МЛС подозревает «Интер Майами» Бекхэма в махинациях при трансфере Матюиди. И нарушении потолка зарплат
Первые проблемы.
В МЛС цветет небольшой скандал из-за возможных финансовых нарушений. И нарушитель – новичок лиги, «Интер Майами» Дэвида Бекхэма. Когда летом во Флориду перебрался Блез Матюиди, это удивило – опорник был как минимум игроком основной обоймы в «Ювентусе» и наверняка мог бы найти себе команду в лиге поприличнее (да простят нас фанаты МЛС).
Но он неожиданно выбрал проект Бекхэма – и можно было бы подумать, что его взяли на крупный контракт, но, как оказалось, нет. Выяснилось, что Матюиди подписали на так называемые целевые средства (Targeted Allocation Money). Мы чуть подробнее расскажем, что это такое, абзацем ниже, но если совсем просто: эти деньги позволяют платить игроку больше разрешенного максимума, но при этом не выводить его за пределы потолка.
Проблема в том, что в 2020-м, когда подписывали Блеза, максимальная сумма, которую мог получить игрок, составила 1,6 млн долларов в год. Этому явно не поверили остальные клубы лиги, когда «Интер» объявил о переходе француза – он даже в «Юве» зарабатывал в два раза больше. И теперь МЛС подтвердила, что начала расследование на предмет «соответствия подписания игрока потолку зарплат МЛС и гайдлайнам по составу».
А теперь объясним, как устроена система зарплат в МЛС. Коротко не получится, простите!
У команд МЛС есть 30 позиций в общем ростере на сезон. Заявка делится на две части – основной и дополнительный составы. Мы будем говорить только об основном составе, потому что дополнительный к случаю Матюиди отношения не имеет. Итак, на первые 20 позиций – ведомость 4,9 млн долларов, но есть много нюансов.
У клубов есть право заполнять заявку не полностью, а только на 18 футболистов, распределяя между ними весь зарплатный бюджет и оставляя две позиции пустыми. Максимальная зарплата игрока из первой части заявки в 2020-м – 612 тысяч долларов в год. Правда, ограничения можно легально обойти, вот два способа.
• Во-первых, на два слота (опционально – на три, за третье место нужно доплатить лиге 250 тысяч) можно подписать выведенных из-под потолка суперзвезд (Designated Player). Это так называемое правило Бекхэма, появилось именно при его переезде в «Лос-Анджелес Гэлакси».
Назначенные игроки могут зарабатывать существенно больше максимальной зарплаты – например, Гонсало Игуаин (как раз играет в «Интере») получает 7 млн долларов в год (больше было только у Златана – 7,2 млн), при этом в ведомость вписываются только 612 тысяч, максимальная зарплата обычного игрока. Есть и поправка: если игрок в статусе выведенного из-под потолка младше 23, то в ведомости прописываются 200 тысяч, а если младше 20 – вообще 150 тысяч.
«Интер» уже исчерпал квоту по звездам – Игуаин, Родольфо Писарро и Матиас Пеллегрини. Они выведены из-под потолка, хотя вы вряд ли слышали про кого-то, кроме Игуаина.
Писарро – опорник, который играл до этого только в Мексике, Пеллегрини – атакующий и довольно перспективный игрок из Аргентины.
• Во-вторых, клубы могут вывести из-под потолка до 50% зарплаты футболиста с помощью денег, распределяемых лигой (General Allocation Money). Предположим, у футболиста зарплата 700 тысяч в год, но клуб по каким-то причинам не хочет тратить на него звездный слот (это вот как раз история с Матюиди). Поэтому клуб может потратить до 350 тысяч из General Allocation Money, чтобы снизить вес игрока для бюджета.
Важный момент: эти 350 тысяч должны быть взяты именно из денег, которые в клуб перечислила лига. General Allocation Money – гарантированные выплаты каждой команде (1,5 млн долларов в 2020-м), бонусы за выход в международные турниры, за непопадание в плей-офф, за продажу игрока за пределы МЛС и компенсации в случае расширения (если на драфте расширения новый клуб забирает футболиста). GAM – это актив, который можно обменивать в другие клубы – на игроков или драфт-пики.
А есть еще Targeted Allocation Money – это базовый распределяемый доход, который обменивать нельзя, но который можно использовать для подписания игроков с зарплатой выше лимита в 612 тысяч. В 2020-м это было 2,8 млн долларов и максимум 1,6 млн на игрока. Вот это все и тратили на Матюиди.
В чем конкретно сомневается МЛС, неизвестно. За нарушение потолка зарплат команду могут серьезно наказать, вплоть до исключения из лиги. Но пока подобных прецедентов не было. «Это может быть что-то серьезное», – считает журналист The Athletic Сэм Стейскал.
Вообще звезды на маленьком контракте для МЛС не новость. Например, когда Златан только перешел в «Гэлакси», сначала он получал чуть больше миллиона долларов в год. Но он подписал улучшенный спонсорский контракт, а также получил долю в шведском филиале AEG, что потом позволило купить 50% акций «Хаммарбю». А спустя год маленького контракта ему подняли зарплату до рекордной, переведя в статус назначенного игрока.
А местные журналисты и эксперты давно топят за то, чтобы лига отменила потолок зарплат или хотя бы дала клубам больше возможностей его обходить – иначе, как считают они, у МЛС ноль шансов соревноваться с Европой. Об этом даже говорил Уэйн Руни, поигравший за «Ди Си Юнайтед».
«Здесь очень много потенциала, очень много возможностей, огромный рынок. Я говорил, когда уезжал из Вашингтона, что МЛС должна принять те же правила, что и Европа и весь остальной футбол. Они могут этого не хотеть, знаю, что в других американских лигах от этого не отказываются, но если они этого не сделают, они никогда не выдут на уровень европейских лиг».
Фото: twitter.com/InterMiamiCF; twitter.com/MATUIDIBlaise; globallookpress.com/Cbs/Keystone Press Agency, LOS ANGELES GALAXY/imago sportfotodienst
Что касается потолка зарплат, то "эксперты" вроде Руни (при всём уважении к Уэйну, как к футболисту) не понимают, как устроена система, и чем грозит американской лиге введение европейских правил. Спасибо, но не надо, некоторые вещи уже проходили с NASL.