Хендрикс: «Де Зеув сказал, что “Спартак” — правильный выбор»
26-летний голландец с раннего возраста был верен ПСВ, но этой зимой решился на крутой поворот в судьбе и переехал в Россию. Новый опорник «Спартака» рассказал нам о своей истории, спорах с Промесом, дружбе с Ларссоном и прическе Зидана.
ВЫЙТИ ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА — Ты выступал за ПСВ с девяти лет. Насколько трудно далось решение перебраться в незнакомую страну? — Конечно, тяжело покидать клуб, которому отдал 17 лет. Но я захотел выйти из зоны комфорта и сделать шаг вперед. Российский чемпионат все же посильнее голландского. Плюс как человек открываю для себя новую страну и новую культуру. Считаю, это полезно для саморазвития — моего и моей семьи. — Назови самый смешной стереотип о России, с которым сталкивался на родине. — Говорят, русские очень часто пьют водку и приговаривают: «На здоровье!» Пока я таких людей не встречал. Видимо, это все-таки выдумка. А еще принято считать, что русские — закрытые и хмурые люди. Тут тоже не сходится: в «Спартаке» меня отлично приняли и помогают во всем. Пока нашей семье все нравится. Холода, конечно, были серьезные, но дальше будет проще. Россия отличается от Западной Европы, зато в Москве все доступно и открыто. В отличие от Голландии, где по-прежнему очень серьезные ограничения из-за пандемии. — Что уже видел в Москве? — Стадион «Спартака», стадион «Динамо»… Я живу рядом с большим торговым комплексом — выбирался туда. Плюс пару раз был в центре города. Только не спрашивайте про Красную площадь, ее я еще не видел. — Как же так? — Все из-за мороза. Ходили в итальянский ресторан рядом с Кремлем вместе с Джорданом (вот он, кстати, названивает: мы договорились съездить в кафе). Еще были с семьей в ЦУМе. Но в холодную погоду гулять с детьми дальше не было никакого желания. Как-то проезжали мимо большого зоопарка. Как потеплеет, сразу свожу семью туда.
ПСВ vs «АЯКС» — Ларссон родился в Роттердаме, когда его папа играл за «Фейеноорд», Промес — воспитанник «Аякса», а ты всю карьеру провел в ПСВ. У вас уже были споры на тему того, кто из голландской «большой тройки» круче? — Джордана сложно назвать настоящим фанатом «Фейеноорда». А вот с Квинси периодически перекидываемся острыми фразами. Мы оба только этой зимой перешли в «Спартак», поэтому чувства к прежним клубам еще свежи. Как раз недавно «Аякс» и ПСВ играли между собой. И мы в шутку спорили, что готовы поставить любые деньги на победу своей команды. Даже Жиго загорелся и готов был присоединиться. Но матч закончился со счетом 1:1. — Что Промес успел рассказать о своем первом периоде в «Спартаке»? — Квинси не хвастался, но я сам знаю, что он помог команде стать чемпионом спустя много лет и забил больше голов за «Спартак», чем любой другой легионер в истории.
— Еще один голландец, Гус Тиль, выступает сейчас на правах аренды за «Фрайбург». — У нас с Гусом общий агент, поэтому неплохо знаком с его историей. Надеюсь, мы еще встретимся в «Спартаке», когда он вернется. Пересекались на поле несколько раз, пока он был в АЗ. Гус играл на позиции «десятки», создавал много опасных моментов. — Твой агент говорил, что, помимо «Спартака», у тебя были варианты из Италии, Испании, Германии и США. Почему в итоге выбрал Россию? — Именно потому, что это «Спартак». Клуб с большой историей побед. Во время трансфера все происходило очень профессионально. Я сразу почувствовал, что мной по-настоящему интересуются. — С кем советовался до того, как принял решение? — С Деми де Зеувом. Про свою игру за «Спартак» он говорил мало, потому что не так долго здесь выступал. Но о жизни в России и об уровне клуба у него остались только хорошие воспоминания. Он сказал, что я точно не пожалею о своем выборе. А когда я приехал в «Спартак», то моим главным проводником стал Джордан. Дал мне уже сотню советов на самые разные темы, точно не меньше.
«Я НЕ ЭГОИСТ» — Ты говорил, что многие недооценивают уровень жесткости в РПЛ. Сам тоже ожидал другого? — Нет, так и представлял себе российскую лигу: здесь очень много борьбы. К тому же сейчас поля не лучшего качества, показывать на них красивый футбол очень сложно. В таких условиях решают физическая готовность и характер. Скажем так: в России нужно выложиться на 10 процентов больше, чтобы выиграть матч. — В последних двух турах «Спартак» победил, но ты выходил только на замену. Игровое время, которое получаешь, не тревожит? — Само собой, я рассчитывал на большее. Но так сложилось, что первые матчи мы проиграли. Потом я начинал встречи в запасе, и ребята выиграли. А победный состав не меняют — это известная истина. Но меня это мотивирует выкладываться на тренировках еще больше. Шанс обязательно появится. — Однажды ты пожаловался в прессе на то, что мало играешь. И тогдашний тренер ПСВ Филип Коку довольно резко это прокомментировал. С тех пор относишься к таким моментам профессиональнее? — Ох, ну вы откопали. Я был тогда совсем молод. Отрезок сезона провел в запасе и сказал журналисту что-то вроде такого: «Ну да, такая ситуация — отстой». А он выкатил статью в день матча с посылом: «Вот, посмотрите, какой Хендрикс эгоист!» Тренеру это не понравилось, но мы быстро объяснились. Я в любой ситуации отдаю все силы на тренировках и сохраняю позитив, а та история стала для меня уроком в плане общения со СМИ. — Почему в последнее время ты меньше играл за ПСВ? — Просто в прошлом году мы с руководством клуба приняли решение, что не будем продлевать контракт. И тренер наверняка держал это в голове, когда стал наигрывать новых футболистов. Это нормальная ситуация. Когда я был нужен команде, то выходил и помогал. Но твердо решил для себя, что хочу перемен. Вариант со «Спартаком» возник вовремя, потому что иначе я ушел бы из ПСВ свободным агентом. По отношению к родному клубу это было бы не совсем правильно. — В ПСВ сейчас работает Роджер Шмидт. Что общего у двух немецких тренерских штабов? — Ничего, кроме паспортов и языка, на котором они говорят. Тем более что Доменико Тедеско — наполовину итальянец.
«ЛЕГЕНДА ЭЙНДХОВЕНА» — Пресс-служба ПСВ снимает про тебя целый документальный фильм. — Да, это полная история моего перехода в «Спартак». Не только футбольные моменты, но и все, что связано с семьей, закулисье трансфера. Ребята снимали мой приезд в Дубай, знакомство с командой, первые тренировки. А теперь жду их в Москве. — Подобное кино снимают про всех, кто уходит из ПСВ? — Просто я легенда Эйндховена! Ха-ха, шучу. Такие фильмы уже снимали про тех, кто отдал клубу много лет. Все же я провел за ПСВ почти 250 матчей. Конечно, это честь. Лет через 20 приятно будет включить фильм и показать детям, какая у меня была карьера. — Несколько лет назад ты обошел Йохана Кройфа по проценту победных матчей и стал на время самым выигрывающим футболистом в истории голландской лиги. — Да-да, была такая новость. Заголовок красивый, согласитесь. Но на моем месте было бы странно этим гордиться, потому что победы одерживал не я один, а вся команда. Надо мной потом подшучивали: «О, ну если Йоррит в составе, то мы сегодня точно выиграем!» — Ты часто пересекался в еврокубках с российскими клубами. Что запомнилось? — Так, сначала мы встречались в Лиге Европы с «Динамо». За него тогда играли Кокорин, голландец Бюттнер, а еще этот маленький француз…
— Вальбуэна. — Да, он был в полном порядке. Мы дважды уступили, но вышли из группы и попали на «Зенит». Вот там было без шансов: Халк и Витсель обыграли нас в Санкт-Петербурге 3:0. Затем были матчи в Лиге чемпионов против ЦСКА — обменялись с ним победами. А еще через год дважды сыграли вничью с «Ростовом». На выезде матч проходил на старом стадионе с ужасными раздевалками, а я получил там травму колена. Поэтому воспоминания не очень хорошие. После матчей чемпионата Голландии, где любят красивый футбол, российские клубы выглядели словно злые звери. Они играли в силовой манере, через длинные передачи, и мы часто оказывались к этому не готовы. Поэтому и говорю, что российская лига все-таки посильнее.
В ПАМЯТЬ ОБ ОТЦЕ — Как ты попал в академию ПСВ? — Я прошел отбор среди ребят в своем районе. Нас разделили на команды по четыре человека и дали мяч. Смутно помню, что у меня получалось, но кто-то из тренеров указал на меня пальцем и сказал: «Да, этот мальчишка нам пригодится!» — Ты довольно рано начал играть за основу ПСВ, при этом в 17 лет пережил смерть отца, который все детство каждый день возил тебя на тренировки. Как удалось справиться с потерей? — Было очень сложно. Когда отец умер, я хотел закончить с футболом, бросить школу… Но потом справился с эмоциями и сказал себе, что ради памяти о папе нужно добиться максимального успеха. Он всегда говорил, как важно хорошо учиться. Мечтал, что я стану известным игроком. Уверен, он следит за мной сверху. — Твой старший брат тоже серьезно занимался футболом. — Да, он играл профессионально до 19 лет, но потом принял решение сделать упор на образование. В отличие от меня, его всегда интересовало много вещей и помимо футбола. А меня — только игра. — Какие у тебя хобби? — Просто люблю проводить время с друзьями. Вот опять Джордан звонит! Не терпится ему… — Какую музыку слушаешь? — Любую. От классической голландской до рэпа.
— А треки Промеса в Голландии популярны? — Знаю, что Квинси пишет песни, но на ваш вопрос ответить не готов. Ха-ха. — Ты рассказывал, что в детстве восхищался Зиданом. Почему в прошлом году избавился от его прически и решился на операцию по пересадке волос? На Youtube даже есть видео про твое преображение. — Вот это вопрос! Потому что больше не люблю Зидана! Шучу, просто мне так больше нравится. Могу дать телефон клиники, если что. Вдруг пригодится. — Этой зимой ты женился, хотя у вашей пары уже двое детей. В России к созданию семьи другой подход. — Многие в Европе и вовсе не женятся, хотя у них есть дети. Возможно, дело в религии.
«ПОКАЖИТЕ МНЕ ГОЛЫ ЦЫМБАЛАРЯ!» — Какая позиция на поле для тебя — оптимальная? — Многие называют меня чистым опорником, но я готов быть одинаково полезным и в роли «шестерки», и на месте «восьмерки». Любая позиция в центре поля в любой схеме — нет проблем. — Твоя самая сильная сторона? — Не люблю говорить о себе, но назову пас. — Ты взял 4-й номер. Раньше под ним играл Илья Цымбаларь — легенда «Спартака». — Я слышал о нем, но пока не видел фрагменты матчей с его участием. Пришлите мне ссылку, мне правда интересно посмотреть!
— С ПСВ ты выиграл много трофеев. С какой мотивацией приехал в Россию? — Победа над «Динамо» вывела нас на второе место, а «Зенит» начал год не лучшим образом. Последние матчи показали, что мы на правильном пути, у нас классная и энергичная команда. Готовы биться за самые высокие места, а поддержка болельщиков придаст нам еще больше сил. Вперед, «Спартак»!