10 мин.

Даже Роналду бесится из-за понижения цены на Transfermarkt. А зря – достаточно узнать, откуда цифры

Никакой магии.

Сайт Transfermarkt – давно часть футбольной жизни, и ссылки на него не удивляют. Обязательная программа многих спортивных медиа – приписка об ориентировочной стоимости футболиста в трансферных новостях. Так мы узнали, что новичок «Спартака» Хендрикс оценивается в 4 млн евро, а защитник «Локо» Пабло – в 8. Transfermarkt – это IMDB и «Кинопоиск», только для футбола.

Сервисом пользуются не только болельщики (из любопытства) и издания (для получения базовой информации), но и люди из футбольного бизнеса. Подтверждение – ноябрьский тезис Федуна о зависимости результатов в еврокубках с трансферной стоимостью команды.

«Десять лет назад четыре российских клуба входили в число ведущих клубов Европы по стоимости состава и расходам на футболистов.

Например, в начале десятых годов «Спартак» был на 23-м месте с показателем около 165 млн евро. Теперь он находится на 70-м с трансферной стоимостью игроков в 100 млн евро, хотя в рублях эти затраты выросли более чем в два раза».

Очевидно, что Федун как ориентир использовал именно данные Transfermarkt (там как раз «Спартак» в районе 70-го места по стоимости состава – 120 млн евро).

Есть примеры и из топовых лиг. Президент «Барселоны» Жозеп Бартомеу, по данным RAC1, летом запросил у «Ювентуса» за Артура Мело 70 млн евро, потому что именно так игрока оценивал Transfermarkt.

И еще: испанский прокурор снял финансовые претензии к Жорже Мендешу, когда увидел, что расходы «Валенсии» на клиентов агента примерно соответствуют их стоимости, опубликованной на Transfermarkt.

Эти отсылки редко вызывают вопросы. Transfermarkt – крупнейшая футбольная база данных с профайлами на 800 тысяч футболистов, ежемесячно сайт набирает миллиард просмотров, у него более десяти версий: есть русская, индийская, польская и другие. Им пользуются болельщики, журналисты, агенты, футболисты и даже владельцы и президенты клубов.

Но точно ли все понимают, откуда берутся эти цены? Почему Кокорин стоит именно 4,5 млн евро, Азмун 23, Влашич ровно 30, а Роналду подешевел до 60? Пора об этом поговорить.

Не поверите, но раньше на Transfermarkt не было цен

Сайт Transfermarkt основал болельщик «Вердера» Маттиас Зайдель в 2000-м. После переезда в Гамбург ему отчаянно не хватало информации о своем клубе, и он завел футбольную базу данных как хобби. В то время в интернете невозможно было найти сайт с обновляемыми составами всех клубов Бундеслиги, не говоря уже о единой базе данных по топовым лигам. В первые годы на сайте публиковались только составы команд.

Через пять лет Зайдель и его друзья задумались о внедрении системы оценок – чтобы пользователи видели не только составы, но и примерный уровень игроков. А что может быть понятнее денежного эквивалента? Ведь футболистов продают и покупают. Энтузиасты прошлись по составам и прикрепили к игрокам ориентировочные ценники – вместе прикинули, за кого сколько можно заплатить. Так сформировалась философия проекта, которая работает до сих пор.

Если коротко, схема такая: штатные сотрудники (у некоторых есть вторая работа, не связанная с футболом), волонтеры и обычные пользователи дважды в год оценивают прогресс или регресс всех профессиональных футболистов мира и вместе решают, кто на сколько подешевел или подорожал.

Как это работает в РПЛ, Sports.ru подробно рассказал главный редактор русской версии Transfermarkt Артем Заводник.

«В русскоязычной версии Transfermarkt примерно 12 волонтеров, которые занимаются различными чемпионатами: кто-то молодежным, кто-то Украиной, кто-то РПЛ. Один человек не должен определять стоимость, потому что это будет необъективно. Как бы хорошо он ни ориентировался в чемпионате.

При анализе рыночной стоимости мы сперва делаем большой срез мнений, каждый зарегистрированный пользователь может оставить свою оценку в форуме на сайте. В формировании цен участвуют 20-30 человек. Чтобы привлекать не только пользователей с сайта, мы используем все доступные каналы, в том числе соцмедиа и, например, блог на Sports.ru. Даем поучаствовать в формировании стоимости всем желающим. Дальше смотрим, что получается в среднем, наши скауты тоже вносят предложения, а потом мы выносим финальное решение. Эта работа занимает 10-14 дней».

Заводнику 28, он живет в Германии, куда переехал с родителями в начале нулевых из-за работы отца. Из Германии он активно следит за чемпионатом России, периодически приезжает на родину и ходит на футбол. На Transfermarkt Заводник с 2009-го: начинал как волонтер, с 2012-го активнее включился в процесс и приступил к редактированию базы данных. В 2018-м стал курировать российское направление, в 2019-м участвовал в запуске русскоязычной версии Transfermarkt. Сейчас ее ведут два сотрудника – Артем и его помощник Георгий. Причем помощника взяли в штат только в январе 2021-го – немецкие владельцы сервиса вкладываются в новые проекты постепенно.

Российская версия считается успешной, ее даже приводил в пример управляющий директор компании Томас Линц в подкасте SportsContentStrategy. Всего на Transfermarkt более 70 сотрудников, у каждого своя зона ответственности. Ключевая часть их работы – координация волонтеров, перепроверка данных и формирование окончательных ценников.

Важный момент: по данным исследования издания о бизнесе Follow The Money, большинство клубов и агентов думают, что Transfermarkt в своих ценах использует компьютерный алгоритм. На самом деле это не так. Принцип, заложенный в 2005-м Зайделем, все еще сохраняется.

«У нас нет формулы определении стоимости, есть что-то вроде методички, из чего составляется трансферная стоимость, – рассказывает Заводник. – Это показатели футболиста, спрос на внутреннем и международном рынке (проверяем по своим каналам), возраст, внутренние специфики вроде лимита в России, который тоже влияет на цены игроков.

Собирая данные, используем xG, точность передач и другую статистику, но как базовую информацию. Дальше учитываем нюансы, потому что с высокой точностью передач можно отдавать мяч назад и не обострять. Статистические данные – только часть процесса, они не дают полной картинки. Просмотр матчей все еще необходим, и я бы сказал, даже важнее».

Отказ от алгоритмов, нейросетей и прочей компьютерной помощи – принципиальный момент для Transfermarkt. В проекте считают: ручные оценки намного точнее.

«Наш руководитель Маттиас Зайдель рассказывал, что один из институтов Копенгагена пытался сделать алгоритм для определения трансферной стоимости, – продолжает Артем. – Но этот алгоритм оказался намного менее точным, потому что у каждого чемпионата и игрока своя специфика. У нас все-таки реальные люди, которые следят за футболом и могут вынести более точную оценку, чем компьютер. Поэтому планов автоматизировать процесс пока нет, ведь мы сообщество».

Получается, Transfermarkt – просто развлечение? На их цены нельзя ориентироваться?

Весь вопрос, как именно ориентироваться. По словам сразу нескольких сотрудников Transfermarkt, брать их данные за основу на переговорах по трансферу – безумие. У сайта нет цели предсказать будущую стоимость трансфера, потому что она состоит из многих нюансов. На финальную цифру перехода влияют десятки условий: комиссии агентам, бонусы за матчи, голы и трофеи. Классический пример – переход Коутиньо в «Барсу». «Ливерпулю» гарантировалось только 120 млн фунтов, но в зависимости от показателей бразильца в новом клубе (детали не раскрывались) цена могла вырасти до 146. Никто не знал точную сумму сделки. В итоге «Ливерпуль» получил чуть больше 120 млн.

Поэтому стоимость футболиста на Transfermarkt – точно не главный ориентир для трансферного рынка.

«Важно понимать разницу между трансферной и рыночной стоимостью, многие путают эти понятия. Наше стремление – отразить примерный уровень футболиста и отразить его в трансферной стоимости, – объясняет Заводник. – Мы даже не следим, как часто угадываем рыночную стоимость (реальную сумму, которую заплатили за игрока). Смешно читать, когда пишут: «Transfermarkt оценивает игрока в 500 тысяч, а он перешел за 100. Значит, продавец недоработал». Но если игрок перешел за 100 тысяч, значит, 500 никто за него не дал.

Простой пример: у футболиста Х через полгода заканчивается контракт, его условная стоимость сейчас – 10 млн. Естественно, за полгода до конца контракта за 10 млн его никто не купит. Если мы погонимся за этой точностью и понизим стоимость, а через 10 минут он подпишет новый контракт, то получается, нам опять надо все менять. Или свободные агенты. По этой логике их трансферная стоимость – ноль».

Тем не менее, многие не вникают в эти нюансы. Одни считают цифры железным ориентиром на переговорах (привет, Жозеп Бартомеу), другие – слишком болезненно воспринимают их падение (привет, Криштиану Роналду).

Агенты и футболисты бомбят директы сотрудников Transfermarkt. Да, даже Криш!

В прошлом году Transfermarkt понизил трансферную стоимость суперзвезды «Юве» ниже психологической отметки в 100 млн евро. В ответ Криштиану заблокировал ТМ в инстаграме – под постами его невозможно было отметить. Более того, Роналду (или кто-то от его имени) написал сообщение в директе ТМ: «Парни, серьезно?!»

«Этот вопрос мы уладили, никаких обид не осталось, – рассказывает Заводник. – Его стоимость упала по объективным причинам – из-за возраста».

В случае Роналду это вопрос имиджа, но оценки Transfermarkt косвенно могут влиять на карьеры молодых футболистов, хотя сам сервис, кажется, отстраняется от такой ответственности. Игроки, их родственники и агенты регулярно забрасывают Артема вопросами.

«Иногда футболисты или их родственники пишут нам и интересуются, почему мы поменяли цену в ту или другую сторону. То же самое и с агентами. Но повлиять на нас невозможно. Всегда отвечаем, что не будем править стоимость, так как уже провели анализ и приняли взвешенное решение, все эти оценки выставляем не от фонаря. У нас всегда есть аргументы, почему мы повысили, понизили или оставили стоимость на том же уровне. Большинство понимают эти аргументы и не пытаются влиять.

Но очень часто агенты требует поднять цену, говорят, что на игрока есть спрос, но мы понимаем, что они заинтересованные лица, они не обязаны говорить нам правду. Понимаем, что это их работа, они пытаются добиться лучшего для своего клиента и для себя.

Однажды у нас была длинная переписка с агентом футболиста ФНЛ. Парень тогда только перешел в ФНЛ из лиги похуже, и его агент тут же после трансфера попросил нас поднять стоимость, потому что «его клиент перешел на новый уровень». Мы ответили, что сначала посмотрим, проявит ли себя футболист на новом уровне. Парень провел три матча, и агент вернулся: «Он сыграл три матча, повышайте стоимость!» Такие истории бывают, но нам репутация важнее. Стараемся всегда корректно объяснить, что на нас повлиять невозможно».

***

Несмотря на то, что Transfermarkt живет усилиями энтузиастов, он все равно остается удобным инструментом для скаутов европейских клубов, но только базовым – для первого знакомства с игроком.

«Этот сайт всегда открыт в моем браузере, – рассказывал FTM скаут НЕКа Ник Керстен. – Я смотрю возраст игрока, продолжительность его контракта и имя агента. Так мы понимаем, к кому нужно обращаться. Ориентировочные стоимости мы иногда используем в переговорах, но не зацикливаемся на них. Это все теория, практика – совсем другое. Цена на футболиста зависит от спроса на него».

Эту же мысль подтверждал спортивный директор «Утрехта» Гуидо Альберс: «Использую Transfermarkt, чтобы просмотреть данные игроков, которых мог бы привлечь в клуб. Стоимость имеет второстепенное значение, потому что футбольный рынок – это как рынок недвижимости, все зависит от спроса и предложения».

Артем Заводник транслирует ту же мысль: «Оценивать футболиста только по Transfermarkt – очень упрощенный вариант. Можно ткнуть пальцем на футболиста, сказать, что раз у него высокая стоимость, значит, он хороший. Но это не очень профессионально. Если люди ориентируются на фиктивные стоимости и берут это за основу, это характеризует их не лучшим образом. Наши данные – не истина в последней инстанции».

Очень ценный совет, который уже не пригодится Жозепу Бартомеу.

🕵️‍♂️ За скаутами ЦСКА кто-то шпионил онлайн. Подозревают платный сервис со статистикой

Футбольный рынок дико сложный: топ-клубы путаются в правилах, а игроки не знают свою зарплату

Все хотят взломать футбол: «Арсенал» тратится на алгоритм для скаутов, а Депай выбрал «Лион» математическим моделированием

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; Gettyimages.ru/Valerio Pennicino; globallookpress.com/Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com, www.imagephotoagency.it via www./www.imago-images.de; weserreport.de; facebook.com/artjom.zavodnik