Получилось
В минувшем туре чемпионата Италии столичная «Рома» продемонстрировала, пожалуй, свою лучшую игру в нынешнем сезоне, легко разобравшись с миланским «Интером» (4:0).
Не стану скрывать, что работа Луиса Энрике в «Роме» у меня вызывает особой интерес. Перед испанским специалистом, оказавшимся в Риме летом прошлого года, стояла сложнейшая задача. Сделать из «Ромы» не просто боеспособную команду, но еще и особенную – барселоноподобную. Уже сложно. А вы прибавьте к этому молодость (отсутствие серьезного опыта) самого специалиста, молодость, собственно, его команды, серьезное кадровое обновление в ней, атмосферу постоянного давления со стороны руководства, СМИ и (самое страшное) тифози. Ну и как же обойтись без бомбы замедленного действия – наличия в команде «сенаторов» или хотя бы одного из них, - которые при желании могут скушать своего наставника, даже глазом не моргнув.
Жутковато? Но ведь как интересно! Вот получится или нет? И знаете, по прошествии полугодичного пребывания Энрике у руля столичной команды, у меня готов ответ. Получилось. На самом деле он – ответ – созрел значительно раньше, просто минувшее событие (разгром «Интера») делает его особенно символичным. И главное - конкретным. У Луиса Энрике сейчас действительно есть Команда. Команда, играющая так, как он и хотел. Испанский алленаторе в короткий срок показал, что такое молодой и неопытный тренер, но зато с четким планом действий в голове и неуклонным ему следованием.
Основные черты барселонского лица у «Ромы» начали проявляться еще осенью прошлого года. 4-3-3, ставка на владение мячом, высокий прессинг, работа треугольниками (что при обороне - когда один встречает соперника, а два его партнера перекрывают пути для возможной передачи, что при атаке – когда получивший мяч игрок тут же имеет, как минимум, два варианта для продолжения атаки через короткий или средний пас), широкий фронт атак за счет высокой игры крайних защитников, глубокая игра – а-ля Бускетс – опорника Де Росси (тут и страховка убегающих вперед латералей, и возможность ухода от прессинга соперника в начале атаки своей команды), ну и само собой свой – пусть многократно условный – Месси. А именно Тотти (а иногда и Пьянич) в роли «ложной девятки».
Но одно дело - примерить к «Роме» барселонские одежды (пусть до мельчайшего шва), совсем другое – чтобы этот наряд был впору. И тут, конечно, не обошлось без проблем. В первых матчах под руководством испанца «Роме» явно не хватало движения (что, впрочем, могло быть связано с недостатком физических кондиций) и взаимопонимания. Ну или просто понимания. Понимания, как вообще работать в новой системе. Автоматизма не хватало - игроки (что с мячом, что без мяча) работали все равно что с оглядкой на шпаргалку («А что там тренер говорил мне делать в подобной ситуации?»), а то и на самого Луиса Энрике. Характерны ТВ-кадры того периода, когда тренер во время матчей пояснял игрокам, что и как нужно делать; причем за игру он успевал поговорить буквально с каждым, и разговоры эти явно не ограничивались банальными «давай-давай» или «поплотнее-побыстрее». Кстати, это тоже могло быть причиной не самого хорошего командного движения. Игроки просто боялись лишний раз ускорять игру, ведь это означало бы риск, к примеру, потери мяча. Не исключаю, что на это даже было особое указание самого Энрике - в ущерб остроты дорожить мячом, доводя до совершенства элемент владения им.
Однако не суть. Важно, что от матча к матчу взаимопонимание становилось лучше, разговоров у бровки – меньше, а результаты на табло – приятнее. От 0:0 с «мертвым» «Интером» в первом круге, когда «Рома» имела колоссальное преимущество по владению мячом, но, не создав толком ни одного серьезного момента у ворот соперника, едва не проиграла в концовке встречи, до 4:0 с уже другим – ожившим - «Интером». Решая стратегическую задачу и порой не отвлекаясь на какие-то тактические моменты, Луис Энрике довел до ума игру команды. Впереди у испанца еще много работы – командострой, как известно, процесс непрекращающийся, - но некий рубеж, до которого судьба команды, как и ее тренера была неясна, уже пройден. Теперь и «Рома» - еще одна «Барселона» в отдельно взятой квартире.