«Когда человек 20 лет рулит страной, он теряет ориентиры». Савин о протестах в Беларуси и России, Лукашенко и Навальном
Видео о репрессиях в белорусском футболе открыло 2021 год в YouTube-блоге «КраСава» бывшего футболиста Евгения Савина. Выпуск набрал уже около миллиона просмотров. В ролике действующие и бывшие игроки, а также менеджеры белорусских клубов рассказывают о том, как их запугивали, били, сажали в СИЗО на Окрестина. Мы поговорили с Савиным не только об увиденном им в Беларуси, но и о российских событиях. В интервью «КраСава» рассказал:
что осталось за кадром его видео о Беларуси
как изменилось его отношение к Александру Лукашенко
похожи ли события в Беларуси и России
почему Дзюба точно не последует примеру Шкурина
считает ли он Навального красавой
Интервью впервые опубликовано на DW
- Видео про жесть в белорусском футболе на фоне протестов в стране вышло у тебя первым в этом году. Да еще и такой большой почти двухчасовой выпуск. То, что этой темой ты открыл 2021 год на своем YouTube-канале, – в этом был какой-то месседж?
- Какого-то глобального месседжа не было. Так совпало, что пока мы снимали и монтировали видео, в России тоже начались протесты. Оно вышло как раз в первую волну протестов за Алексея Навального. Но это абсолютно случайность.
Просто на новый год я находился в Беларуси с семьей. Естественно, обо всех беспорядках августа я знал, потому что моя семья – граждане Беларуси. Я просто в этом фильме показал, по сути, ситуацию в стране через футбол, через спорт. Ситуация, честно скажу, шокировала даже меня. Хотя я обо всем знал, но погружаясь с каждым героем в те дни, слушая их истории… Когда детский тренер возвращается домой, и его ни за что на ровном месте принимает ОМОН и избивают в изоляторе на Окрестина, – это какое-то безумие.
Или когда мать повешенного фаната рассказывает, что ей даже не разрешили открыть гроб и попрощаться с сыном... У меня в те минуты просто не было вообще слов. И поверьте, что еще многие и о многом не рассказали. Я-то уехал в Россию, а они остались в Беларуси. Они очень многого не дорассказали – как именно над ними издевались, что заставляли делать. Я не представляю, почему и за что над своим народом можно так издеваться. Если мы берем спортсменов, – отстранять от сборной, выгонять из клубов за выражение гражданской позиции – это ужасно.
«Драгуна запугали настолько, что он мне писал: «Мне страшно признаться, но я боюсь»: рассказы не на камеру, отношение к Лукашенко, спорт и политика
- То есть не на камеру люди были готовы рассказать больше?
- Да. Кроме того, игроки сборной испугались говорить, в том числе, Станислав Драгун, который был капитаном и которого отстранили от сборной. Они просто побоялись. И у меня некоторые дополнительные спикеры были привязаны к ним. Я их в итоге не вставлял в выпуск, но они на камеру говорили какие-то обычные вещи, а без камер рассказывали, например, как юноше 14 лет засовывали в рот белорусский флаг. Хотя он даже на митинги не ходил. Его тошнило на сапоги омоновцев и его заставляли все это вытирать. Ну, там короче кошмар, реально кошмар. Всем демонстративно показывали: «Хотите перемен? Против режима? Вот, получайте».
- Да, жесть…
- На полном серьезе, там просто жесть. Меня вчера в самолете спросил мужчина: «Жень, как с тем повешенным фанатом ситуация сложилась?». Я ответил, что пока режим не сменится, естественно, никакого нормального расследования не будет. Поэтому я очень рад, что в России обратили внимание на белорусскую проблему. Я бы даже сказал, катастрофу, государственный террор, который там присутствовал и присутствует.
- В твоем выпуске много и рассказов про различные репрессии. А тебя самого какая история поразила больше всего?
- Если мы говорим именно про футбольные репрессии, то безусловно Шкурин (нападающий московского ЦСКА Илья Шкурин отказался играть за сборную Беларуси при Лукашенко. – Ред.) и как его хотели наказать, отправив в армию. Безусловно, Драгун, который в своем посте в Instagram, по большому счету, просто высказался против насилия, чтобы людей перестали бить. И за это его отстранили от сборной на самый важный матч и запугали настолько, что он мне лично говорил: «Жень, я боюсь, я не буду говорить».
Я даже сделал скриншоты переписки, где он говорит: «Мне страшно признаться, но я боюсь». И мы после этого рассказываем, что спорт вне политики. В Беларуси спорт точно в политике. Наверное, какие-то санкции должны быть применены к федерации футбола (Беларуси. – Ред.), потому что то, что там происходит, – это безумие.
- Вообще ведь в России долгое время у Лукашенко был довольно неплохой имидж – эдакого добротного хозяйственника. А ты помнишь, как к нему относился до августа прошлого года?
- Согласен, что его все называли шутливо «батькой». Он и на тракторе проедет, и корову подоит. Но мне кажется, что когда человек больше 20 лет рулит маленькой страной и, по сути, там один центр силы и больше никого, то он уже теряет ориентиры. И как только он потерял свои позиции, то показал, какими методами готов бороться с людьми. А эти методы оказались жестокими и даже ужасными.
Раньше я к нему относился плюс-минус нейтрально, но после августа я вообще не представляю, как может не быть перемен. Поэтому я очень надеюсь, что в Беларуси, в которую я очень хочу возвращаться со своей семьей, будут перемены.
- Кого бы ты назвал в Беларуси красавой, кто заслуживает твой респект? Из спортсменов, политиков, просто известных людей?
- Меня очень впечатлил Вася Хомутовский (экс-футболист сборной Беларуси, ныне тренер. – Ред.). Он умный, юридически подкованный, он за правду, не боится говорить о ситуации, как есть. Я лично видел, как в Минске люди к нему подходили на улице и говорили «спасибо». Хомутовский меня реально впечатлил тем, что не боится сейчас, в столь сложные времена идти против режима, который пытается под себя все подмять.
- В своем видео ты спрашивал белорусского футбольного блогера о том, в какой момент он решил делать не только развлекательный контент, но и говорить о серьезных, общественно-политических темах. А что сам ответишь на этот вопрос?
- Выпуск про Беларусь, наверное, первый, где, к сожалению, появилось много политики. «К сожалению» – потому что там политика конкретно зашла в спорт и были жесткие репрессии.
Я где-то год-полтора назад поймал себя на мысли, что да, круто бегать, делать челленджи, интервью с футболистами. Но в российском футболе очень много проблем, и они также зачастую связаны с политикой. По большому счету, футбол в России – это и есть Россия: бюджетные деньги, непонятные руководители, чья задача только освоить эти деньги. Это очень похоже на многие ситуации в стране: коррупция, круговая порука, связи решают все.
Я как взрослый человек все это понимал, и у меня был выбор: остаться гламурным попсовым блогером, который будет вхож во все клубы и будет всех облизывать. Либо миксовать, показывая и футболистов, и то, какие проблемы бывают в футболе. Я выбрал второй путь, и нисколько об этом не жалею. Может быть, в какие-то клубы мне закрыта дорога, потому что я не облизываю тот же «Зенит» с 18 миллиардами бюджетных денег «Газпрома». Они свое чемпионство преподносят так, будто они там что-то невозможное сделали, хотя у них бюджет больше других клубов в три-четыре раза, и еврокубки показали, на каком они уровне. Проигрывая крошечному «Брюгге» 3:0 – ну о чем можно говорить? Я не боюсь их критиковать, и за это они меня, наверное, не любят. Но я лучше буду самим собой и говорить правду. Иначе я просто закрою канал.
«Если в России будут такие же репрессии, возьму камеру и буду снимать»: о российских протестах, Навальном, Дзюбе и Путине
- Ты упомянул, что твой белорусский выпуск совпал с протестами в России. По ощущениям, насколько происходящее в России похоже на события в Беларуси?
- Когда люди вышли, это очень было похоже на Беларусь. Но потом, уже имея перед глазами белорусский опыт, в России (власти. – Ред.) поступили хитрее и не стали никого демонстративно избивать, убивать на глазах у других людей. Все-таки белорусская жесть выходила за рамки вообще всего. Что будет дальше, посмотрим. Не знаю, какая ситуация будет весной, что будет в спорте. Если будут такие же репрессии, конечно же, я возьму камеру и буду снимать. Иначе будет нечестно, и «Красава» не будет красавой.
- Как думаешь, кто из российских футболистов мог бы последовать примеру Шкурина или Драгуна?
- Это хороший вопрос. Есть Игорь Денисов, который недавно высказался (за освобождение Навального. – Ред.), но он уже бывший футболист. Сложно сказать. Мы видели, как тот же Артем Дзюба на встрече с Владимиром Путиным говорил спасибо за чемпионат мира, что, мол, мальчишки теперь пошли играть в футбол.
Это, конечно, круто из уст капитана сборной, но Дзюба, как и все мы, знает, сколько проблем в российском футболе и как эти мальчишки не доходят до профессионального футбола, потому что коррупция у тренеров, потому что не выстроена система, потому что на бюджетные бабки легче кого-то купить, чем вырастить своего. Но Артем Дзюба об этом Владимиру Владимировичу не сказал, а просто мило поулыбался. Не знаю, кто из футболистов высказался бы против действующего режима и против репрессий, но наверняка не Дзюба.
- Если российские футболисты и высказываются о политике, то чаще в провластном ключе. Ты сам был футболистом – как считаешь, почему так происходит?
- На самом деле, все просто. Если ты игрок сборной, то, скорее всего, играешь за успешный российский клуб. А значит, получаешь большую зарплату, по сути, от государства, ведь это бюджетные деньги. По большому счету, ты аффилирован с властью, потому что она тебе платит деньги. Ты играешь в сборной, у тебя огромная зарплата, ты и молодой и у тебя вся жизнь впереди – ну на фига тебе залупаться. Они тебе платят и рассказывают, что говорить и как думать. Очень похоже на Беларусь, где тоже единицы частных клубов, да частным тоже не нужны проблемы.
- И последний короткий вопрос: Навальный – красава?
- Это сложный вопрос для меня, потому что я не глубоко в политике. Но то, что у нас в России действительно очень многое зависит от небольшой кучки людей, что у нас практически нет независимой журналистики и оппозиции, – это правда. Легитимных выборов, наверное, как многие говорят и как я могу со своего небольшого опыта сказать, скорее всего, тоже нет.
Красава лично он, или нет, сложно сказать – я с ним не знаком. Но скажу так: со многим из того, что говорит и показывает в своих роликах Навальный, я согласен.
Понравился текст? Не забудь поставить плюс и подписаться на этот блог. Самое интересное еще впереди!
А ещё глубже - дело в нас. Пока мы не начнём во всём мире воспринимать политиков и начальников всего лишь как сменяемых менеджеров.
Хорошо делаешь работу - да хоть 100 лет у руля будь. Появился кто-то способнее - ему дорогу.
Я всё понимаю, живе Беларусь, но как бы мнение Жеки Савина по этому вопросу смешно. Ему откуда знать?