1 мин.

«Арсенал» и «Тоттенхэм» выдали самое яркое дерби сезона. Возможно, потому что обе команды вне топ-6

Из всех дерби сезона-2020/21 встреча «Арсенала» и «Тоттенхэма» вышла самой яркой, будто специально вместив в себя все сюжеты, упущенные в многочисленных нулевых тактических ничьих. Возможно, объяснение простое: клубы не входят в заветные топ-6 и лишь мучительно бьются за попадание в еврокубки, что заставляет их играть авантюрнее, чем лидеры чемпионата.  

В декабре команды встречались в совершенно другом статусе: «Тоттенхэм» после победы (2:0) поднялся на первую строчку, «Арсенал» завяз на 15-й, а главным возвращением тех выходных стало возвращение 2 тысяч фанатов на избранные стадионы АПЛ. Теперь же обе команды оказались в районе 10-го места, а фанаты собираются лишь за пределами арены. 

***

Как и все принципиальные соперники, «Арсенал» и «Тоттенхэм» живут с разной ментальностью – и это ощущается даже в радиусе стадионов. Вокруг «Тоттенхэма», базирующегося на 6 км севернее и дальше от центра Лондона – низкорослые дома, национальные магазины всех возможных диаспор и до сих пор не самая приглядная центральная улица, проезжая по которой 20 лет назад Абрамович передумал покупать местный клуб.  

«Арсенал» же живет в Ислингтоне, где базируется лондонский средний класс, преимущественно семейный. Старый «Хайбери» после переезда клуба переделали в жилой комплекс, где квартиры продаются от полумиллиона фунтов, а окрестности «Эмирейтс» полны людьми даже в локдаун. 

«Выходишь на улицу, а десять человек фотографируют твой дом». «Хайбери» – 15 лет без футбола 

Здесь действительно максимально приятно: на выходе из метро «Арсенал» вас встречают двухэтажные британские домики, чуть ближе к «Эмирейтс» – комплексы современного жилья и офисный центр «Арсенала».

Как и в любом районе, соседствующем со стадионом, о футболе здесь напоминает все, но при этом куда моднее, чем в других частях города. Если окрестности «Сэлхарст Парк» (совсем другая крайность Лондона, и географически, и финансово, но все же) разрисованы граффити, а из окон висят потертые флаги «Кристал Пэлас», то здесь у дверей домов лежат аккуратные коврики с логотипом клуба из фаншопа (16 фунтов – 1700 рублей за штуку), а жители выходят на пробежку в клубных футболках – преимущественного нового сезона. 

В период пандемии радиус «Эмирейтс» превратился в огромную спортивную площадку. Вокруг стадиона бегают (есть даже специальная разметка, на 5 и 10 км), играют в футбол, теннис и крикет, катаются на роликах, велосипедах и скейтах. Прогуливающиеся мимо семьи с детьми и собаками тоже есть, но преимущество отдано активному образу жизни.

Из-за близости старого «Хайбери» (между стадионами меньше километра) почти весь район наполнен местами и памятными знаками, имеющими отношение к «Арсеналу». По количеству локаций, которые разобьют сердце любому фанату, он легко переплюнет остальные лондонские клубы: «Стэмфорд Бридж» стоит на своем месте уже сотню лет, «Тоттенхэм» тоже вмонтировал новую арену на место «Уайт Харт Лейн» и еще не обзавелся достаточным количеством трофеев и мемориальных вещей для хвастовства, «Вест Хэм» и вовсе увезли за 5 км от собственной истории, а «Фулхэм» и «Кристал Пэлас» слишком малы в масштабах английского футбола, чтоб заставлять окрестности памятниками. 

Я подробно описывала маршрут, по которому надо пройтись болельщикам, прошлым летом в нашей серии репортажей про онлайн-туры по футбольным местам. Пушки из старого Королевского Арсенала, памятники Тьерри Анри и Тони Адамсу, стена славы с фотографией Аршавина, мелкие детали, перевезенные сюда с «Хайбери» – «Арсеналу» действительно есть что показать.

Мы придумали, как ходить на футбол во время карантина. Онлайн-экскурсия про Лондон и «Арсенал»

Удивительный факт: стадион «Тоттенхэма» строило то же архитектурное бюро, что и «Эмирейтс», так что на всевозможных турах по более северной арене не устают повторять, как много ошибок соседей они исправили. Например, на матчах «Арсенала» даже при болельщиках часто были проблемы со звуковой поддержкой. Не только потому что клуб еще пару лет назад продавал самые дорогие билеты в АПЛ, а состоятельные фанаты не очень хотели рвать глотки. По просьбе Венгера при проектировании «Эмирейтс» между крышей и верхними ярусами сделали зазор: чтобы циркуляция воздуха позволяла газону лучше расти. Вместе с порывами ветра в эти дыры вылетали и чанты болельщиков, так что «Тоттенхэм» пригласил к работе над дизайном звукорежиссеров U2 – и конструкция крыши оставляет все крики в чаше стадиона. 

***

В воскресенье об архитектурных особенностях на «Эмирейтс» говорили меньше всего. В топ предматчевых обсуждений попало отсутствие Обамеянга в стартовом составе на дерби. Артета разоткровенничался в интервью Sky Sports: «Он должен был начать игру в стартовом составе. У нас произошла ситуация с нарушением дисциплины, теперь он на скамейке. Мы разобрались с эпизодом и двигаемся дальше. Это внутреннее дело. Есть определенный процесс перед матчем, который нужно уважать, вот и все. Я все оценил и принял такое решение».

Журналисты тут же увязли в теориях. Главной оказалась история про нелегально сделанную татуировку или новую прическу. В Англии все еще жесточайший локдаун, все салоны красоты и барбершопы закрыты до середины апреля, что, конечно, не мешает половине футболистов АПЛ пользоваться услугами частных парикмахеров и выходить на матчи со свежей стрижкой. Правда, уже по ходу первого тайма тайну разгадал главный инсайдер английского футбола Дэвид Орнштейн: Обамеянг опоздал на предматчевую встречу команды, причем опоздание было не первое, и тренер решил применить меры. После матча в интервью BBC Артета лишь повторил установку: «У меня есть границы и правила, соблюдения которых я требую». 

Максимально собранное настроение тренера можно было понять: Микель рисковал стать первым в истории тренером «Арсенала», проигравшим три дебютных матча принципиальному соседу. О принципиальности всех дерби в нынешнем сезоне можно говорить меньше, чем обычно: в отсутствие фанатов футболисты рубятся не так яростно, как при полных и ненавидящих друг друга трибунах. Но на севере Лондона в воскресенье зарубились по-настоящему с самого начала. Игроки достаточно жестко толкались в центре поля, эмоциональные тренеры курсировали по кромке, а когда Льорис в начале тайма понесся изображать Нойера за пределы штрафной, на трибунах удивленно переглянулись: голкипер действовал хладнокровно, но довольно авантюрно. 

К середине тайма «Арсенал» ударом проверил на прочность стойку ворот и в целом выглядел предпочтительнее, а «Тоттенхэм» потерял Сона – и выпустил на замену Эрика Ламелу, который через 15 минут сотворил гол сезона. 

Ламела забил «Арсеналу» рабоной. Рабоной! Это минимум третий раз, когда аргентинец кладет такую красоту 

По пустому стадиону в этот момент прокатился ор: скамейка «Тоттенхэма» вскочила на ноги, «Арсенал» охнул от неожиданности, а все журналисты (да и футболисты тоже) принялись копировать Регилона: такой красоты на английских стадионах не видели давно. 

После игры у игроков «Тоттенхэма» спрашивали преимущественно про ход матча, а вот у соперников не стеснялись спрашивать про мяч, залетевший в ворота Лено. Артета признался, что как фанат футбола и даже как тренер пропустившей команды он считает гол феноменальным, а Давид Луиз усмехнулся: «Южно-американские футболисты умеют сотворять такие невероятные мячи и делать что-то особенное. Своим ударом он спрятал мяч от всех, никто из защитников никогда не ожидает такого решения». 

На латиноамериканские навыки «Арсенал» ответил молодостью: в игре были хороши Сака (19 лет), Смит Роу (20), Тирни (23) и Эдегор (22), сравнявший счет перед перерывом и заставивший радостно аплодировать норвежского корреспондента рядом со мной. 

Итоговый счет установил все же футболист постарше и в более традиционной манере: 29-летний Ляказетт забил пенальти, заставив Жозе Моуринью недовольно ворчать после матча: «Моя статистика пенальти в играх с участием Майкла Оливера не радует, он очень несчастливый судья для меня во всех клубах, что я работал».

Дискуссия про справедливость пенальти могла бы стать главной темой матча, если бы не героический Ламела. После шедеврального гола Эрик внезапно получил 2 желтые карточки за 7 минут. Журналисты вспомнили, что в похожих ситуациях Почеттино часто менял игрока, видя, что он начинает заводиться, а затем рассудили, что полузащитник просто не хочет рассказывать о том, как часто тренировал такие голы: удаленные с поля игроки не допускаются до послематчевых интервью. 

Оставшийся на поле «Тоттенхэм» внезапно взбодрился и провел последние 15 минут лучше, чем весь предыдущий матч. Лукас Моура выглядел обескураженно: «Хороший вопрос: почему мы не могли играть так с самого начала. Мы должны были прессинговать их выше с первых минут. Мы просто не играли на нашем лучшем уровне сегодня, и были за это наказаны». 

Футболисты обеих команд раздавали интервью почти полчаса после матча на всех возможных языках (помимо английского – немецкий, норвежский, португальский, французский), а суета десятка международных корреспондентов вместе с ходом игры оставляли послевкусие действительно большого дерби. 

При этом все участники утверждали, что продолжают битву за еврокубки и даже топ-4. Вот только разрыв между идущими 2-м и 3-м «Манчестером Юнайтед» и «Лестером» и преследователями постепенно увеличивается, и остальным приходится биться за заветное место в ЛЧ все яростнее.

Фото: Дария Конурбаева; REUTERS/Dan Mullan, Julian Finney, Nick Potts