В схеме Гвардиолы пугающе много ложных ролей (фулбеки, девятка и даже полузащитники). Этот «Сити» – самая динамичная команда Пепа
Разбор Вадима Лукомского.
В субботу «Ман Сити» разнес «Тоттенхэм» (3:0). Победа стала для команды Пепа Гвардиолы 11-й подряд в АПЛ и 16-й во всех турнирах. Даже сильнее результата впечатляет характер превосходства над соперником. На примере матча разберем, как «Сити» это делает.
Динамичность в схеме Гвардиолы достигается через ложные роли
Главная особенность этого «Сити» – схема, которую трудно сформулировать. Она слишком динамичная и адаптивная – даже по меркам Гвардиолы. В других командах Пеп вносил интересные изменения от матча к матчу и по ходу игр, поэтому возникали оригинальные варианты.
У нынешних трансформаций другая природа – теперь это не реакция на соперника, а использование собственной гибкости и невероятного количества вариантов. Вариативность не ставит этот «Сити» выше остальных команд Гвардиолы (им еще много всего нужно выиграть, чтобы закрепиться в ряду великих), но она стала фишкой командой.
Без мяча «Сити» выстраивается в 4-3-3 (иногда 4-2-3-1) – здесь ничего революционного, а вот схему(ы) при владении я отказываюсь записывать цифрами (постепенно разберем ее через примеры):
Резюмировать нынешнюю идею Гвардиолы в атаке можно через один эпизод в первом тайме. Его не довели до гола, но он оказался жутко показательным. На стадии построения атаки «Сити» образует ромб, который дает им преимущество в центре и свободу минимум двум футболистам (Канселу и Зинченко):
Скриншоты сделаны в InStatScout
Обратите внимание, что в создании ромба участвовал лишь один номинальный полузащитник – Родри. Три других элемента – ложные фулбеки (Канселу и Зинченко) и ложная девятка (Жезус).
В финальной стадии этой атаки хозяева выводят на пас Канселу, в этот момент в последней линии 7 (семь – !) игроков «Сити»:
То есть за одну атаку «Сити» получил и явный перевес в центре со свободой игроков, и перегруз последней линии. Сочетать эти элементы – одна из труднейших задач в футболе. Прямо сейчас никто не делает это лучше «Сити».
Разумеется, не всегда преимущества были такими явными и радикальными (простите, но я до сих пор в шоке от перегруза последней линии семью футболистами, поэтому не мог начать с другого эпизода), но идея сохраняется: сначала получить преимущество в центре, а потом – в последней линии. Разумеется, для этого одни и те же футболисты должны участвовать и в наполнении центра, и в перегрузе последней линии.
Смотрите – тут тоже все начинается с ромба Родри-Зинченко-Канселу-Жезус:
Через контроль в центре «Сити» двигает соперника, пока не возникнет ситуация со свободным пасующим и достаточным количеством игроков в последней линии – тогда следует обострение (в данном случае в последней линии – 5 игроков «Сити» против 4 соперников):
Здесь другой состав ромба – Родри-Гюндоган-Бернарду-Канселу:
Через несколько передач Канселу вывели на обостряющий пас – и создали в последней линии 5-в-4:
Гибкая схема с постоянными адаптациями позволяет «Сити» сначала получать минимум 4 футболистов в центральной зоне, а потом нагружать последнюю линию – тоже минимум четверкой игроков. Часто и там и там больше.
Контроль центра помогает выманивать соперника и буквально двигать его схему в ожидании момента, который дает оптимальный баланс – с мячом свободный игрок, способный отдать вразрез, а в последней линии достаточно вариантов.
«Каждый имеет право на подключение в штрафную, но никто не имеет права оставаться там постоянно», – эти слова Гвардиола бросил, еще работая в «Барселоне». В этом сезоне они заиграли новыми красками.
Команды Пепа всегда стремились к динамичности, которая сочеталась с максимизацией природных талантов звезд. Сейчас же максимизация талантов отошла на второй план – преимущества рождаются через систему.
В «Барселоне» у Пепа была ложная девятка (Лео Месси), которая помогала создавать преимущества в центре, а потом оказывалась в штрафной для завершения. В «Баварии» для доминирования в центре и сдерживания контратак использовались ложные фулбеки (Давид Алаба и Филипп Лам).
В «Сити» эти концепции объединились – и к ним еще добавились ложные центральные полузащитники. По идее именно так нужно называть Гюндогана и Бернарду, которые сочетают присутствие в центре с перегрузом последней линии.
Здесь важно не допустить критичную ошибку – и не подумать, что все вот так просто. Напихай в состав побольше модных ложных футболистов – и выноси всех. Ложность позиции предполагает сдвоенную роль – это может не только дать преимущества, но и подставить команду, банально запутав игрока.
Разница в своевременности заполнения позиций ложными ролями и реакциях партнеров на это движение. Нынешняя система «Сити» настолько трудная, что некоторые футболисты должны одновременно думать о собственной ложной роли и адаптироваться под ложные маневры партнеров.
Удивительно, но это работает. Отчасти потому что футболисты очень умные. Отчасти потому что давно изучают концепцию позиционной игры в системе Гвардиолы (никогда ранее Пеп не работал так долго в одном клубе). Отчасти потому что тренер нашел баланс, который не только логичен, но и удобен естественным качествам игроков.
Показательно: даже когда Габи Жезус выходит в старте, он играет ложную девятку, а не нападающего в плане движения. Система «Сити» требует от него другого. «Из-за того, что у нас нет типичного центрального нападающего, другие футболисты должны больше двигаться – и приходить в штрафную по мере развития атаки. Наши футболисты справляются – почти всегда у нас по 4-5 игроков в чужой штрафной», – объяснял Гвардиола.
Со схемой этого сезона «Сити» получает преимущество и в центре, и в последней линии. Долго совмещений этих двух видов доминирования казалось граалем футбольной тактики. Сочетать их правда очень трудно, а, стабильно достигая одного из них, уже можно побеждать в матчах – при условии, что это дополняется индивидуальным мастерством. Например, у «Барсы» всегда было доминирование в центре + мастерство на чужой трети. У «Баварии» продвижение мяча через мастерство + доминирование в последней линии.
Важная оговорка: никто не говорит, что этот «Сити» – самая сильная команда, уже затмившая другие проекты Пепа. Можно доминировать с акцентом на одну зону, но так эффективно, что это затмит вариативность. А «Сити» сейчас именно вариативный. Не лучший (в историческом сравнении), а самый вариативный.
Совмещение, которое придумал и реализовал Пеп, делает команду почти независимой от индивидуального мастерства и вдохновения. Преимущества генерируются динамичной системой. Это объясняет, почему «Сити» так легко переварил отсутствие Кевина Де Брюйне в ключевых матчах.
«Сити» мощно адаптируется под разные сценарии. Фиксированные позиции только у вингеров
В ковидную эпоху важнее доминировать отрезками, а основную часть матчей контролировать. Адаптивность «Сити» помогает им лучше справляться с разными соперниками.
В зависимости от задач и поведения оппонентов, у «Сити» меняется схема позиционных атак. Например, они начали матч с «Тоттенхэмом» с ложными фулбеками по краям от Родри:
Это позволяло контролировать контратаки (в случае потери центр максимально насыщен для контрпрессинга, а Зинченко и Канселу находятся близко к Ламеле и Сону). Лишившись возможности убегать, «Тоттенхэм» вжимался все глубже, что активизировало другие механизмы «Сити» (те, что описаны выше).
Ведя в счете, ближе к концу тайма команда переключилась на более осторожное расположение – три центральных защитника (Зинченко – один из них) + пара опорников (Канселу и Родри):
Это лишь самый простой пример перестроений в первой стадии. Мощь «Сити» в количестве вариантов и адаптациях под соперников. Вот, например, совсем другой прием, который использовался конкретно под «Ливерпуль».
Гвардиола рассказывал, что в фиксированных позициях находятся только вингеры – всегда широко и высоко (в субботу ими были Фоден и Стерлинг). Все, кроме ответственных за ширину атаки, участвуют в трансформациях.
Трансформации дают «Сити» инструменты под разные сценарии. Например, в субботу таких было минимум три, а мы почти и не заметили, потому что «Сити» был одинаково убедителен против любого типа «Тоттенхэма».
Сначала мы наблюдали контратакующий «Тоттенхэм». Команда Моуринью встречала соперника в среднем блоке (не автобус), а вингеры (Ламела и Сон) не садились к крайним защитникам, чтобы сохранять потенциально острую позицию.
Потом гости начали вжиматься из-за условий, в которые их поставили. Это привело к рисунку, где против «Сити» был сугубо оборонительный «Тоттенхэм». А во втором тайме (особенно после 2:0) мы наблюдали прессингующий «Тоттенхэм» (здесь привет летит великолепному Эдерсону).
«Тоттенхэм» менялся, а степень превосходства «Сити» – нет.
Стерлинг и Гюндоган – главные тактические инструменты Пепа
Базис этого «Сити» – описанная выше динамичность при контроле центра и перегрузе последней линии. Выгодные ситуации провоцируются системой. Но есть два игрока, чьи качества особенно ярко эксплуатируются в этих условиях. Это Илкай Гюндоган с его рывками в штрафную и Рахим Стерлинг с талантами под ситуации 1-в-1.
Уже второй топ-матч подряд Гвардиола использует Стерлинга против уязвимого в индивидуальных дуэлях крайнего защитника соперника. Неделю назад Рахим разорвал Трента. В субботу стартовал против Джафета Танганга (к нему кучу вопросов, но 1-в-1 как раз силен), но уже в середине тайма Пеп перевел Рахима на правый фланг (к Бену Дэвису). Именно Дэвиса по итогам встречи чаще всех обыгрывали на дриблинге (преимущественно Стерлинг, но не всегда он).
Наличие такого игрока приумножает эпизоды с перегрузами последней линии. Сама система ставит перед «Сити» выгодный сценарий, а Стерлинг способен его улучшить через обыгрыш.
Гюндоган влияет на игру через балансирование между контролем полузащиты и рывками в штрафную. Он уже положил 11 голов в АПЛ – все после того, как Гвардиола нашел новую схему. Опять же оптимальные условия для подключений создает система (Бернарду тоже имеет такое право), но качества Гюндо приумножают угрозу.
Гвардиола отдельно отмечал умение немца выбирать момент для рывка: «Сейчас он играет ближе к нападающему. У Илкая просто потрясающее чувство момента, когда нужно начинать движение в штрафную. Теперь он добавил к этому еще и превосходство завершение атак».
Кстати, иногда система «Сити» сочетает преимущества Стерлинга с преимуществами Гюндогана в одном эпизоде. Здесь Стерлинг получает ситуацию 1-в-1 после перевода, а в штрафную врывается свободный Гюндоган:
***
Арсен Венгер в послематчевом анализе для beIN SPORTS акцентировал внимание на легкости победы: «Давайте скажем прямо: ни на каком этапе этого матча «Тоттенхэм» не был в игре – «Сити» провел даже более комфортный матч, чем ожидалось».
Кажется, «Сити» выбирается на территорию, где они начинают конкурировать не с «МЮ» и «Лестером» в турнирной таблице (и тем более не с «Тоттенхэмом» в конкретном матче), а с другими командами Пепа за историческое наследие. И этой команде определенно есть что предложить.
Выиграет ли она трофеи? Мы не знаем (вернее про победу в АПЛ уже знаем, про остальное – нет). Показывает ли она что-то принципиально новое? Определенно. Хватит ли этого, чтобы войти в историю? Не факт. И самый важный вопрос: не слишком ли много комплиментов Пепу? Нет, он абсолютно точно заслужил – особенно если не путать новое и интересное с лучшим. Наблюдать и разбирать эту команду безумно увлекательно.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: Gettyimages.ru/Rui Vieira – Pool; REUTERS/Tim Keeton, Shaun Botterill
И ложные голы.
В футболе есть некоторая цикличность. И часто вдохновение берут из прошлого, но перенос напрямую в современный футбол невозможен. Рождается что-то новое. Но тут даже нет прямого источника вдохновения. Просто притянутые примеры. Но за мысль и мнение, конечно, спасибо.
В ЛЧ все сводится к везению.
Помню Тоттенхэм слил за год 5 из 6 игр Сити, но в ЛЧ прошел по глупости вселенской дальше. Необьяснимо. Это как раз там примитивный турнир. Поэтому полный ноль как тренер Зидан может 3 подряд урвать вообще без опыта работы гт до этого, не имея вообще никакой поставленной игры. А вот в чемпионате длинном всегда побеждает сильнейший.