Трибуна
10 мин.

40 лет назад Йохан Кройфф перешел в «Леванте». Получал по два миллиона за игру и требовал прибыль с выездных матчей

От редакции: блог «Высоцкий» опять рассказывает неочевидную историю из испанского футбола. Поддержите автора плюсами и подписками!

1 марта 1981 года – эта дата записана золотыми буквами в исторических сводках «Леванте». Именно в этот день за «лягушек» дебютировал Йохан Кройфф – человек, изменивший мировой футбол и собиравший полные стадионы, перешел в клуб, выступавший тогда в Сегунде и не имевший возможности погасить задолженности перед собственными футболистами. Явно не лучший вариант для легендарного нидерландца в футбольном плане – на игрока претендовали английские и испанские команды из элитных дивизионов. Здесь – рассказ о том, что же побудило Йохана Кройффа переехать именно в «Леванте», как местный президент-безумец брал кредит в банке, чтобы заявить Кройффа, и о том, как для Йохана сложилась его короткая, но примечательная история выступлений в Сегунде.

Мог переехать в АПЛ или Примеру, президент «Леванте» лично летал в Амстердам на переговоры с игроком и перебивал предложение другого клуба

16 декабря 1980 года Йохан Кройфф будучи еще игроком вернулся в Барселону – уже не в клуб, а в город – его пригласили на благотворительный матч мировых звезд против «Барсы», организованный ЮНИСЕФ. В команде с Кройффом сыграли такие легендарные футболисты, как Карл-Хайнц Румменигге, Мишель Платини и Олег Блохин. Победу со счетом 3:2 одержала «Барселона», а лучшим у команды звезд был признан именно Йохан.

Сразу после матча нидерландца атаковали журналисты, собравшиеся лишь для одной цели: прояснить будущее футболиста. Вот уже два года Йохан Кройфф выступал в США, и не сказать, что безуспешно: в своем первом сезоне за океаном в составе «Лос Анджелес Ацтекс», который тренировал Ринус Михелс, Кройфф был признан лучшим игроком сезона в NASL (предшественник MLS, высшего дивизиона США – прим. автора), а в следующей кампании, уже за «Вашингтон Дипломатс», вошел в идеальную команду сезона.

Однако, несмотря на это, Кройфф тосковал по футбольной Европе и после завершения контракта с «Дипломатс» изъявил желание вернуться.

Йохану на тот момент было 33 года, но за игроком выстроилась внушительная очередь из клубов, желавших его подписать. Среди них были английские «Лестер», «Арсенал» и «Челси», испанские «Эспаньол», «Бетис» и «Севилья» и даже шотландский «Дамбартон». Затем в списке претендентов на игрока внезапно появился «Леванте», представлявший испанскую Сегунду и боровшийся за выход в Примеру – в этот трансфер не верил примерно никто. Кроме, пожалуй, президента «Леванте» Франсиско Азнара.

Азнар сразу загорелся идеей подписать легендарного нидерландца – по его задумке приход Кройффа должен был увеличить доходы клуба и количество сосьос (болельщиков, которые считаются акционерами и владельцами футбольных клубов – прим. автора). Франсиско Азнар предполагал, что с подписанием Кройффа количество сосьос взлетит с 5 тысяч сразу до 21. Президент клуба сразу стал делиться этими мыслями с представителями испанских СМИ и начал буквально грезить этим трансфером, ради которого потом сделает все, что в его силах. Однако об этом ниже.

Пока остальные клубы вели игрока и ограничивались деловыми переговорами, Франсиско Азнар сыграл на опережение и сразу полетел в Амстердам, где встретился с Кройффом и его тестем Кором Костером, который был его агентом. Дальше всего на тот момент зашли переговоры Кройффа с «Лестером»: по словам Костера, англичане уже обсуждали с игроком условия личного контракта и предлагали нидерландцу зарплату 5 тысяч фунтов в неделю.

Азнара это не остановило, и он предложил Кройффу вариант получше – контракт на четыре месяца, но за каждую проведенную игру игрок получал бы по два миллиона песет (около 13 тысяч фунтов). Вообще данные о зарплате Кройффа в «Леванте» разнятся: одни источники сообщали, что нидерландец получил за свои 10 игр 18 миллионов песет, а другие утверждали, что это лишь официальные данные, еще половину от этого Кройфф получал в конвертах в обход налогов. Какие-то источники даже писали о совершенно безумных для того времени 40 миллионах песет в качестве зарплаты, еще и для команды из Сегунды.

В общем, президент хорошенько раскошелился, чтобы подписать игрока такого калибра, хоть и немолодого. Франсиско Азнар прекрасно понимал, что он подписывает не только футболиста, но и человека, который повысит выручку клуба и привлечет дополнительное внимание к «Леванте», поэтому ни секунды не сомневался в трансфере. Говорят, этому переходу финансово поспособствовал даже экипировщик команды, компания Ressy. 1 января 1981 года стороны подписали контракт.

Долго не мог дебютировать из-за запрета федерации и играл в футболке без эмблемы клуба

В трансфер Кройффа в «Леванте» верилось с трудом: тренер «лягушек» Пачин воспринял новость о возможном трансфере Йохана Кройффа как шутку, также на это отреагировали и игроки команды, а тренер «Барсы» Эленио Эррера даже предлагал заключить пари: «Ставлю свои трусы на то, что «Леванте» не подпишет Кройффа».

Висенте Латорре, футболист того состава, а ныне президент общества ветеранов «Леванте», рассказывал, что игроки не сразу поняли, что произошло:

«Нам это казалось простой шуткой. Однако потом это всех поразило. Просто представьте себе! Я был обычным 19-летним парнем, который за год до этого пробился в состав лишь из-за нового правила, которое обязывало клубы ставить в стартовый состав по 2 игрока из команды U-20. В моем первом сезоне меня ставили в старт и меняли через 10 минут после начала игры. В сезоне 1980-81 я уже закрепился в первой команде, и тогда я должен был играть вместе с Кройффом!».

После перехода Кройффа в «Леванте» испанская пресса спросила его, чем отличается тот Кройфф, выигравший три золотых мяча в 1971, 1973 и 1974 годах, от того, который стоял в тот момент перед ними.

«Сейчас я более сообразительный», ответил Йохан.

Что интересно, кстати, за сам клуб Кройфф сыграл, но ни разу – в футболке с эмблемой клуба. Не существует ни одной фотографии, на которой Йохан Кройфф изображен в футболке с гербом «Леванте»: он, как и другие его одноклубники, играл в обычной сине-гранатовой форме без эмблемы. Этого до сих пор не могут объяснить даже нынешние функционеры в системе клуба: скорее всего, это дело рук тогдашнего президента клуба Франсиско Азнара, который подписанием нидерландца поставил «Леванте» в ужасное финансовое положение, и у клуба банально не хватало денег на форму с гербом клуба. Азнару пришлось согласиться на простые сине-гранатовые футболки, в которые была одета команда. Экипировщик той команды, компания Ressy, действовал с позиции силы по причине, которая упоминалась выше – он финансово помог с переходом игрока в «Леванте».

На первой тренировке Йохана Кройффа в стане «Леванте» домашний стадион был заполнен битком, а 1 февраля должен был состояться дебют нидерландца в игре против «Сабаделя». Тут возникла проблема: Испанская федерация футбола под давлением Ассоциации испанских футболистов отказалась давать добро на регистрацию звездного новичка, аргументировав это тем, что у «Леванте» оставались долги по зарплате как перед действующими, так и перед бывшими игроками команды. Долг достигал 11 миллионов песет, и это значило, что Франсиско Азнару нужно было срочно найти деньги.

В паническом поиске денег Азнар обратился в Международный торговый банк и выписал себе векселей на нужную сумму. Затем он написал в Ассоциацию испанских футболистов письмо, к которому приложил выписанные вексели, но письмо чуть не доставили по другому адресу – Азнар недостаточно разборчиво написал его на конверте. После месяца нервотрепки и контактов с Ассоциацией Франсиско Азнару удалось урегулировать вопрос и разрешение на регистрацию Кройффа в конечном итоге было получено. Сам Йохан в это время не скучал и вернулся в Амстердам, где продолжил переговоры с английским «Лестером», который чуть уменьшил сумму предлагаемой зарплаты – уже 4 тысячи фунтов в неделю. 27 февраля президент сообщил нидерландцу, что вопрос с регистрацией решен, и Кройфф прилетел в Валенсию.

Через два дня, 1 марта, «Леванте» дома обыграл «Паленсию» 1:0, и эта игра ознаменовалась дебютом Йохана Кройффа за «лягушек». Несмотря на дебют звезды, трибуны не были полными, поскольку многие не знали, сыграет Кройфф в матче или нет. «Леванте» на тот момент шел вторым после «Райо Вальекано» и претендовал на выход в Примеру.

Йохан требовал половину прибыли с гостевых матчей – был уверен, что приходили только на него. А при отказе просто не играл

Кройффу сразу дали четкие привилегии и его условия значительно отличались от условий остальных игроков команды: он не пахал на тренировках, в матчах особо не выкладывался, а на выездные игры путешествовал не с командой на автобусе, а с президентом клуба на самолете. Однажды Кройфф вместе с президентом клуба прибыл на тренировку команды, которая уже закончилась. Тренеру команды, естественно, все это не нравилось и он был крайне недоволен такими большими привилегиями одному, пусть и звездному, игроку.

Бывало и такое, что Йохан Кройфф самовольно уезжал с выезда команды: когда «Леванте» играл в гостях с «Алавесом», Кройфф встретился с менеджером баскской команды и потребовал половину дохода хозяев от проданных билетов. Нидерландец был уверен, что стадион заполнится исключительно из-за его приезда, и хотел извлечь из этого для себя выгоду. Саррага, менеджер «Алавеса», отказался, и Кройфф сразу же улетел обратно в Валенсию.

Это, конечно, заметили журналисты, и «Леванте» был вынужден как-то оправдать отсутствие нидерландца.

«У Йохана Кройффа заболела жена, поэтому он вернулся домой», – заявил представитель валенсийцев испанской прессе. После гостевого поражения 0:1 Пачина уволили, и ему на замену пришел Атеррисо Рифе, бывший одноклубник Йохана в «Барсе», который исправить положение предшественника не смог.

«Это был маленький клуб. Туда нельзя было подписывать Кройффа, – говорил Пачин уже по прошествии некоторого времени, не скрывая своего разочарования. – Но его приход вдохновил футболистов. Самое плохое в том, что ничего не получилось».

Висенте Латорре оценивал пребывание в команде Йохана Кройффа по-другому: «Тренироваться с ним было привилегией… вопрос в том, заслуживал ли этого я. Иногда он приносил с собой ведро с горячей водой, садился на скамейку и опускал в ведро ногу. Говорил, это для того, чтобы вылечить лодыжку, и просто смотрел куда-то. В каждой игре он мог сыграть великолепно, но это происходило не всегда. При Рифе все подстраивалось под Кройффа, но ничего хорошего из этого не вышло».

За «Леванте» Йохан Кройфф в конечном итоге провел 10 игр и забил два мяча. Оба в одной игре – против «Овьедо», матч закончился вничью 2:2. «Леванте» выпал из претендентов на выход в Примеру и опустился со второго места на девятое. После окончания контракта Кройфф транзитом через «Вашингтон Дипломатс» вернулся в «Аякс», а закончил карьеру в роттердамском «Фейеноорде». В финансовом плане для Йохана Кройффа 4 месяца в «Леванте» получились хорошей и прибыльной командировкой, а вот у клуба после ухода Кройффа дела шли куда хуже. В следующем сезоне в наказание за огромные долги по выплате зарплат «Леванте», минуя Сегунду Б, опустился сразу в Терсеру, четвертый по силе дивизион Испании.

 ***

Несмотря на все противоречия пребывания Йохана Кройффа в «Леванте», тот факт, что здесь выступал игрок такого масштаба, навсегда войдет в историю скромного клуба из Валенсии. Если спросить о Кройффе у любого болельщика «Леванте» вблизи домашнего стадиона команды «Сьюдад де Валенсия», теплые воспоминания или проявление трепетного отношения к великому нидерландцу за время, проведенное в клубе, вам обеспечены.

В 2016 году, после смерти Кройффа, нынешний президент клуба Кико Каталан емко подытожил выступление Йохана Кройффа в составе «Леванте»: «Кройфф был настоящим подарком для болельщиков «Леванте». Мы всегда будем гордиться тем, что он выступал в нашей футболке».

В 80-х на матчах «Осасуны» играл музыкальный оркестр. Пили вино в паузах, ездили по стране и выступали на телевидении

Фото: globallookpress.com/Werner Baum