Пишут, что Гринвуд сдулся – но это бред: Мэйсон становится командным игроком и работает над своими слабостями
Вслед за дебютным сезоном Мейсона Гринвуда во взрослом футболе последовало совсем не то, чего ждали восторженные болельщики «Манчестер Юнайтед».
Вместо десяти голов в АПЛ к январю — четыре во всех турнирах (ровно по одному в каждом). Вместо укрепления в статусе «главной молодой звезды лиги» — скандал с нарушением анти-ковидного протокола в сборной, совсем не впечатляющая форма осенью и ярлык «жертва синдрома второго сезона».
В памяти болельщиков постарше свежи воспоминания о Равеле Моррисоне. Равель играл в академии вместе с Лингардом и Погба, и считался значительно талантливее обоих. Спустя 9,5 лет взрослого футбола Погба — чемпион мира, Лингард — гроза «Эмирейтс» и обладатель Кубка Англии, а Равель сменил с десяток клубов (далеко не сильнейших в своих лигах) и с января пребывает в статусе свободного агента.
После осенней череды неприятностей и долгого набора формы некоторые поспешили приписать Гринвуда к той же категории «потерянных талантов» имени Моррисона. Несмотря на плавное возвращение в первую команду, Мейсон всё ещё не похож на себя прошлогоднего. В чём дело? Вундеркинд превратился в тыкву? Или мы наблюдаем закономерный этап развития молодого игрока?
Внимательнее присмотримся к Гринвуду образца сезона 2019/20. В академии Мейсон был «наконечником», типичным завершителем атак, целью которого было получить мяч и вогнать его в ворота. Эту ментальность он перенёс на игру за основу, вот только у правого вингера «Манчестер Юнайтед» гораздо больше обязанностей. Роль флангового форварда уже занята Рашфордом, поэтому правый вингер должен не только бить по воротам, но и обороняться, и работать в созидании.
В прошлом сезоне Мейсон мало преуспевал во всём, кроме забивания голов. Из-за недостатка опыта игры на фланге он плохо считывал триггеры для прессинга и поздно выдвигался на соперника. Гринвуд почти не пасовал и не навешивал мяч в штрафную — что логично, ведь он ждал паса на её границе. По ожидаемым ассистам на 90 минут Мейсон входил в 10% худших среди всех атакующих полузащитников и вингеров Премьер-Лиги.
Перцентиль — простыми словами, процент игроков, которые хуже анализируемого по данному показателю. Например, перцентиль Мейсона по xA в прошлом сезоне — 9, это означает, что 9% игроков Лиги имеют такой же или худший показатель xA, чем он. Следовательно, ~90% игроков Премьер-Лиги в прошлом сезоне создали для партнёров больше шансов, чем Мейсон.
Всё это говорит о том, что без голов Гринвуд был практически бесполезен для команды. Это было хорошо заметно в матчах, когда у англичанина «не шла» игра. И даже его голы — безумно красивые и захватывающие дух удары — намекали, что долго это продолжаться не может.
В Премьер-Лиге Мейсон забил 10 мячей с 3,6 xG (по модели StatsBomb). Напрямую это ни о чём не говорит, но ни один форвард в мире не выдавал такой значительный оверперформанс на продолжительном отрезке времени. Рано или поздно Мейсона должна была настичь регрессия к среднему.
Мы знали, что Мейсон не сможет долго поддерживать аномальный уровень реализации, но не ожидали, что спад будет настолько резким! Чем же Гринвуд занят на поле? Он перестал бить по воротам или бьёт из худших позиций?
Статистика говорит, что бьёт, даже больше, чем в прошлом сезоне, и практически с той же дистанции — в среднем всего на 60 см дальше от ворот. xG/90 Мейсон выбивает столько же (разница в 0,01), но процент ударов в створ упал с 52,6% до 29%.
Казалось бы, тренер должен быть им недоволен? Отнюдь! Сульшер после игры с «Эвертоном»: «Мейсон провёл выдающуюся игру, он выделялся на поле. Он значительно повзрослел и улучшил свою игру. Он тренируется вместе с одними из лучших форвардов чемпионата. Отрадно видеть, что он не превратился в «разовую вспышку» и играет очень хорошо». Что же такого видит Сульшер в игре Гринвуда? Начнём с того, что Мейсон адаптировался к роли вингера и больше вовлечён в игру по всему флангу. В матче против «Эвертона» Гринвуд сделал 7 касаний в штрафной соперника и 15 — на своей половине поля. Всего он коснулся мяча 62 раза за 90 минут — это лучший показатель за его карьеру в Премьер-Лиге.
Лори Уитвелл в материале для The Athletic приводит цитату анонимного источника из «Манчестер Юнайтед»: «Он не забивает так часто, как раньше, но его в целом он стал играть лучше. Мейсон прогрессирует в игре без мяча, отрабатывает по флангу и открывается под передачи партнёров. Он стал крепче и выдерживает высокие нагрузки в течение гораздо бОльших периодов времени. Раньше он мог устать уже к 60-й минуте».
Мейсон стал чаще пасовать и навешивать в штрафную, а также делать больше продвигающих передач. Безусловно, перцентиль в районе 25%-37% — это не уровень условного Де Брюйне, но это прогресс над самим собой, который не стоит отрицать. В вышеупомянутой статье Уитвелл отмечает, что в играх против «Саутгемптона» и «Эвертона» Гринвуд сделал по 4 навеса в штрафную — ранее он никогда не делал больше 3 за матч.
Отдельно стоит отметить, что благодаря уверенной игре обеими ногами Мейсон опаснее в этом компоненте, чем среднестатистический «одноногий» вингер — защитнику сложнее перекрывать пространство и реагировать на навес, потому что он не знает, какой ногой Гринвуд будет бить по мячу.
У Гринвуда явно есть задатки элитного завершителя атак. Низкая результативность в текущем сезоне — такая же аномалия, как и оверперформанс прошлого. Не стоит ждать, что Мейсон вернётся к графику «1 гол на 2 удара в створ», но забивать он точно будет больше чем сейчас.
Напрашивается логичный вопрос — раз Гринвуд лучше всего проявляет себя в завершении, может быть, стоит перевести его на позицию центрфорварда?
Мысль логичная, но пока что это решение работает не всегда. В сезоне 2019/20 Мейсон 14 раз выходил на позиции центрального форварда и забил 5 мячей, но, играя на этой позиции, он забивал преимущественно командам значительно ниже классом («Рочдейл», «Транмир», «Астана», ЛАСК и «Норвич»).
Играя на позиции правого вингера, Мейсон забил бОльшую часть своих голов, врываясь на скорости в правый полуфланг, раскачивая защитника и нанося удар с угла штрафной площади. Центрфорвард «ищет» свои голы в других зонах, и Гринвуду пока не хватает понимания, как находить свободное пространство в штрафной, будучи наконечником атак.
К счастью, ему есть у кого поучиться. Это отмечал и Сульшер после победы над «Вест Хэмом» в Кубке Англии: «Он [Гринвуд] развивается, он вырос, повзрослел и уже полгода тренируется вместе с Кавани. Он учится у Эдинсона правильным вещам. Думаю, в скором времени он забьет несколько голов и сделает несколько голевых передач».
Пускай Мейсон стал активнее участвовать в обороне и в целом прогрессирует в игре «без голов», недостаточная созидательная активность (даже с учётом прогресса) вызывает справедливые вопросы об оптимальности расположения Гринвуда на правом фланге. Есть вероятность, что это решение не станет долгосрочным.
За голевое чутьё и мощный удар с левой Гринвуда часто сравнивают с Робином ван Перси. Это отмечает и сам Робин: «Думаю, Мейсон станет отличным игроком, потому что он во многом копирует меня. Мой стиль игры, технику, мою левую [ногу], мою манеру завершать атаки. Думаю, в будущем он повторит мой путь».
Ван Перси начинал как вингер, но Арсен Венгер сделал из него элитного центрфорварда. Игра на фланге позволила Робину окрепнуть и лучше понять футбол Премьер-Лиги. Сульшер наблюдал за этой трансформацией «из первых рядов», вполне возможно, что для Гринвуда он приготовил схожий план развития.
В конце концов, не зря же Вудворд дал Гринвуду новый 5-летний контракт, привёл из «Аталанты» Амада Диалло и второй год подряд бегает за Санчо?
Подписывайся на United Thoughts в Telegram