4 мин.

«Зенит» намекает, что больше других доверяет воспитанникам. Это правда?

По версии гендиректора «Зенита» Александра Медведева, школа питерского клуба – самая продуктивная в России. Метрика простая – собственные воспитанники в составе. Вот цитата.

«Мы заканчивали чемпионат матчем с «Тамбовом» – на поле было 8 воспитанников «Зенита». Пусть это не 11, как мечтал Сергей Галицкий, но где есть столько своих игроков?

Говорю это не потому, что не желаю им того же. Дай бог, чтобы и у «Краснодара» была такая же ситуация.

Это показывает, что наши воспитанники на подходе. Они уже выходят в основе в победных матчах. Скажут, это же «Тамбов», но, как сказал Артем Дзюба: «Попробуйте забить четыре хотя бы «Тамбову».

В марте мы делали большое исследование – считали, как именно клубы используют собственных воспитанников. На тот момент 5 воспитанников «Зенита» получили 300+ минут в главной команде (третий показатель в лиге, впереди был ЦСКА и «Локомотив», а вот «Краснодар» и правда позади). 

Неужели с тех пор что-то изменилось? Слова Медведева – отличный повод пересчитать статистику. 

Ниже – мартовский пост, но с обновленными данными – с учетом всего чемпионата. 

***

Сразу проясним главный вопрос – кого считать воспитанником? Есть три варианта.

1. Посмотреть первую школу в жизни футболиста. Но у этого подхода большой минус: игрок может провести в местной ДЮСШ год-два в возрасте до 10 лет, но вырасти в настоящего футболиста уже в другом месте.

2. Взять критерий РФС: доморощенным считается тот игрок, который находился в системе клуба не менее 36 месяцев в возрасте с 12 до 23 лет. Звучит уже лучше, но по таким правилам Сердар Азмун, например, может считаться воспитанником «Ростова» и «Рубина» одновременно. И это странновато.

3. Взять критерий УЕФА: доморощенным считается футболист, который провел в системе клуба не менее трех лет в возрасте от 15 о 21 года. В целом справедливо. Если клуб три года вкладывался в футболиста на решающем этапе карьеры, то игрока вполне можно признать воспитанником этого клуба.

Из трех вариантов критерий УЕФА выглядит наиболее честно, поэтому берем за основу именно его, но оговоримся: часть футболистов в этом случае не получится приписать ни к одной академии. Пример – форвард «Арсенала» Кирилл Панченко покинул «Локо» в возрасте 17 лет и двух месяцев, поэтому уже не считается воспитанником «Локомотива».

Еще одна оговорка: кому-то некоторые привязки игроков покажутся непривычными. Например, Александр Кокорин по критериям УЕФА – воспитанник «Динамо», а не «Локомотива», так как первую академию покинул в возрасте 16 лет и 9 месяцев, а в «Динамо» провел как раз три года до достижения 21-летнего возраста.

И финальное о механизме: берем в зачет только тех, кто провел на поле в сезоне-20/21 минимум 300 минут (берем все турниры) – то есть больше трех полных матчей. Так мы не проигнорируем тех, кто периодически приносит пользу, но отфильтруем профессиональных запасных. 

Поехали.

Начинаем с главного – сколько собственных воспитанников в основе каждого клуба РПЛ.

А теперь конкретнее по клубам-лидерам.

ЦСКА: Акинфеев, Дзагоев, Карпов, Кучаев, Марадишвили, Помазун, Тикнизян, Чалов, Щенников.

«Локомотив»: Баринов, Жемалетдинов, Коченков, Куликов, Магкеев, Ал. Миранчук, Ан. Миранчук, Рыбчинский.

«Зенит»: Круговой, Кузяев, Сутормин, Чистяков, Кержаков, Прохин.

«Динамо»: Шунин, Евгеньев, Грулев, Тюкавин.

«Краснодар»: Сафонов, Уткин, Шапи.

«Спартак»: Максименко, Бакаев.

• Медведев говорит о 8 воспитанниках против «Тамбова», но это лишь один матч, который вообще не влиял на турнирную ситуацию. По сезону только пять местных футболистов получили 300+ минут, но и тут есть нюанс, ведь академия «Зенита» – отдельная история. Она забирает игроков из двух школ – «Смена» и СШОР «Зенит» (в частности, Михаил Кержаков как раз из СШОР).

Исторически в городе работали две сильнейших школы – «Смена» и СДЮШОР «Зенит», которые находятся в 10 минутах ходьбы друг от друга. К клубу до конца нулевых они формально не имели никакого отношения, но лучшего всего «Зенит» взаимодействовал со «Сменой». Сейчас СДЮШОР «Зенит» переименована в СШОР, у этой школы не самые простые отношения с клубом – она поставляет игроков для клуба ПФЛ «Ленинградец» и неохотно делится воспитанниками с «Зенитом».

• Одна из причин лидерства ЦСКА – приток из академии во времена, когда требовалось омоложение, а денег на трансферы не было. Ну и, разумеется, сильная академия и политика по продвижению своих сыграли важнейшую роль.

• Похожий тренд и в «Локомотиве». Примечательно, что там все воспитанники моложе 25 лет.

• В «Краснодаре» местных могло быть и больше, многие разъехались по РПЛ (об этом чуть ниже): из-за разногласий по контракту и футбольным причинам.

• Из неприятного: у 5 клубов по одному своему воспитаннику (часто это случайность), а в основных составах «Ротора», «Ростова», «Рубина» и «Сочи» их нет вообще.

От редакции: в первой версии поста были данные о том, воспитанники чьих клубов преобладают в РПЛ. Но эти данные устарели (у кого-то к моменту рестарта было менее 300 минут, но к концу чемпионата они выполнили норму), поэтому, чтобы избежать многочисленных неточностей, в обновленной версии мы оставили только одну картинку – с собственными воспитанниками в составах.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов