Баллардини vs. Прецьози. Братство Кольца
Если кто-то когда-нибудь снимет фильм о возвращении тренера в одну и ту же команду, либо о странной связи алленаторе только с самыми сумасшедшими президентами итальянских клубов, эта сага будет посвящена Давиде Баллардини.
Первая любовь Давиде связана с именем нынешнего патрона Брешии - Челлино. Тогда суеверный босс Кальяри, Челлино уже нанимал Баллардини, в 2005-ом, но уволил через 9 туров. Второе пришествие на остров состоялось через 2 года, после ужасных результатов Недо Сонетти. Сардинцы были спасены, но места на мостике в новом сезоне для Давиде не нашлось. 4 сентября 2008-го Баллардини призвал самый неадекватный босс Италии по частоте смене тренеров - Дзампарини. Победа Палермо над Ромой и Ювентусом воодушевила босса розанеро на долгосрочный контракт для Давиде, а результатом розово-черных по окончании сезона стало высокое 8-е место. Уволить Баллардини в пользу Дзенги - было странным решением Дзампарини, который в кулуарах приревновал Давиде к ещё одному манерному Патрону - Лотито, но в прессе высказался так: "У него не хватило смелости сказать о переходе в Лацио, как поступил бы мужчина, и он сбежал, извиняясь". По другой версии Давиде устал мучиться с придурковатостью Дзампарини, который даже по части стартовых составов брал советы у Моджи, известного кальчополиста, а потом давил на тренера. Ну, кого не приведет такой патрон в бешенство?
Лотито отблагодарит Баллардини за Суперкубок, выигранный у Интера в августе 2009-го, странным образом. После закрытия трансферного окна, тренер лациале последним узнает о продаже патроном лучших игроков - Пандева и Ледесмы. Лацио Баллардини скис, а Лотито, заработавший на продажах, обвинит во всех бедах тренера и вышвырнет за борт. Удивительно, что после Баллардини всегда будет желать мести детищу Лотито. Наверное, потому, что падать придется уже с высокой колокольни. Посредственным составом Дженоа, в январе 11-го Баллардини дома остановит Лацио тренера Реджи (0:0), который приведет римлян к 5 финишной строчке. Новойспеченный тренер грифонов, призванный заменить уволенного в ноябре 2010-го Гасперини, будет гордиться тем, что отобрал у римлян хотя бы пару очков, ведь до ЛЧ в том сезоне Лацио не хватит всего 1 балла.
Сезон 2010/11 для Дженоа можно считать очень хорошим, ведь грифоны финишируют на 10 месте. Однако Прецьози в июне отправит Давиде в отставку, с циничной формулировкой, что им не стоит начинать новый сезон вместе. Тогда Баллардини, разумеется, еще не знал, что позже его ждёт царство хаоса на мостике Стадио Марасси, однако Давиде успеет влюбиться в Геную и теплое лигурийское побережье. Царствие Гасперини, решившего строить первый прототип Аталанты в Генуе, не будет долгим, но, как и в случае с Лотито, алленаторе почувствует себя использованным. Зимой Прецьози снимет урожай, продав лучших - Палладино, Модесто, Томовича, Зукулини и Раноккью. Наверное, именно тиффозерия тогда понимала и сочувствовала Баллардини, сумевшего достойно дойти до финиша, и полюбила этого тренера сердцем.
Пока Малезани начнет топить грифонов, уволится в пользу Марино, снова придет на мостик Дженоа, но доживёт только до весны 2012-го, пока грифонов не возглавит Де Каньо, Баллардини вновь призовёт Челлино - спасать Кальяри. Уже тогда это могло показаться навязчивой идеей - наступать на грабли, бьющие в лоб, но миссия с сарди будет выполнена. Островитяне с Баллардини спасут прописку, но тренера уволят без выплаты заработанных денег. Лишь спустя 5 лет суд заставит Кальяри выплатить Давиде компенсацию. А на Апеннинах про Баллардини родится поговорка: "Давиде никогда не начинает сезоны, потому что летом учителя не работают". Действительно, начиная с 2010-го года и по сегодняшний день он проведет летнюю подготовку с командой только один раз. Баллардини всегда лишь заменял других, уволенных тренеров - сценарий адской машины категоричностей в Серии А. После его первого прощания с Генуей, Давиде звали сразу в несколько команд, включая Чезену. "В этом году я сижу дома", - отвечал он. Возможно, просто ждал предложения своих, уже горячо любимых, сумасшедших патронов.
Де Каньо начнет сезон 2012/13 с Дженоа очень плохо, но грифонам не поможет и реанимация Дельнери. Прецьози позовет Баллардини в январе 2013 года, когда россоблу будут прозибать на краю зоны вылета. Давиде, проповедующий игру в 4-3-2-1, тогда сменит модуль на 3-5-2, понимая суть тогдашней плотности в нижней части таблицы. В дебюте получается остановить Ювентус Конте. Будет и очередная месть Лацио. Словом, Баллардини снова справится с антикризисной задачей, но интервью после виктории над капитолини разлетится на цитаты: "Не существует волшебных формул, позволяющих изменить ход чемпионата и влияющих на результативность. Возможно, команда лучше выступает потому, что я - хороший тренер…". После 3:2 с Лацио он признается в любви к Дженоа: "Парни отдали себя до конца, и публика очень нас поддержала. В одном эпизоде я посмотрел на Gradinata Nord, через свои темные очки. О, я был тронут".
На фоне всей трагичности и геройств того сезона, у Баллардини и Прецьози случится скандал по поводу продажи Гранквиста, но, понятное дело, прав останется тот, кто продает и платит, а также меняет наставников, как перчатки. В конце-концов патрон по-хамски прокомментирует новое расставание с Давиде, дескать от алленаторе не просили великих дел, "он должен был просто привести корабль в порт". Наверное, ценить капитана этого корабля стоило больше, ведь перед новым плаваньем Прецьози будет рассматривать совершенно экзотические варианты: играющего тренера Гаттузо из Сьона и новичка тренерского цеха Ливерани. Слава богу, что последнего согласится сменить Гасперини.
Летом 2016 года Прецьози делает два шага: он нанимает Юрича вместо Гасперини, что кажется отличной идеей по части преемственности, и советует последнего Перкасси, президенту Аталанты. Однако Юрич продержится лишь до ноября, после чего Дженоа вновь понадобятся антикризисные лекарства Баллардини. Горячий суп осенью: невкусное, но полезное и питательное блюдо. В конце концов, патрон генуэзцев никогда не был хорошим шеф-поваром, но мечтающим о хорошем ресторане. Жаль, что выбор блюд в его столовой - это маятник, постоянно колеблющийся между непопулярными блюдами и инновациями, которые вовсе не покупают, из-за избытка специй и недожарки.
Вернувшись в качестве наставника-фаворита, Давиде станет ещё более любим трибунами за отказ возглавить ненавистную красно-синей половине Генуи - Сампдорию. Он скажет, что "получал и другие предложения, но выбрал Дженоа за окружающую атмосферу и лучших болельщиков". Он вновь окажется отличным мотиватором. С ограниченным ресурсом, по сути цепляясь за тотем Пандева и Мигеля Велозу, он убедит всю команду в способности побеждать. Дженоа быстро становится очень сплоченной командой, хоть и угловатой, но которую сложно обыграть. Он побеждает в своем дебютном матче, Дженоа играет вничью с Ромой, побеждает Интер и Лацио. Трёх побед подряд на тот момент у россоблу не было с мая 2015-го. Аналитики описывают бескружевность генуэзцев и контратакующий подход Баллардини, однако "новое прибытие в порт" состоится уже засчет большего количества полезных результатов против топовых команд.
Прецьози в тот период даёт интервью, констатирующее его отношение к Баллардини, правда, немного лукавит: "Баллардини впервые призывают к цели, он ее достигает, но не остаётся. Его вызывают второй раз, для такой же цели, он ее достигает, но не остаётся вновь. Его вызывают в третий раз, и на его месте я бы теперь сказал, что не уйду". Пресса на этот раз очень довольна неоднозначным патроном, который, казалось, стал самокритичным и готов меняться. Однако, история тренерских свистоплясок в Дженоа известна всем. С Баллардини россоблу наберёт 35 очков в 23 играх, а Прецьози откажется от рассмотрения кандидатуры Николы и продлит Баллардини контракт до 2019 года.
Новый сезон начинается с размаха, в котором обнаруживается талант поляка Пёнтека, забивающего в формате Левандовски. Дженоа предстает зрителю гиперагрессивной командой, которая забивает, но пропускает больше голов, чем привычно. Победы чередуются с поражениями, но патрон в сомнениях. Баллардини уверен, что настроит и оборону, явно окрыленный новым форматом Дженоа. Давиде шутит: "Я красивый мужчина, может быть, президент завидует?" Прецьози считает барыши: грифоны уверенно обыгрывают слабых соперников, набирая 12 очков в первых семи турах, но проигрывают сильным. Гром грянул среди ясного неба. После поражения от Пармы Баллардини уволят, но в октябре вернётся Юрич и продержится до декабря. До весны Генуя доживёт с Пранделли и едва спасет прописку, решив вопрос лишь в последнем туре, расписав нулевку с такой же донной Фиорентиной. Абсурд, ведь спасение россоблу, кажется, заслужил только на старте сериала, благодаря тем 12 очкам Баллардини. В этот момент президент Дженоа находится под давлением прессы, но его оправдания обескураживают: " Баллардини является только антикризисным менеджером. Если он начинает сезон в команде, то качественного скачка у нее и у него не будет".
Прецьози - это патрон-шутка, порой злая. Молясь, чтобы Эмполи Андреаццоли не выплыл, параллельно утопив в Серию В его команду, босс генуэзцев уговаривает последнего возглавить Дженоа в новом сезоне. Ему не понравились феерии Баллардини, но теперь он готов смотреть на них с экс-наставником Эмполи, адептом игры в атаку. Терпение, разумеется, закончилось быстро, но новый эксперимент поражает любое воображение. 2-7-2 в вертикальном прочтении от Мотты, аномальное владение и - полный провал. Спасет Никола, вновь засушив генуэзское болото, но в текущем сезоне Прецьози доверит руль Марану, очевидно рассчитывая на прошлогодний, стартовый трюк Роландо с Кальяри. Тем не менее, патрон забывает, что в его команде нет Наинголланов, Рогов, Жоао Педро, Нандесов и прочих талантов. Скамакка, Шомуродов? Отлично. Нужен мотиватор?
Баллардини всегда спасал Геную, и старый знакомый Дестро уже платит тренеру за доверие. Чиборра - это что-то невероятное в области перевоплощений (наверное, Прецьози уже подсчитывает прирост его трансферной стоимости). Вся команда вмиг превратилась в зубастого монстра, прессингующего, защищающегося, атакующего, проживающего каждый матч как отдельную жизнь, отдавая себя до конца. Давиде - действительно, талант. Вот только их связь с Прецьози - что-то трудно поддающееся объяснению. Кажется, они связаны взаимным проклятием. Как Фродо и Бильбо, жертвующие своими жизнями ради Кольца, пишущие свою Алую Книгу.