Клуб Бундеслиги невозможно купить. Но «Фольксваген» смог
У «Вольфсбурга» надежный спонсор.
Wettkampfgemeinschaft Betriebssportgemeinshaft Volkswagenwerk Stadt des KdF-Wagens.
Основанная в 1938 году команда с этим гордым названием должна была стать главным развлечением для рабочего города из Германии. Так предполагалось – города еще не было, а завод только строился.
В 1945-м клуб распустили. Зато раскинулся огромный завод, рядом – уже не деревни, а возвышающиеся постройки. После Второй мировой возник привычный «Вольфсбург», долгие годы мучившийся в любительских и региональных лигах. «Фольксваген» содержал команду, когда она нуждалась в бутсах без дырок. Спонсирует и спустя 70 лет – только теперь тратит 80 миллионов евро в год.
Рассказываем про удивительный союз.
Гитлер мечтал о создании народного авто. Пришлось строить целый город
В начале 1930-х только каждый пятидесятый житель Германии владел машиной. Mercedes, BMW и Adler активно проектировали автомобиль, доступный большей части страны. В 1933 году на встрече Адольфа Гитлера, Якоба Верлина (представитель крупной автокомпании Daimler Benz) и Фердинанда Порше (основатель Porsche) идея о народном авто вышла на государственный уровень.
Гитлер требовал создать современную модель, которую в состоянии приобрести немец среднего достатка. Максимальная стоимость – 990 рейхсмарок (цена небольшого мотоцикла). Это мгновенно отпугнуло частные компании, зарабатывать на таких дешевых автомобилях при всех издержках казалось невозможным. Тогда Порше разработал прототип, а Гитлер решился на строительство завода – символа промышленной силы Третьего Рейха.
26 мая 1938 года Гитлер заложил первый камень, был официально основан Город машины «Сила через радость» рядом с Фаллерсбеном. Расшифровка: «Сила через Радость» – организация, отвечающая за досуг Рейха, и главный туроператор страны. «СчР» инвестировала 50 миллионов рейхсмарок, за что и получила упоминание. А Фаллерсбен – деревня, вокруг которой стартовала постройка завода и города.
На годы войны завод забыл о производстве народного авто и занялся военной техникой. Из-за отсутствия постоянного населения здесь вкалывали пленники, которых привозили из концлагеря «Арбайтсдорф». Только спустя полвека «Фольксваген» рассекретил информацию о 15 тысячах заключенных, трудившихся на заводе.
А почему, кстати, «Фольксваген»? В переводе с немецкого – народный автомобиль. Название чаще всего фигурировало только в прототипах Порше, а тот самый «Жук» Гитлер презентовал как безликую «Машину «Силы через радость», в честь которой и назвал город.
После войны завод попал в британскую зону оккупации. Комиссия из ведущих английских автопроизводителей низко оценила машину: «Большинству покупателей не понравится. Она уродлива, двигатель слишком громкий, ее нерентабельно продавать в коммерческих масштабах». А вице-президент «Форд» Эрнест Брич лаконично заявил, что ни машина, ни завод ни черта не стоят. В 20-м веке вообще был тренд на недооценку жуков – сначала забраковали немецкого, потом ливерпульских.
Уже в 1945 году город переименовали в Вольфсбург – в честь замка неподалеку. Подоспела и футбольная команда, одетая в бело-зеленые цвета. История максимально прозаичная: тренер Бернард Эльберскирх на рынке нашел десять зеленых футболок, а белые шорты из простыней сшила его знакомая.
«Вольфсбург» – уникум в немецком футболе. Он обошел правило 50+1
«Фольксвагену» принадлежит 100% акций «Вольфсбурга». Клуб законно преодолел правило 50+1 – любая компания (или лицо), непрерывно и существенно поддерживающая команду в течение 20 лет, может стать его полноправным владельцем. «Вольфсбург» никогда не казался эпатажным клубом, бросающим вызов традициям немецкого футбола. Преодоление правила 50+1 – не объявление войны, а удобное для «Фольксвагена» положение, при котором компания спокойно владеет командой.
Конечно, многие фанаты в Германии открыто возмущаются спонсорской поддержкой. Неприязнь не скрывают даже официальные лица других клубов – в 2015-м трансфер Андре Шюррле в «Вольфсбург» стал третьим в списке самых дорогостоящих покупок в истории Бундеслиги (32 млн евро), и гендиректор «Айнтрахта» Хериберт Бруххаген назвал переход финансово сверхъестественным.
Босс «Боруссии» Дортмунд Ханс-Йоахим Ватцке еще сильнее приложил «Вольфсбург», подняв вопрос о распределении денег от ТВ-трансляций. Он назвал «Дортмунд» источником жизненной силы Бундеслиги, в отличие от рабочих команд с меньшей фан-базой. Есть и убедительные аргументы – компания по исследованию ТВ-рынка Media Control обнаружила, что матч «Вольфсбурга» с «Байером» (еще один клуб, обошедший правило 50+1) в апреле 2013-го смотрели 5 тысяч человек. Фактически нулевой рейтинг, учитывая, что даже проходные матчи чемпионата обычно смотрят сотни тысяч.
Фан-база «Вольфсбурга» – это неординарное явление. Внимание: 16 клубов Бундеслиги сезона-2020/2021 основаны раньше появления города Вольфсбурга. В период немецкого экономического чуда (время быстрого восстановления экономики ФРГ сразу после Второй мировой) и расцвета «Фольксвагена» сюда съезжались рабочие со всей страны. Не существовало никакой городской идентификации – для людей Вольфсбург представлялся местом работы, а не домом.
Это касалось и футбола. Чаще всего на заработки ехали из Ганновера и Брауншвейга, соседних крупных городов с сильными футбольными традициями. Жители болели за команды тех регионов, откуда они родом. В 1970-е в Вольфсбурге основалась 5-тысячная итальянская диаспора. Иммигранты вкалывали на заводе, сохраняя национальную культуру, – открывали итальянские рестораны и жгуче болели за свои команды.
Мощными результатами «Вольфсбург» заинтересовать не мог. Команда закрепилась во второй Бундеслиге только в 90-х – кажется, именно тогда «Фольксваген» решил развивать клуб. Компания уже 40 лет поддерживала команду, но спонсорский логотип появился только в сезоне-1993/1994.
В 1997-м «Вольфсбург» дебютировал в первой Бундеслиге и с тех пор уверенно держится в элите. Соревновательный успех своеобразно сказался на локальной поддержке – средняя посещаемость 30-тысячной «Фольксваген Арены» в последнем полном сезоне с болельщиками составила 24 тысячи. Цифры немаленькие, но в Бундеслиге 80% заполняемости – один из худших результатов. На еврокубках бывает даже меньше из-за матчей в середине рабочей недели, и непривычно тихая для Германии атмосфера – ультрас состоит из 300-400 человек.
Клуб сильно зависит от финансов «Фольксвагена». Дизельгейт остановил «Вольфсбург» на пике развития
«Если у «Фольксвагена» возникнет проблема, это станет бедствием для команды. «Фольксваген» – это фундамент «Вольфсбурга». Без концерна клуб не сможет выжить, он развалится», – бескомпромиссная оценка бывшего нападающего Джонатана Акпобори.
Но такова суровая реальность. Долгие десятилетия «Вольфсбург» исполнял функции заводской команды и ютился в региональных лигах. Благодаря грамотному менеджменту «Фольксваген» быстро поднял клуб до национальных масштабов. «Фольксваген», город и футбольный клуб – цельная система. Они неразрывно связаны друг с другом и развиваются вместе», – слова рядового болельщика «Вольфсбурга» и работника завода Марко в интервью DW. Вместе с ним трудятся еще 70 тысяч человек – больше половины города (120 тысяч). А ведь в Вольфсбурге есть еще банк «Фольксвагена», дилерский центр и даже фабрика по производству сосисок.
Александр Глеб, проведший в «Вольфсбурге» полгода в аренде, тоже говорил о культе компании: «Фольксваген» делает все возможное, чтобы город развивался. Но я бы не сказал, что он футбольный. Вольфсбург – очень маленький город. Автомобильный завод и стадион – вот и все».
В 2007 году исполнительным директором «Фольксвагена» стал Мартин Винтеркорн – ярый футбольный фанат. В период его работы компания активно проникала в футбол, со временем став партнером 18 команд первых двух Бундеслиг. Немецкие медиа даже писали, что Винтеркорн давал «Вольфсбургу» советы по спортивным вопросам. Спустя два года после его назначения клуб впервые в истории стал чемпионом Германии.
Никаких закулисных интриг с борьбой «Фольксвагена» за титул не было. Это классическая история о крепком середняке, который всех красиво и ярко побеждает. 2009-й вообще выдался удачным: «Вольфсбург» выиграл Бундеслигу, а «Фольксваген» стал крупнейшим в мире производителем автомобилей.
«Вольфсбург» благополучно заработал деньги с продаж лидеров и в следующих сезонах переживал игровой кризис, возродившись при Клаусе Аллофсе – новом спортивном директоре. В 2013-м Вольфсбург стал самым богатым городом Германии с ВВП на душу населения в 128 тысяч долларов. Клуб вложил почти 100 млн евро в трансферы Кевина Де Брюйне, Андре Шюррле и Юлиана Дракслера и прорвался в четвертьфинал Лиги чемпионов, где досадно вылетел от мадридского «Реала»: домашняя победа 2:0 и поражение в Мадриде 0:3 с хет-триком Криштиану Роналду.
Спустя несколько месяцев после дизельгейта.
Это крупнейший скандал в истории «Фольксвагена», случившийся в сентябре 2015 года. Американское управление охраны окружающей среды обвинило компанию в заниженных результатах тестов по выбросам вредных веществ. Последствия – возврат 8,5 миллионов автомобилей, огромные штрафы и отставка Винтеркорна.
«Фольксваген» – определенно самый важный спонсор в немецком футболе», – оценивал ситуацию спортивный экономист Кристоф Бейер. Многие опасались кадровой перестановки: новый топ-менеджер компании Матиас Мюллер сразу заявил: «Крупные инвестиционные решения Винтеркорна часто принимались эмоционально, а не рационально». Футбольную политику Винтеркорна критиковали и раньше, сомневаясь в целесообразности финансирования клуба без международной фан-базы.
Из-за дизельгейта «Вольфсбург» свернул планы по строительству новой молодежной академии стоимостью свыше 40 млн евро. Продажи Кевина Де Брюйне (80 млн) и Ивана Перишича (20 млн) тоже последовали сразу после скандала. Немецкие медиа писали о сокращении бюджета со 100 млн евро за сезон до 70. «Придется ли «Вольфсбургу» бороться за существование или только сдаться в гонке за чемпионство? Мы знаем ценность клуба для «Фольксвагена» и верим, что она останется прежней», – рассуждал Клаус Аллофс.
Спортивный директор ушел в 2016-м, а клуб два года подряд бился в стыковых матчах за место в Бундеслиге. Исполнительный директор Вольфганг Хотце все прекрасно понимал: «Это удар ниже пояса». И отказывался обсуждать последствия потенциального вылета.
«Вольфсбург» – рупор корпоративных идей. Из-за этого в клубе возникают проблемы
Что произойдет, если футболист команды, которая полностью принадлежит автоконцерну-гиганту, вдруг предпочтет машину другой марки? Никлас Бендтнер проверил на практике – выложил в Инстаграм фотографию рядом с «Мерседесом». «Это проступок, который будет стоить футболисту денег», – вердикт Клауса Аллофса.
Датчанин не был первым. Легендарный Штефан Эффенберг попал в «Вольфсбург» уже на закате карьеры и не заботился об имиджевых делах. В 2003-м после поражения от «Гладбаха» месту в клубном автобусе он предпочел лимузин (конечно, не «Фольксвагена»).
Но есть и хорошие истории. За сохранение прописки в Бундеслиге Феликс Магат (он же и привел «Вольфсбург» к чемпионству) получил Bentley стоимостью около 250 тысяч евро, но обменял машину на несколько авто «Фольксвагена» и передал их благотворительным организациям. «Думаю, водить такой фантастический автомобиль – большое удовольствие. Но оставшись в Бундеслиге, можно сделать нечто хорошее и в социальном плане, так что я с большой радостью отказываюсь от привилегии», – прокомментировал поступок Магат.
После дизельгейта «Вольфсбург» стал важным инструментом политики «Фольксвагена». Компания поможет команде стать первым профессиональным CO2-нейтральным клубом к 2025 году. «Вольфсбург» уже сейчас активно использует экологически чистую электроэнергию, светодиодное освещение и фотоэлектрические системы, в перспективе – перевод централизованного теплоснабжения на природный газ и электромобили для сотрудников клуба. «Футбол похож на витрину, люди берут с нас пример, – рассуждает управляющий директор клуба Микаэль Меске. – Защита климата является одной из главных задач человечества».
Клуб активно поддерживает ЛГБТ-сообщество и даже презентовал соответствующие футболки. С сезона-2018/2019 капитан выводит команду на матч с повязкой, окрашенной в цвета радуги. «Благодаря «Фольксвагену» мы гордо утверждаем наши ценности», – говорил Меске.
Но не все согласны с мнением управляющего директора. Хорватский вингер Йосип Брекало не надел повязку и честно объяснил решение: «Я вырос в религиозной семье. Если кто-то выбирает другой образ жизни, то я отношусь к этому спокойно, это их дело. Но я не хочу и не обязан носить символ, противоречащий моей христианской вере».
В акциях, посвященных разнообразию, участвует и женская команда «Вольфсбурга» – одна из сильнейших в мире. Она существует с 2003 года и уже успела шесть раз выиграть Бундеслигу, еще трижды – Лигу чемпионов. Это грамотный менеджмент «Фольксвагена», на заводе в Вольфсбурге каждый пятый сотрудник – женщина. Глава кадрового отдела «Фольквагена» Эльке Хейтмюллер отмечает важность команды: «Наши девушки невероятно успешны и полностью соответствуют корпоративным ценностям. Кроме того, половина наших клиентов – женщины».
***
Сейчас с «Вольфсбургом» все нормально. У команды нет больших еврокубковых амбиций, но есть крепкий состав и стабильное по меркам пандемии финансирование. «Фольксваген» тоже мастерски оправился от скандала и на 2020 год считается крупнейшим автопроизводителем в мире. А предприятие в Вольфсбурге остается самым большим автоматическим заводом.
Так что «Фольксваген», «Вольфсбург» и Вольфсбург двигаются дальше. Вместе.
Фото: globallookpress.com/Dr. Wilfried Bahnmüller/imageBROKER.com, Werner Otto/face to face, imago sportfotodienst, imago sportfotodienst via www.im/www.imago-images.de, Swen Pförtner/dpa; Gettyimages.ru/Keystone Features, Three Lions, Sean Gallup; instagram.com/bendtner
Все четыре по итогам прошлого сезона попали в еврокубки
Можно сколько угодно говорить про дух футбола и бла-бла, но спортивным результатам централизованное управление только на пользу
с момента выхода в БЛ у Хоффенхайма трансферное сальдо +103 млн
за этот же срок у Гамбурга -55, у Шальке -38, у Вердера +20, у Гладбаха -57 (я рандомно выбрал команды, Гладбах вполне зажиточный)
может не в спонсоре дело, а в грамотном управлении? положительное сальдо говорит не только о прибыли но и о том, что купленные игроки играли лучше чем у конкурентов
160 миллионов с Гамбургом разницы, может стоило на скаутов потратиться лямчик-другой-дахотьпяток и не быть топорными консервативными ретроградами?
Шальке может себе позволить купить раз в год Эмбобо за 25 и в итоге сплавить его за червонец, а через год Бенталеба за 15 и в конце концов отпустить его свободным агентом, а потом Руди за 15 после чего гонять его по арендам (это я рекордные покупки в истории Шальке перечислил), да?
а Рангника, который этим мусором закупаться просто не станет, за 3.5 в год не может себе позволить?
тут цитата из Простоквашино весьма уместна: "средства у нас есть, у нас ума не хватает"
кто ж виноват, что у семи нянек (а точнее у 50+1 няньки) дитя без глазу? при демократии поднимаются наверх популисты а не профессионалы, вот и результат
первая пара имеет крупные фанбазы за пределами страны и живет объективно в другой финансовой реальности, не имеющей ничего общего с остальной Бундеслигой (мой любимый тест - количество подписчиков по тегу на Спортсе, Мюних - 176 тысяч, БФБ - 143 тысячи, следующий - Лейпциг и жалкие 2400, две трети лиги меньше 1к, на международном рекламном рынке БЛ только этой парой, по сути, и представлена)
*****
а вот Лейпциг - я просто не знаю как это работает, раньше двум командам одного владельца было запрещено участвовать в одном турнире, почему так можно жить Лейпцигу - я не в курсе, откровенно говоря
*****
в сухом остатке среди "простых смертных", разыгрывающих немедальные места, мы имеем
www.transfermarkt.com/1-bundesliga/fuenfjahresvergleich/wettbewerb/L1 давай сразу такой табличкой пользоваться, чтоб не считать долго и скурпулезно, за 5 лет правда, но суть от этого не сильно поменяется, я честно устал считать
www.transfermarkt.com/bundesliga/startseite/wettbewerb/L1 и вот тоже пригодится, вот для чего:
давай будем обстоятельными и оценим команды не только по сальдо, но и по тому, что получилось в итоге (согласись, потратить 50 рублей и получить товар за 70 и потратить 100 рублей и получить товар за 300 - разные вещи, второе - выгодней)
примерно одну стоимость состава имеют Байер и Гладбах, оба "плюс-минус 10 лямов от нуля", ну так у Гладбаха хороший менеджмент тут спору нет, Франкфурт имеет сальдо на +20 лучше чем Байер но состав дешевле на 140, примерно такое же как Байер сальдо имеет Фрайбург но состав дешевле на 240, Майнц имеет сальдо лучше на +30 а состав дешевле на 250, вложения и итоговая стоимость активов - на уровне с Байером только Гладбах остальные сильно уступают, те кто от сотки и ниже (8 клубов) - им никакие вливания не помогут, до Леверкузена по итоговой стоимости активов не дотянутся
Хоффен - продает лучше них только Дортмунд, остальные очень, очень далеко, лучше них по составу из "клубов" только Гладбах (только что обсудили), Герта такая же но сальдо хуже на 200
Майнц работает в хороший плюс и собрал состав на 90 млн, Хоффен работает в отличный плюс и все равно собрал состав на 240, Герта примерно такой же состав - и работает в ощутимый минус
если уж упомянуть Лейпциг - то тут второе по минусу сальдо в БЛ, но даже если его "обнулить" - все равно мы получим третий по стоимости состав Лиги, да и львиную часть этого "минуса" они одним выходом в полуфинал ЛЧ отбивают (ну ведь немаловажно же, да? зарабатывают они одними только спортивными результатами намного больше чем Бремен или Берлин)
возьмем крайние точки, баланс Лейпцига -137, баланс Майнца +37, разница в трансферных балансах 175 млн, разница в стоимости состава без пары десятков пол-миллиарда (465 если быть точным)
вот в итоге и получится, что по соотношению "вложения - стоимость активов" соперничать с "частниками" (повторюсь - Дортмунд и Мюнхен живут в другой галактике, к примеру Бавария от Ауди, тоже некислого акционера, получает больше чем Вольфсбург от Фольксвагена, и у Мюнхена это лишь один из крупных спонсоров) может Гладбах, остальные - далеко позади
ну и конечно очень хорошее соотношение "вложения - стоимость активов" отнюдь не вредит и приличным спортивным результатам
*****
ну кроме Вольфсбурга - да, менеджмент так себе, на уровне Герты, Бремена и Кельна, особенно учитывая что в Европе в этом году поиграли не сильно дольше чем московское Динамо (правда Герта, Бремен и Кельн туда вообще не попали)