Моуринью. История моей жизни
Книга Луиса Лоуренцо «Жозе Моуринью – сделано в Португалии» – пример необычайно глубокого понимания мышления, методики, идей и опыта нового тренера команды «Челси» в том, что касается футбола. Несмотря на то, что эта официальная биография, помощь в написании которой оказал сам Моуринью, в основном посвящена первым годам его карьеры в Португалии, она помогает понять и то, как он работает со своими игроками в «Стэмфорд Бридж». Первая часть биографии, написанная от первого лица самим Моуринью, рассказывает о том, что произошло после победы «Порту» в Финале Лиги Чемпионов и его переговорах с «Челси» …
Кто говорит правду? В мире футбола новости распространяются быстро. Журналисты проводят расследования, в клубах есть свои источники информации, директора общаются друг с другом, агенты стараются предсказать развитие ситуации.
Все это включает в себя бизнес, комиссионные и переход игроков из одной команды в другую, поиски страстно желаемого «трофея», проводимые с размахом в стиле Феллини. Говорили, что мной интересовались, наряду с другими значительными клубами, и такие, как «Ливерпуль», «Челси» и «Интер». Совершенно неожиданно меня атаковали восемь разных агентов из Португалии, Бразилии, Италии, Испании, Англии и Голландии. Все они были «друзьями» Романа Абрамовича или Питера Кеньона, Рика Парри или Массимо Моратти.
Все они организовывали встречи и хотели участвовать в моем возможном переходе в один из этих клубов. Меня засыпали телефонными звонками дома; эти люди использовали все свое влияние, давали мне массу обещаний. Иногда давление доходило до такой степени, что уже напоминало методы Дона Корлеоне. В канун финала Лиги Чемпионов была организована встреча с клубом «Ливерпуль» в Манчестере, но я отказался в ней участвовать. Еще одну встречу с Моратти в Ницце отменили, исчезло и желание работать в еще одной заинтересованной в футболе и сложной стране. Не стоит лицемерить, вопрос денег также был важен. Как сказал мой любимый Ривалдо, когда хотел добиться более выгодного контракта с «Барселоной»: «Когда я отправился к юристу, чтобы подписать документы на собственность, там не приняли ни мои медали, ни даже награду Золотой Мяч ФИФА». Я хотел всегда чувствовать, чем живет «Порту» – знать нашу карьеру, амбиции, мотивацию. И так я изолировал себя от общества. Я сказал, что не хочу ходить ни на какие встречи и не хочу принимать никакие решения. Я озвучил эти желания публично. Также я сказал, что любой клуб или агент, которые принимали участие в этом процессе, должны подождать до конца сезона с принятием каких-либо серьезных решений, причем предварительно им нужно обратиться к господину Пинто да Коста. Недели пролетали. Футбольный клуб «Порту» тоже взлетал. Мы стали чемпионами страны и прошли в полуфинал Лиги Чемпионов. «Челси» увеличила обороты и уволила Клаудио Раньери – новость, приведшая их на первые полосы английских газет. Начались поиски, агенты набросились на меня в полную силу. Однажды ко мне домой пришел один итальянец вместе с португальцем. Они сказали, что они близкие друзья Абрамовича и что они все устроят. Затем какой-то голландец прислал мне документ, согласно которому он выступал как агент для некоторых игроков «Челси» и в данном качестве имел право заниматься этим вопросом. В свою очередь некий испанец собирался провести перевод Рональдино из «Барселоны» в «Челси», и поэтому был в приятельских отношениях с «Челси». Бразилец позвонил, чтобы сказать, что он встречался в Париже с еще одним португальцем и с Абрамовичем для того, чтобы заняться переводом в другой клуб. После того, как я поговорил с Парижем, телефон снова зазвонил. Хорхе Мендес был вместе с Абрамовичем (а также с Питером Кеньоном и Юджином Тененбаумом) в его личном самолете в Виго и хотел поговорить со мной.
По правде говоря, я думал очень быстро. Хорхе выиграл право отвечать за переговоры, поскольку был честен. Более того, ему доверяли футбольный клуб «Порту», Президент Клуба и Совет. Поэтому здесь не было бы никаких секретов, и я мог открыто сказать о своем желании уехать за границу в поисках новых эмоций, задач и опыта, а еще и новых трудностей, которые подтолкнули бы меня к тому, чтобы двигаться дальше и расти профессионально. Я не хотел быть самым лучшим тренером в 40 лет и бывшим тренером в 50. Переговоры с Абрамовичем были официальными, и я дал слово, что не заключу контракт с другим клубом, не предоставив «Челси» право первенства. Я просто сказал, что вопросы, связанные с моим контрактом с «Порту», должны быть решены к удовлетворению клуба, и что Хорхе Мендес и его помощник будут отвечать за мой контракт и его условия. Также я сказал, что мое согласие будет основано на обсуждении, которое должно состояться после конца сезона, и быть посвящено определению целей, конструктивным условиям их достижения, построению спортивной команды и определению лидерства и методики. В «Порту» знали о моем желании уйти, а также о том, что Хорхе Мендес отвечает за переговоры. Они также знали о том, что я интересовался некоторыми игроками, и знали о самом главном – о том, что по природе я склонен соревноваться, и ничто не отвлечет меня от моей работы. Кое-кто в португальском футболе начал критиковать меня. На эту критику я ответил своей победой в Коруне и выходом в Финал Лиги Чемпионов. За этим последовало очень печальное время. Те люди, которых расстроила их неспособность победить в этой гонке, выбрали ранее неведомую мне тактику – тактику ненависти, клеветы, угроз и мести. Но давайте поговорим о хорошем! В пятницу после Гельсенкирхена я отправился в Ниццу вместе с Хорхе Мендесом и его консультантом по вопросам финансов Луисом Коррейа. Мы полетели на вертолете в Монако, а затем поплыли на скоростном судне к изумительной яхте Абрамовича «Пелорус». Там меня ждали мой будущий босс, Кенион и Тененбаум. За несколько недель до этого я сказал им, что мы сможем встретиться лично позднее, чтобы не беспокоиться о конкуренции с другими клубами. Прием был потрясающим: великолепная яхта, элегантность, прямота этих троих людей, то, как они поздравили меня с моим Европейским титулом, изысканная еда, прекрасный вид и начало новой жизни вместе со Львами Западного Лондона. Мы провели на яхте несколько дней, о чем было известно «Порту» и его Президенту. Мы много говорили, обсудили несколько идей, пришли к определенным выводам и подписали контракт.
Жозе Моуринью признает, что то время, которое он провел в «Барселоне», работая помощником Бобби Робсона и Луиса Ван Гаала, было ключевой частью его футбольного образования. Именно там он сформулировал свою теорию «управляемого открытия», ставшую центральным элементом его методики тренировок. Анализируя свое развитие, Жозе ясно понимает и видит того тренера, которым он был, когда покинул Португалию, и тренера, которым он стал после работы в «Барселоне». Тот опыт, который он приобрел в «Ноу Камп», стал неиссякаемым источником знаний как в том, что касается теории, так и в том, что касается практики. Вклад двух великих мастеров в это неоценим. С одной стороны, там был Бобби Робсон, человек, который «жил и дышал футболом». Поскольку прежде всего он был тренером на поле, вся домашняя работа – планирование и подготовка – оставалась Моуринью. С другой стороны, там же был и голландец Луис Ван Гаал, чей стиль заметно отличался от Робсона. Он был методичен и планировал все до мельчайшей детали, оставляя всю работу на поле своим помощникам. Принципиальная разница в подходе двух тренеров была жизненно важна для Моуринью, поскольку он изучал, анализировал, развивал и использовал на практике те две составляющие, которые необходимы для тренировок и подготовки футбольной команды - планирование и действие. Именно это он и делал. Моуринью объяснил, как он развивался под воздействием метода Робсона. «Бобби Робсона не интересовали изучение, систематизация или планирование тренировок. Он был человеком футбольного поля, его занимали только сами тренировки и прямой контакт с игроками. Также он был атакующим тренером. Если бы мы разделили матч на три части, стало бы видно, что работа Бобби Робсона сосредоточена в основном на заключительной части - завершении игры, счете. Это его конек, та область, которая является для него приоритетной.
В этом случае я старался отступить на шаг – сохраняя атакующий стиль футбола, я пытался лучше организовать саму игру, а такая организация игры напрямую связана с защитой». Затем он рассказал о Луисе Ван Гаале. «Работая с Ван Гаалом, я мог прийти на стадион всего лишь за полчаса до тренировки. Мне было не о чем беспокоиться, поскольку работа была уже почти определена. Я заранее знал все, что мы собирались делать. Начиная с целей тренировки, до того времени, которое было отведено для упражнений, помня об основных моментах методологии - ничто не было пущено на самотек, и все было запрограммировано до мельчайших деталей. Мне и другим ассистентам, отвечающим за различные области, оставалась только непосредственно тренировка на поле. Это означало, что качество моей работы значительно улучшилось, поскольку, как я уже говорил, работая с Робсоном, я не получил достаточно практики как тренер на поле». Но в дополнение ко всему тому, чему его научили эти два человека, у Моуриньо был еще один очень важный источник информации: игроки «Барселоны», одни из лучших профессионалов в мире, такие звезды, как Рональдо, Ривалдо, Фигу, Гуардиола, Стоичков и Клюйверт. Все они, за исключением Пепа Гуардиолы и Патрика Клюйверта, выиграли Золотой Мяч ФИФА. «Когда тренируешь игроков такого уровня, ты не помогаешь им, а учишься сам – ты узнаешь новое даже о сфере человеческих взаимоотношений. Игроки такого уровня не примут то, что ты им говоришь, только потому, что у тебя есть власть. Мы должны были доказать им, что мы правы. Здесь неприменима старая история о том, что «начальник всегда прав». Собственно говоря, она неприменима вообще, и абсолютно неприменима к таким высококлассным игрокам, какими являются все игроки «Барселоны». Мои отношения с ними научили меня одному из основных моих тренерских качеств. Тактическая работа, которую я развиваю, это совсем иное, нежели чем наличие «передатчика» с одной стороны и «приемника» с другой. Я называю это «управляемым открытием», то есть они совершают открытие, следуя моим ориентирам. Я выстраиваю на практике ситуации, которые направляют их в определенную сторону. Они начинают чувствовать это, поэтому мы говорим друг с другом, обсуждаем происходящее и приходим к определенным выводам. Но для того, чтобы этот метод работал, у игроков, которых мы тренируем, должно существовать собственное мнение. Я часто прерываю тренировку и спрашиваю их, что они чувствовали в определенный момент. Например, они могут сказать мне, что они думали, что правый защитник был слишком далеко от центрального защитника. Хорошо, давайте поставим их ближе друг и другу и посмотрим, что из этого получится. Мы попробуем играть так два-три раза, а потом я снова спрошу их, что они думают. Вот так это происходит до тех пор, пока мы все не придем к общим выводам. Этот метод и есть то, что я называю «управляемым открытием».
Сегодня «The Special One» исполнилось 58 лет, с чем мы любители футбола его поздравляем!
Подписывайтесь на блог, здесь будет интересно.