Самый эффективный бомбардир 2020-го – Муриэль из «Аталанты». Он обводит вратарей и забивает суперголы каждые 54 минуты
Андрей Клещенок – о главной угрозе «Реалу».
В декабре 2011-го «Лечче» играл против «Интера». В середине первого тайма малоизвестный 20-летний колумбиец сбежал от защиты, стильно убрал под себя Лусио и Майкона и на классе расстрелял Жулио Сезара. Медиа назвали его феноменом.
В склонном к мифологизации итальянском футболе один этот забег обеспечил Муриэля работой на пять лет вперед. После матча к нему подошел тренер Серсе Косми: «Знаешь, кто забивал такие на «Сан-Сиро» каждое воскресенье? Роналдо». Сравнение прижилось. Муриэля объявили наследником. Его жена сказала, что даже внешне он напоминает Зубастика.
Так родился один из главных мифов итальянских 2010-х. Луис просыпался и забивал сериями, всегда эффектно до незабываемости, а потом замолкал на несколько месяцев. За восемь лет в «Лечче», «Удинезе», «Сампдории» и «Фиорентине» он ни разу не добрался до планки в 15 мячей за сезон. Нестабильность приняли как необходимое зло, плату за вспышки чистого дарования, но большего уже не ждали. Величие колумбийца осталось в сослагательном наклонении.
Переход в «Аталанту» стал переломным в истории Муриэля. Он больше не вечная итальянская иллюзия, не игрок, которого девять лет описывали по непокоренным вершинам, а не реальным свершениям. К 30 годам он стал самым эффективным нападающим мира.
Муриэль – лучший бомбардир этого сезона и календарного 2020-го. Он реально похож на Роналдо
Год назад очередная голевая вспышка вдруг затянулась – и длится до сих пор. В 2020-м Муриэль забивал за клуб каждые 69 минут – это лучший результат среди игроков топ-лиг. В этом сезоне его превосходство еще очевиднее. Луис делает 2 голевых действия за матч.
Обычно статистические аномалии объясняются частыми выходами на замены, но это не про Муриэля. Выходя в старте, он забивает каждые 49 минут. С ним «Аталанта» начинает игру даже не со счета 2:0: в последней игре против «Наполи» он забил, сделал ассист и два предголевых паса. Бергамаски победили 4:2.
Муриэль стал третьим поразительным возрождением «Аталанты», но его ренессанс мало напоминает Иличича и Гомеса. Воскрешение двух фантазист завязано на подходящей тактике и грамотной трактовке сильных сторон. С форвардом все иначе.
Колумбиец почти всю карьеру провел в подходящих системах. В «Сампдории» свободно носился по всей ширине (фулбеки Джампаоло редко поднимаются высоко). В контратакующей «Фиорентине» ставил ремейки прорывов Роналдо от центра поля. И только в «Севилье» затух из-за неправильной трактовки – Бериццо делал из него узкопрофильного завершителя и лишил амплитуды движения. Без мяча Муриэль сразу утратил уверенность.
Во всех итальянских клубах мешала не тактика, а тяга к мячу. Муриэль слишком заигрывался. В «Сампе» Луис провел классный сезон, полезно разгонял атаки от центра поля и легко решал стандартную проблему Джампаоло с численным меньшинством на флангах – в одиночку накручивал фулбеков, – но забывал возвращаться в штрафную. Качество не конвертировалось в голы.
«Мой агент шутит, что обводить я люблю больше, чем забивать, – рассуждал тогда Муриэль в интервью Gazzetta dello Sport. – В чем-то он прав: когда я вижу пространство, получаю мяч и иду на защитника, чувствую себя счастливым. И я бы не сказал, что в футболе достаточно счастливых моментов».
В этом ключевая разница между ним и Роналдо. Девять лет назад Луиса абсолютно по делу назвали близнецом бразильского монстра. Дело не в только в коктейле из техники, скорости и находчивости и даже не в той коронной пластичности, которая выдает в обоих генетическую спортивную элитарность. Дело еще и в стилистическом сходстве. Муриэль движется как Роналдо. Он тоже клонится на левый фланг, любит сольные скоростные проходы и классно забегает за спины, тоже исключительно вертикален и предпочитает эластико поперечному пасу. Но все движение Феномена подчинялось одной цели – голам. Муриэль блистал ради блеска.
Гасперини разбудил в нем зверя. В «Аталанте» нападающий не всегда занимает штрафную, часто уходит влево, оставляя центр для подключений полузащиты, но обязательно остается в зоне атаки. Муриэль больше не играет в футбол так, словно это индивидуальный вид спорта – но вряд ли потому, что не хочет. Просто теперь он всегда недалеко от штрафной. С его скоростным дриблингом это гарантия голов: достаточно одного взрыва, чтобы разметать оборону.
«Если говорить о рывке на первых метрах, Муриэль больше всех в мире приблизился к Роналдо, – восхищался Папу Гомес. – 2-3 секунды – и он у ворот. Это убивает».
Но это не единственная и не главная причина прорыва. Насколько бы упрощенным ни казался сегодняшний Муриэль по сравнению с прежней версией, он все равно усложняет игру больше других девяток. Колумбиец по-прежнему не представляет выход один на один без попытки обвести кипера. Его голы все так же индивидуальны.
Главную работу Гасперини проделал не в тактике.
Муриэль – ленивый и ментально неустойчивый. Гасперини понял, что у него нет амбиций – и нашел подход
Пять лет назад Луис Муриэль признался Gazzetta dello Sport: «Я больше не хочу слышать слово «иллюзия», потому что постоянно чувствую вину – за то, что обманул надежды и всех разочаровал. Я играл в «Лечче» и вел переговоры с «Интером» и «Миланом», забивал в «Удинезе», а меня хотели «Атлетико» и «Барса». Яркое начало обернулось большим падением. Я расстроил всех, кто верил в меня: моего отца, например, или Алессандро Луччи – для меня он скорее член семьи, чем агент. Больше никаких иллюзий. Не знаю, что и когда стукнуло мне голову, но я сказал себе: «Все ждут очередного провала. Порази их. Удиви не новой игрой, а новой головой».
Сегодня мы знаем, что из этого ничего не вышло – после интервью случились «Севилья» и «Фиорентина», – но тогда Муриэль сделал первый шаг. Раньше он играл на чистом таланте. Когда облегающие футболки выдавали животик, а вечно полноватый подбородок угрожал превратиться в двойной, колумбиец оправдывался:
«Да никогда я не весил так уж много. Это клише, рожденное в «Удинезе». Я всегда держал вес в районе 82-83 килограммов [его рост – 179 см], в «Лечче» весил 83 и носился как поезд. Когда Гвидолин назвал меня толстым, я весил 84 и вскоре сбросил до 81, но люди все равно обсуждали мои бока. Слушайте, это генетика. Кто-то ест все что не приколочено и остается жестким как гвоздь – тот же Куадрадо. А я просто ем немного больше, чем нужно».
Когда его обвиняли в нежелании пахать на тренировках и в матчах, Муриэль отвечал: «Вы даже не представляете, как часто мама ругала меня за то, что не проснулся в школу. Или как Куадрадо в «Лечче» стучал в мою дверь по полчаса, прежде чем я открывал. Но рекорд лени я поставил в «Гранаде». Я не вставал с постели с полудня пятницы до утра понедельника. И в этом есть польза: у меня никогда не бывает бессонницы перед игрой».
Теперь лишний вес не крадет скорость, а недостатки не ограничивают талант. Но главное – атмосфера. Муриэль, возможно, самый зависимый от психосоматики форвард планеты. Почти все травмы он получил в «Удинезе», когда постоянно нервничал из-за критики. Худший карьерный этап пережил в «Севилье», где столкнулся с рекордным ценником и огромным давлением.
«Муриэль хорош, когда спокоен и счастлив. Ему нужна вера тренера», – объяснял тренер молодежной сборной Колумбии Эдуардо Лара.
В «Аталанте» Муриэль попал в обстановку провинциального топа – команды, которая добилась большего, чем от нее ждали, и потому обходится без обычной дозы давления. Дальше помог Гасперини. Тренер разглядел главную черту колумбийца – отсутствие амбиций и уверенности в себе.
«Когда Муриэль играл в «Депортиво Кали», вся страна знала: он станет феноменом, – вспоминал лучший колумбийский форвард 90-х Фаустино Асприлья. – Он один думал иначе. Луис никогда не верил, что способен стать звездой».
Заниженная самооценка подразумевает зависимость от чужого признания. Муриэль хорош настолько, насколько им восхищены все вокруг, и в этом плане Гасперини создал для него идеальные условия. Полтора года Муриэль сносил всех на пути, забивал на уровне лучших в мире, но сидел на скамейке с такой улыбкой, словно и это выше его способностей. Роль джокера не требовала слишком многого и потому полностью устраивала его. Трибуны неотвратимо влюблялись – и чем сильнее, тем лучше становился сам колумбиец.
Теперь он не зависит даже от роли первого запасного. Ему больше не нужно доказывать. Вся Италия знает, что в Серии А нет девятки опаснее – и Муриэль становится тем, кем должен был девять лет назад. Жаль только, что так поздно. Мир вряд ли отказался бы даже от ухудшенной копии Феномена.
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: globallookpress.com/Gianluca Checchi/Keystone Press Agency, Andrea Bressanutti/Lapresse; Gettyimages.ru/Maurizio Lagana, Dino Panato
И да, Аталанта ему идеально подошла: команда и так прыгает выше головы и находится в эйфории, а на него самого никто не давит, ничего не ждут и при этом - дают играть. И сейчас у парня здорово получается. Тот же гол после «передачи» Миранчука просто отличный.
P.S. Сегодня давление, Бергамо ждёт эту игру. Думаю начнёт на лавке