5 мин.

Бартомеу задержан, полиция обыскивает офисы «Барселоны». Все из-за той истории с соцсетями и подозрений в коррупции

«Барса-гейт» продолжается.

Проблемы «Барселоны» продолжаются: утром 1 марта в офис клуба на «Камп Ноу» приехала испанская полиция, здание оцепили для обыска. Каталонское радио Cadena Ser сообщило: бывшего президента футбольного клуба Жозепа Бартомеу уже задержали – утром у него дома.

Вместе с Бартомеу задержаны и ведущие менеджеры его команды: исполнительный директор Оскар Грау, глава юридического отдела Роман Гомес Понти и советник президента Жауме Масферрер.

Все та же Cadena Ser сообщает и причину ареста: подозрение в злоупотреблении служебными полномочиями, коррупции и отмывании денег. Испанские медиа считают, что все это – результат «Барса-гейта».

Напомните, что за «Барса-гейт»?

• В конце февраля 2020 года каталонская радиостанция Cadena SER выпустила расследование: клуб платит серьезные деньги аналитической компании I3 Ventures за формирование положительного облика Бартомеу в соцсетях и критику Месси, Пике, Гвардиолы и всех противников президента.

• «Барселона» заплатила за услуги I3 Ventures миллион евро. Это, по оценкам людей в клубе и в полиции, в шесть раз выше рыночной стоимости.

• Оплата проходила траншами, в каждом было чуть меньше 200 тысяч долларов. Почему именно так? Если сумма контракта меньше 200 тысяч, то его можно заключать и оплачивать в обход совета директоров. Из этого следует, что Бартомеу хотел скрыть факт сотрудничества с I3 Ventures и содержание их работы.

• Футболистов это задело. Месси в интервью говорил, что скандал в целом прошел мимо него – в клубе тогда творились гораздо более важные вещи, чем оскорбления в соцсетях. А вот Жерар Пике высказался и по этому поводу:

«Это просто отвратительно, что мне как игроку «Барсы» пришлось столкнуться с тем, что клуб тратит деньги – деньги, которые мы сейчас требуем у них, – на критику не просто постороннего человека, который раньше был связан с клубом, а действующих футболистов».

• «Барселона» пообещала провести собственное расследование, но сначала Жозеп настоял на уходе вице-президента Эмили Русо. Он был близким соратником Бартомеу, его даже видели кандидатом от Жозепа на предстоящих выборах президента клуба.

• Уволенный Русо первым обвинил Бартомеу в коррупции:

«Коррупция в клубе очевидна. Клуб удалил информацию о контрактах с различными компаниями, одна из которых находится в офшорной зоне. Это сделано, чтобы избежать внутреннего контроля и получить положительное заключение финансового комитета и совета директоров. Я обратил внимание на эти нарушения – и это стало причиной моей отставки.

Когда ты платишь миллион евро за услугу, которая стоит 100 тысяч – это вызывает вопросы. Сейчас проводится расследование, которое покажет, как все было на самом деле. И Бартомеу знает об этом. Это грязное дело. На мой взгляд, кто-то ворует из клубной кассы. Кто это? Естественно, кто-то из руководства. Я не знаю, кто именно, но подозрения имеются».

• Клуб в ответ подал на Русо в суд за клевету. Вице-президент ушел из клуба, вслед за ним ушли шесть членов совета директоров – они выразили обеспокоенность в открытом письме.

• Полиция Каталонии сочла публикации в СМИ и письмо поводом для проверки клуба. Испанское издание El Mundo взглянуло на отчет проверки: полиция посчитала, что завышенные контракты и разбитые на мелкие части транши могли использоваться не только ради сокрытия дел Бартомеу от совета директоров, но и для получения личной выгоды отдельными участниками сделки.

• В деле фигурировал и арестованный 1 марта Жуан Масферрер – правая рука Бартомеу. Именно он курировал взаимодействие с I3 Ventures. Жозеп заявлял о его отставке, но и Русо, и полиция сходятся во мнении, что он остался на должности и получал зарплату.

«Президент сказал нам, что отстранил его от работы, но это не так, – рассказывает Русо. – Масферрер продолжал созваниваться с менеджерами и раздавать указания. Забавно, но я говорил с Масферрером вчера. У меня есть ощущение, что тайно он все еще советник Бартомеу».

• В июле «Барселона» представила отчет аудиторской компании PWC, которая не выявила серьезных нарушений в клубе. В полиции приняли отчет к сведению, но признают: нельзя игнорировать тот факт, что отчет заказывали те, кто мог получить выгоду от предполагаемых преступлений.

• В конце октября Бартомеу, весь совет директоров клуба и ключевые менеджеры в команде президента дружно подали в отставку – не стали дожидаться голосования сосьос по поводу импичмента и ушли по собственному желанию.

Выборы нового президента состоятся 7 марта. Претендентов трое: Жоан Лапорта, Виктор Фонт и Тони Фрейя.

Лапорта, кстати, единственный президент «Барсы» в XXI веке, которого не арестовывала полиция. До него клубом управлял Хосе Луис Нуньес – в 2011 году его обвиняли в даче взятки. После Лапорты был Сандро Россель – он вообще сидел в тюрьме из-за присвоения средств за трансфер Неймара. Теперь пришла очередь Бартомеу.

***

Клуб в понедельник выпустил официальное заявление: «Барселона» оказывает полное содействие юристам и полицейским в установлении фактов, подлежащих расследованию. «Барселона» с огромным уважением относится к существующему судебному процессу и принципу презумпции невиновности лиц, затронутых этим расследованием».

Высказался и кандидат на пост президента «Барселоны» Виктор Фонт: «Сегодня – день грусти для болельщиков «Барселоны», потому что эти события негативно влияют на репутацию клуба. Это еще одно объяснение тому, почему мы говорим: чтобы перевернуть эту страницу и выстроить новую модель клуба, потребуется много времени. Я считаю проблемой тот факт, что управленец исторически и традиционно ведет себя как владелец клуба и делает это без полной прозрачности. Я запрашивал дополнительную информацию, когда результаты аудита были опубликованы, но, конечно, не получил ее. Думаю, что это еще один пример суицидального поведения со стороны клуба».

В президентской гонке «Барсы» осталось 3 кандидата (еще один снялся в слезах). Вот их программы и планы по Месси

У Месси была куча претензий к Бартомеу – фабрика троллей даже не самая большая из них

Фото: Gettyimages.ru/Gonzalo Arroyo Moreno; LLUIS GENE/AFP/East News