«Спартак»: что это было?
«Спартак» очень ярко провел три последних матча перед паузой на игры сборных.
Обращает на себя внимание даже не столько количество мячей, что забили спартаковцы, хотя их набралось немало – 13, а, прежде всего то, насколько преобразилась сама игра. Впрочем, одно от другого неотделимо, поскольку забитые мячи не стали свидетельством какого-то везения команды или некоего «особого» отношения судей к «Спартаку». В отношении последнего тезиса даже не собираюсь с кем-то спорить на эту тему, потому что при любой игре, при любом судействе, даже самом нейтральном и беспристрастном, найдутся болельщики, которые посчитают, что красно-белым арбитры благоволили в том или ином эпизоде, матче и так далее… И это тоже нормально, потому что каждый смотрит на игру своими глазами. Болельщика той или иной команды. Это было, есть и будет. Многие признают, что «Спартак» очень изменился после того, как вернулся от тактической схемы с четырьмя защитниками к более привычной для тренерского штаба Доменико Тедеско с тремя центральными игроками обороны. Что вроде бы более комфортно для футболистов, поскольку Тедеско за редким исключением всегда использовал именно такой тактический вариант. И мы помним, что с измененной тактической концепцией в четыре защитника, спартаковцы после зимней паузы начинали весеннюю часть чемпионата с серии поражений, в том числе и в Кубке страны. Вернувшись к старой схеме, «Спартак» добился ярких побед над «Краснодаром», «Динамо», взяв реванш за поражение в Кубке, над «Уралом», с которым легко практически никогда не бывало.
Но можно ли говорить только о том, что виной такого чудесного переворота в игре спартаковцев стало именно возвращение к старой схеме? Ведь особых предпосылок к такой результативной атакующей игре вроде бы не было. Добавилось всего два новичка – Хендрикс, выходящий, как правило, на замену и в глобальном плане на ситуацию не влияющий, и, конечно же, Промес. Да и Тедеско три матча поле зимней паузы, в том числе с «Краснодаром» и «Динамо» провел на трибуне, а не у кромки поля. Так что фактор его энергетического настроя команды с бровки тут тоже ни при чем. На скамейке находился его помощник Андреас Хинкель, человек более спокойный и на всех пресс-конференциях демонстрировавший несколько отстраненное отношение к тому, что сейчас именно он на время стал центром внимания прессы. Хинкель всем видом показывал, что ничего не изменилось. Что Тедеско по-прежнему руководит всем процессом и потому лучше в глубины тактики «зарываться» не стоит, и все прочее желательно спрашивать у него. То есть, дождаться возвращения Тедеско из дисквалификации. Тедеско вернулся на бровку поля в матче с «Уралом». Вел он себя вполне адекватно, а на пресс-конференции разговаривал правильными и общими словами. Даже на вопрос о том, не поменяет ли он свое решение завершить работу в «Спартаке», отделался ничего не значащей фразой: «Я просто наслаждаюсь моментом и тем, что я здесь. Больше мне пока нечего сказать». Что это означает, тоже не до конца понятно. То ли Тедеско хочет взглянуть на итоговую таблицу в мае при удачном исходе дела вместе с руководством клуба и тогда (возможно), пересмотреть свое решение об отъезде, после изменения контракта в сторону увеличения зарплаты, то ли еще что… Незадолго до того, как Тедеско прекратил проводить предматчевые пресс-конференции, главный тренер посоветовал прессе впредь вообще не задавать ему вопросов о тактике. Однако, после встречи с «Уралом», вопрос о возвращении к старой схеме все же прозвучал и Тедеско на него охотно ответил. Хотя и общими словами. И, не забыл упомянуть про гибкость игры. Имеется ввиду то, что «Спартак» может теперь при изменении ситуации переходить на различные схемы.
Однако, дело ведь не только в этаком механическом возвращении к старой схеме, которая была критикуема и постоянно давала сбои. Сейчас-то все наоборот. Игроки бегут, продавливают и забивают, разыгрывают какие-то интересные комбинации, стали видны связки, отдельные сочетания, стало ярче проявляться индивидуальное мастерство футболистов. Как-будто сбросили с себя некие «оковы». Ларссон с Соболевым просто штампуют дубли. Даже в середине поля уже не так очевидна пустота, вместо которой это столь важное пространство заполняется осмысленными действиями. Здесь заметно прибавил Крал, который проводит очень серьезную работу, перестав заниматься только в основном оборонительными функциями, наконец, вернулся Промес. И таким образом, после перевода Промеса ближе к центру – на позицию под нападающими со свободой перемещения по всей ширине поля, в «Спартаке» появились вполне очевидные, играющие, думающие, хотя и не без огрехов, наброски, штрихи центральной оси, чего раньше не наблюдалось. Спиной мозг появился. А бесхребетность стала менее очевидна. Не полностью исчезла, но тенденция к исчезновению очевидна! И уверенность появилась, и голы пошли… Причем, команда не успокаивается, даже ведя в счете, совсем уж непривычное для «Спартака» последних лет занятие. Чья это работа? Тренерского штаба? По закону футбола – да, так и должно быть. Но все равно не до конца понимаю пока и того, почему ничего подобного не наблюдалась раньше. При тех же тренерах и почти тех же футболистах.
То есть, в атаке, в созидательной деятельности красно-белые стали более походить на уверенную в себе команду, а не на этакого скоростного, прессингующего до поры до времени, пока силы не закончатся или идеи, «всадника без головы». Появилось усиление не только с флангов, но и из середины поля. Впрочем, мы и прежде ведь отмечали контратакующую игру спартаковцев, к которой, что тоже было очевидно, быстро приспособились соперники. И как-то даже странно вроде бы для многих прозвучали слова Промеса по его приезде, который заметил, что надо играть еще быстрее, что при нынешних скоростях ничего серьезного добиться нельзя. И правильно, получается сказал, потому что и скорости другие нашлись, и появились более разумные действия в игре, за которыми последовал результат и место в таблице. Так что возвращение Квинси, буду надеяться, сказывается самым положительным образом на команде. Партнеры у него новые, а вот сам он не очень изменился. Не хочу сейчас рассуждать о его зарплате, но с возвращением Промеса игра-то изменилась. Не только в нем, конечно, дело, однако импульс эффективным действиям команды он придает. И пусть позиция несколько нестандартной, на мой взгляд, «десятки» для него не столь привычна, сколь игра на фланге с рывками в центральную зону, Промес свое дело делает. А сейчас в перерыве, когда он, вроде бы не спешит никуда уезжать, игрок может и отдохнуть, и привести в норму свое состояние, поскольку играть ему пришлось, что называется «с места в карьер» по прибытии в Россию.
Не готов утверждать, что один футболист – в данном случае Промес, мог что-то резко изменить внутри команды, дать ей другое настроение, играть стабильно, а не с удивительными перепадами, которые трепали нервы болельщикам. Но, видимо, свои плюсы он добавил. И, возможно, именно такого помощника на поле как Промес, Тедеско и его коллегам и не хватало. Нам же после паузы останется посмотреть, как будут развиваться события дальше. Был ли это яркий, но все же непродолжительный эмоциональный и эффективный всплеск в игре команды, за которым опять последуют печально известные «качели»? А, если нет, то мы сможем не только насладиться наблюдением за возрождающимся «Спартаком», который мы когда-то потеряли, но и попытаемся понять: в чем же причины такого преображения?
Может и сам Тедеско что-то однажды прояснит. А потому не хочу пока делать окончательных выводов. Тем более, что впереди матчи и с «Ростовом», и с «Локомотивом», и с ЦСКА, и не только с ними… Но в любом случае, становится интересно.
Раньше было слишком много нервоза и суеты. О чем, кстати, говорят провалы, когда начинали вести 2:0, команда рекоменялась и судорожно оборонялась
Проблемы, конечно, будут, ибо такая игра возможна только при очень хорошей физической готовности, но сейчас смотреть на Спартак так же приятно, как когда-то при великих Иванычах.