«Спартак»-2021: Рабочие варианты и новые идеи
К заключительному отрезку сезона команда Тедеско подходит с минимальными кадровыми перестановками, но с важными изменениями в системе игры.
Тактические эксперименты (4-3-1-2; 4-3-3; 4-4-2) в самом начале работы Тедеско в «Спартаке» запутывали футболистов. Осенью 2019 года «Спартак» потерпел несколько чувствительных поражений. К счастью, были сделаны правильные выводы. В зимнее межсезонье тренерский штаб налаживал базовую модель с 3 центральными защитниками. Весь минувший год красно-белые по сути провели по одной схеме, отличавшейся только расположением центральных полузащитников (3-4-1-2/3-1-4-2). Проблем хватало, но в целом система принесла команде очевидные плюсы:
Футболисты хорошо понимали свои задачи на поле;
Улучшалось взаимопонимание между игроками в рамках системы;
Появлялся командный дух, росла самоотдача – «Спартак» реагировал на пропущенные мячи и реже проигрывал.
Результат – промежуточное 3-е место в РПЛ сезона 20/21.
В то же время к середине чемпионата все более очевидными становились проблемы в созидании. Тут важны нюансы. «Спартак» по-прежнему немало забивает (33 гола) – четвертое место в лиге. По качеству созданных моментов (ожидаемые голы) у красно-белых – вторая атака в РПЛ.
Однако трудности при взломе низкого блока остаются. Вкупе с уязвимостью при потерях (следствие высокого прессинга) это разбалансирует команду. Вроде бы футболисты понимают, что делать, но часто заходят в тупик и проваливают по ходу матча целые отрезки, что не может сказываться на итоговом результате. Симптоматичный пример – декабрьский матч с «Зенитом». Подопечные Тедеско оказались просто не готовы к стартовому натиску соперника, растерялись, в итоге почти не оказав сопротивления.
«Спартак» 20/21 фактически действует в двух режимах:
1. Короткие розыгрыши от вратаря
Этот прием используется в футболе повсеместно, особенно часто после изменения правил. Игроки атакующей команды не имеют права находиться в штрафной до того, как вратарь коснется мяча. Это позволяет стягивать в штрафную больше игроков и, соответственно, получать численное преимущество. Так команда может стать менее уязвимой к прессингу. При Тедеско спартаковцы стараются не просто разыгрывать мяч коротко, а именно выманивают соперников чуть ли не к своей вратарской. Максименко действует очень рискованно, выполняя пас в самый последний момент. Если получается, команда имеет дополнительное пространство и возможность развернуть быструю атаку.
Недостатки: Несмотря на то, что «Спартак» играет в 3 ЦЗ, преимущество в первой фазе есть не всегда. Соперник просто включает персональный прессинг (3 vs.3), параллельно перекрывая направления передач на латералей (Мозес, Айртон) как бы растягивая свою среднюю линию. Рискованно, но работает. Именно так с нами справился «Ростов».
2. Высокий прессинг
Спартаковцы стараются душить соперника на подступах к его штрафной. Команда играет в давление практически всегда, вне зависимости от счета на табло. Таким путём получается убить сразу двух зайцев. Во-первых, противникам сложнее начинать атаки, а значит, меньшая нагрузка выпадает на собственную оборону. Во-вторых, возрастает вероятность поймать футболиста соперника на ошибке (как на фото ниже). По PPDA красно-белые сейчас лидируют в РПЛ.
Недостатки: При нехватке слаженности давления обороняющиеся могут обойти прессинг и начать быструю атаку. Если же соперник просто играет на отбой, «Спартак» вынужден начинать уже с позиционных атак. Кроме того, на половине соперника трудно постоянно поддерживать интенсивность чисто физически.
Вывод: «Спартаку» нужно разнообразить игру впереди. Тренер высказывался на эту тему еще до зимней паузы:
«Сейчас команда сплоченная, знает все процедуры и механизмы. Они уже доходят до необходимой стадии автоматизма. На следующем этапе мы хотим стать более гибкими. Над этим и будем работать», – Доменико Тедеско.
Новая схема
В 2019-м игра с четырьмя защитниками была своеобразной «пробой пера», анализом возможностей футболистов со стороны нового на тот момент главного тренера. Настоящая работа началась только сейчас.
В контрольной игре с «Пахтакором» Тедеско испробовал разные сочетания футболистов, а также прицельно экспериментировал со схемой. Оба тайма красно-белые начинали с 3 ЦЗ, но быстро перестраивались на 4-2-3-1. Таким образом, в привычном сочетании «Спартак» провел примерно минут 20. Два опорных полузащитника (Крал и Хендрикс), игрок под нападающим (Игнатов), вингеры (Роша и Бакаев) и единственный чистый форвард с навыками ложной девятки (Понсе). Непривычная для «Спартака» Тедеско конструкция помогает придать разнообразие в атаке. Одно из очевидных решений – игра с инвертированными вингерами, которые перегружают «зону 14», выходя на ударную позиции или пасуя под рывки партнеров в штрафную.
В других контрольных матчах «Спартак» перестраивался и на игру в два чистых форварда. Понсе опускался в середину, а иногда возникал на одной линии с Ларссоном, что должно было запутывать соперников. Роль Джордана наиболее свободная в этой системе. Швед может смещаться еще и направо, откуда проще разворачивать атаки на противоположный фланг. Козырем в атаке должен стать Соболев. К сожалению, на сборах из-за проблем со здоровьем он сыграл совсем немного. С другой стороны, появление Александра может стать для соперников неприятным сюрпризом.
«Базовым вариантом остается формация с тремя центральными защитниками. В то же время нам было важно разработать альтернативный план», – Доменико Тедеско
Приятно, что главный тренер самостоятельно расставил точки над «i». Однако учитывая то, сколько времени было потрачено на отработку действий в схеме 4-2-3-1/4-4-2, ее нельзя недооценивать. Если посмотреть на состав «Спартака» в заключительном контрольном матче, то в таком сочетании можно сыграть как в четыре защитника, так и в три. Вероятно, красно-белые будут перестраиваться по ходу матчей в зависимости от соперника и счета на табло.
Фланговая активность
Осенью «Спартак» чаще задействовал в атаках правый фланг. Это касалось начальной стадии (розыгрыш от ворот) и комбинирования на чужой половине. Одним из винтиков в механизме был играющий правого латераля Мозес. Слева Виктор вышел всего один раз (против «Ротора»), когда Айртон из-за дисквалификации оказался вне заявки.
В контрольных матчах на зимних сборах Тедеско развил идею. Теперь нигериец снова и снова смещается с левого края в центр, освобождая пространство под рывки своего партнера по флангу. В схеме с 3 ЦЗ за ширину атак отвечают латерали. Как правило, этим их функции в атаке и ограничиваются. Однако Мозес достаточно креативный игрок, чтобы комбинировать с партнерами в центре, а Айртон может продолжить подключения по бровке. Иными словами, получается своеобразный гибрид: крайний защитник/латераль – инвертированный вингер.
Другой важный маневр связан с игрой против соперника, защищающегося на фланге большим числом игроков. Тут ничего нового – быстрый перевод мяча на противоположный фланг. Просто, но если сделать это за одну-две передачи, соперник не успеет перестроиться.
Роль Промеса
«Надеемся, что Промес приедет. Хороший игрок, может помочь «Спартаку», – Доменико Тедеско
Забавно, как новости о скором возвращении любимца спартаковских болельщиков совпали с тактическими перестановки в игре москвичей. Свои лучшие матчи за красно-белых Промес провел на позиции вингера: как справа, так и слева. Благодаря скоростным качествам и технике в «Спартаке» Квинси имел значительную свободу действий при любом тренере. Возможно, иногда он перетягивал одеяло на себя, что неизбежно сказывалось на структуре (построении) атак. Однако голландец с лихвой компенсировал недостатки голами. За четыре года в футболке красно-белых он забивал, в среднем, около 30 % голов команды за сезон. И это только личный вклад, прибавьте к нему еще регулярные ассисты (всего 33). После ухода Промеса атака «Спартака» развалилась. Помните период перед отставкой Карреры, когда в течение месяца москвичи вообще не забивали мячей с игры?
В «Севилье» голландец столкнулся с высокой конкуренцией в линии нападения и не очень удобной схемой (как раз с 3 ЦЗ), из-за чего постоянно менял позиции и нередко играл даже латераля, что заметно ограничивало его атакующий потенциал. В результате, за испанский клуб Квинси провел всего 3 гола (в 49 матчах). Возвращение на родину стало для Промеса глотком свежего воздуха, а заодно и новым вызовом. В сезоне 20/21 Эрик Тен Хаг начал использовать голландца в тройке полузащитников, будто заранее зная, что в «Спартаке» требует усиления как раз позиция в центре атаки.
Таким образом, Тедеско вряд ли придется ломать систему ради Промеса. Он может встроить голландца в атакующую тройку даже в схеме 3-Х-Х. В игре «Спартака» уже есть определенная структура, но не хватает импровизации в атаке. Именно эту импровизацию должен обеспечить команде Квинси.
«Контратака – такая же часть игры, как и позиционное нападение. Мы должны быть хороши в них, в разрушении быстрых атак соперников, в прессинге и выходе из-под высокого давления соперника. Я не могу выделить тут что-то одно – важно все, потому что у «Спартака» были матчи с владением 60-65%, но иногда соперник контролирует мяч чаще – и тогда мы должны понимать, что делать сразу после перехвата». – Тедеско.
Доменико начала свою работу в «Спартаке» с контратакующей схемы с 3 ЦЗ. Затем – поднял линию прессинга, заставив своих футболистов встречать соперников максимально высоко. Дальше – перевел внимание на позиционные атаки и отработку взаимодействий в новой тактической схеме.
Таким образом, «Спартак» в течение последних полутора лет последовательно переходит от одного этапа развития к другому. Новый – должен стать квинтэссенцией работы Тедеско в московском клубе. Наступает момент, когда «важно все». От футболистов требуется максимум навыков и умений в меняющихся условиях. Задача сложнейшая. Только так красно-белые могут побороться за титул.
Фото: официальный сайт «Спартака»/ скриншоты Матч ТВ
а завтра лично скажу ))
Сотрудничество с Хинкелем выглядит перспективно именно из-за преемственности. Система игры прививаемая Тедеско все-таки не совсем обычная. Вот так сразу и не скажешь, кто мог бы подхватить... Если будет новый тренер, с новыми идеями (Сетьен, Де Дзерби или еще кто), команду ждет перестройка. Может, не кадровая, но в плане организации - это другой футбол. Надо будет перестраиваться. А это не быстрая история.