из-за роста (194 см) Холанд специфично ускоряется: голова вниз, наклоненное туловище, широко расставленные руки. Но это работает
Противостоять Эрлингу может только мобильная оборонительная структура, которая при высокой линии защиты сохраняет компактность, а в низком блоке четко отслеживает передвижения норвежца. На бумаге такой план кажется реалистичным, но на практике в каждом матче Холанд делает пару взрывных рывков, которые не удается нейтрализовать.
Как он так ускоряется? Во-первых, генетика. Отец Эрлинга Альф-Инге Холанд играл за «Ноттингем Форест», «Лидс», «Манчестер Сити», мама Грю Марита Бреут – чемпионка Норвегии по семиборью. Дети спортсменов не всегда атлеты, но Эрлинг уже в пять лет установил мировой рекорд по прыжкам в длину в своем возрасте (1 метр и 63 сантиметра) – он до сих пор не побит.
Во-вторых, у норвежца удивительный стиль бега. В сентябре 2020-го против «Гладбаха» Холанд пробежал 60 метров со скоростью 35 км/ч. В Бундеслиге разгонялись и быстрее, но ключевая деталь – в расстоянии. Так долго держать высочайшую скорость трудно.
Вот как это работает: на старте спринта Холанд пригибается, голова опущена. При наборе скорости верхняя часть туловища максимально выдвинута вперед. Его центр тяжести перемещается наверх, благодаря чему Эрлинг легче управляет направлением движения. Может показаться, что норвежец постоянно заваливается вперед, пытаясь устоять на ногах. На самом деле это дает 194-сантиметровому Холанду необходимый баланс. Он мощно работает руками и широко расставляет их по сторонам, чтобы лучше координировать движение и мобильнее поворачивать.
Нижняя часть туловища работает для оптимизации бега. Опорная нога всегда выпрямляется полностью, для своих габаритов норвежцу нужно сильно отталкиваться от газона, чтобы сохранять высокую скорость. Холанд необычно высоко поднимает бедра, что делает его шаг длиннее (типично для профессиональных спринтеров).
Ускорения Эрлинга лучше работают без мяча. Ему тяжело удерживать баланс при владении, выходя на привычный темп бега. Мешает еще и опущенная голова – Эрлинг жертвует обзором ради скорости.
Но Холанд постепенно улучшает скоростной дриблинг. В этом сезоне у него семь дриблинг-действий, приведших к удару – из нападающих Бундеслиги больше только у Крамарича (9). Три попытки привели к голу – лучший результат в Германии. Норвежец и здесь четко анализирует ситуации: всего он обыграл 20 соперников с успешностью 74,1% – отличный показатель для форварда.
Дриблинг Эрлинга базируется на пробросе вперед и стартовом рывке. Дальше – физический стык: либо Холанд выигрывает позицию за счет ускорения и корпусом оттирает соперника, либо фол. Просто, но эффективно.
***
Если Холанд останется в «Дортмунде» летом, его следующим тренером будет Марко Розе. Им не придется знакомиться – норвежец застал Розе в «Зальцбурге», тренер тепло отзывался об Эрлинге: «Он невероятно позитивный парень. В его молодом возрасте уже готов вести команду за собой, источает безумную энергию».
Сейчас Розе кажется отличным вариантом для Холанда – идейный тренер, любящий атакующий футбол, его клубы всегда хороши в переходных фазах (когда команда забирает/теряет мяч). Для Эрлинга быстрый стиль игры с качественным вертикальным продвижением подходит лучше всего.
Единственный нюанс – в командах Марко никогда не было бомбардира такого уровня, лучшие нападающие забивали чуть чаще, чем раз в два матча.
В «Зальцбурге» Холанд сыграл при Розе пять матчей и забил один гол. Кажется, в этот раз форвард с таким ускорением, открыванием и завершением забьет больше.
Фото: East News/Bernd Thissen/Pool via AP