15 мин.

В Британии одобрили уже три вакцины от коронавируса. Почему АПЛ просто не привьет всех футболистов?

В выходные в Англии отгремели кубковые матчи, и к мидвику АПЛ вновь подошла с не самыми позитивными коронавирусными новостями.  

Последний раунд COVID-тестов в постновогоднюю неделю снова принес тревожные результаты: 36 положительных тестов в отрезке с 4 по 10 января (неделей раньше – 40, до этого – всего 18). Лига недавно ввела дополнительное тестирование, и теперь игроков и сотрудников проверяют два раза в неделю.  

С 5 января Англия вернулась в режим общенационального локдауна (Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс ввели жесткие ограничения еще раньше). По сути страна вернулась в март прошлого года: людей просят работать из дома, закрыты все магазины кроме продуктовых и аптек, а также школы и университеты. Снимать новые правила планируют не раньше конца февраля-2021. 

Несмотря на жесткие ограничения, элитный спорт в Британии не закрыли, как это случилось в марте 2020-го. Но ситуация все равно нерадостная:

• вспышки заболевания в «Манчестер Сити» (более 8 игроков и членов тренерского штаба, включая Жезуса, Феррана Торреса и Уокера), «Фулхэме» (точное число заболевших не уточняется) и «Астон Вилле» (9 игроков и 5 членов штаба);

• перенесены матчи «Тоттенхэм» – «Фулхэм» (его сыграли на 2 недели позже расписания), «Эвертон» – «Манчестер Сити», «Бернли» – «Фулхэм», «Астон Вилла» – «Тоттенхэм» и «Астон Вилла» – «Эвертон».

Рост количества кейсов в клубах, а также футболисты, плохо соблюдающие карантинные меры и позволяющие себе устраивать вечеринки на Новый год, заставили задуматься: почему бы АПЛ быстро не вакцинировать всех спортсменов и продолжить играть со спокойной душой? Тем более что Англия одобрила уже 3 типа вакцины и запустила самую быструю вакцинацию в Европе, привив за несколько недель уже 2,6 млн граждан. 

Что вообще в Англии с коронавирусом?

Коротко: все очень плохо. Число заболевших растет по всей Англии, а новый «британский» штамм COVID распространяется на 70% быстрее предыдущих версий (хоть и не более опасен). 

Цифры по стране чудовищные: 13 января диагностировано 55 тысяч новых кейсов, в больницах ежедневно находится более 36 тысяч ковид-пациентов, смертность на рекордном уровне: в среду умерли 1564 человека – рекорд с начала пандемии, всего с марта умерли более 100 тысяч. Хуже статистика только в США, Бразилии, Индии и Мексике. 

Новые данные аналитиков показывают, что официальные цифры по заболевшим могут сильно расходиться с реальностью. Тестирование в Англии не массовое: тест можно запросить бесплатно у системы здравоохранения NHS при наличии симптомов (результат будет в течение недели) или платно в одной из частных клиник (ценник варьируется от 100 до 300 фунтов, в зависимости от скорости анализов). В случае с бесплатным тестом все происходит на дому: если в начале пандемии для тестирования приходилось ездить в больницу, то теперь достаточно лишь заполнить анкету с симптомами на сайте системы здравоохранения. На домашний адрес присылают коробку с тестами для всех жителей квартиры или дома, засовывать палочку в нос и в горло предлагают самостоятельно, а сделанный тест нужно просто отправить по почте. В случае с частными клиниками все-таки придется ехать в саму больницу, и тест сделают врачи. 

Официальная статистика сообщает о 2,6 млн заболевших с начала пандемии, но модели аналитической компании Edge Health говорят о 12,4 млн переболевших – то есть каждом пятом жителе Англии.

Жесткие правила уже третьего локдауна по сути никак не контролируются. На всех станциях метро висят плакаты о необходимости носить маски, но за 10 месяцев я не знаю ни одного человека, реально получившего обещанный штраф в 6 тысяч фунтов. Более того, несколько недель на моей станции метро дежурил отряд полицейских, ни разу не остановивший людей с открытыми лицами. Другие рекомендации, вроде введенных в супермаркете требований ходить за покупками по одному, выполняются в меру ответственности работников: в одном магазине могут настойчиво ходить за покупателями и требовать не подходить друг к другу ближе, чем на два метра, в другом же спокойно пропускают семьи с двумя детьми и не регулируют кучно стоящие очереди на кассы. 

Опросы сходятся в одном: люди устали уже от третьего раунда ограничений и все меньше их соблюдают. Общественным транспортом и личными автомобилями пользуются больше, чем в первый локдаун, и если в марте поездки на работу по Англии сократились на 66%, то в январе – лишь на 49% от допандемийных показателей. 

В ответ на это на улицы того же Лондона выпустили больше полицейских, но судя по многочисленным видео, справляться даже с участниками антилокдаунных протестов и желающих провести выходной в парке им все еще тяжело.

Так что там с вакцинами?

Единственным светлым пятном в этой ситуации становятся вакцины. Британия одобрила уже три типа и за несколько недель сделала прививки 2,6 млн граждан – это 4,3% населения, больше – только в Израиле (22%) и ОАЭ (12,9%). Американо-немецким Pfizer-BioNTech начали вакцинировать еще в декабре, с января применяют вакцину, разработанную Оксфордским университетом и компанией AstraZeneca. На прошлой неделе одобрили и вакцину Moderna, но ее из-за сроков поставок начнут применять только с марта. 

Все три вакцины дают более 90% эффективности при двух введенных дозах. Правда, правительство несколько модифицировало процедуру и увеличило сроки между первой и второй прививкой с требуемых 3-4 недель до 12. Так планируется привить как можно больше людей первичной дозой, защищающей от коронавируса с как минимум 60-процентной вероятностью.

К середине февраля NHS планирует привить первой дозой до 15 млн человек из самых уязвимых групп населения (пожилых, врачей и сотрудников домов престарелых, людей с медицинскими показателями к вакцинации). Сейчас вакцинацию проводят в более чем 200 больницах и 1000 приемных отделений врачей общей практики (это самые массовые клиники по стране, где нет врачей узкой специализации, только аналог российских терапевтов), которые планируют вывести на круглосуточные мощности, что особенно актуально для медицинских работников. После этого к концу февраля будет возможно ослабление локдауна и переход к общенациональной вакцинации. 

Почему АПЛ не вакцинирует футболистов?

Первым не выдержал тренер «Бернли» Шон Дайч, который переживал из-за отмененного матча с «Фулхэмом»: «Я считаю, что вакцинация – это путь вперед для футбола. На тестирование игроков на коронавирус в АПЛ уходят определенные деньги, и если бы они были направлены Национальной службе здравоохранения Великобритании и на вакцинацию, это было бы лучше, чем тратить их на постоянные проверки игроков.

Кто-то будет удивлен и скажет: «Почему футболисты должны получать вакцину?» Но если надобность в тестировании отпадет, мы сможем использовать средства на гораздо более важные вещи. Вдобавок в этом случае футбол останется конкурентным, а не будет испорчен пропусками матчей. Это здравый смысл.

Есть люди, для которых вакцина гораздо более необходима, чем для футболистов. Я и близко не предлагаю ставить игроков выше людей в группе риска. Я говорю лишь о том, что было бы логичнее направить средства, используемые на тестирование, на стимулирование вакцинации. Эти деньги можно использовать с большим умом».

Вопрос доступа к вакцине за деньги поднимали в последние недели в Британии не один раз. Так, самый богатый человек страны, индустриальный дизайнер и предприниматель сэр Джеймс Дайсон, и самый богатый человек мира до 30 герцог Вестминстерский Хью Гросвенор выступили с похожими и менее политкорректными заявлениями, сводящимися к одному: мы достаточно богаты, чтобы пожертвовать миллионы системе здравоохранения и получить доступ к вакцине вне очереди. 

АПЛ всегда выглядела огромным корпоративным монстром, готовым закидать кого-нибудь деньгами в обмен на все блага мира, но в 2020-м лига резко сменила имидж и превратилась в огромную благотворительную организацию. 

АПЛ – лига добра. В 2020-м клубы и игроки сплотились и выдали лучший благотворительный марафон в истории

И несмотря на намеки клубов, Премьер-лига еще в конце декабря полностью исключила попытки получить частные поставки вакцины

По данным новостного агентства PA, АПЛ убеждена, что первыми доступ к лекарству должны получить самые уязвимые группы в обществе. Кроме того, в настоящее время спрос в любом случае опережает предложение, и правительства во всем мире скупили запасы еще до того, как их произвели.

С похожими заявлениями выступили многие мировые лиги. Комиссионер НБА Адам Сильвер еще перед Рождеством заявил: «Мы ни при каких обстоятельствах не будем искать возможности проскочить в очереди и получить вакцину раньше других». Аналогично выступила американская бейсбольная лига: «MLB и ее клубы будут работать с органами общественного здравоохранения по вопросам, связанным с наличием и сроками вакцинации игроков и других сотрудников. Прививки будут доступны игрокам только тогда, когда чиновники общественного здравоохранения сочтут это целесообразным».  

Вместо требования внеочередной вакцинации для игроков клубы АПЛ предоставили свои стадионы для открытия медицинских центров. «Тоттенхэм» еще весной превратил арену в площадки для NHS и благотворительных организаций – и логично предложил пользоваться своей инфраструктурой и сейчас. К нему уже присоединились «Ливерпуль», «Лидс» и «Кристал Пэлас». При этом в состав первых 7 мегацентров вакцинации попали несколько спортивных объектов: теннисный центр в Манчестере, ипподром в графстве Суррей и стадион футбольного «Бристоль Сити». 

Почему клубы или футболисты сами не могут купить вакцину?

Источники американских газет рассказывают, что как только в декабре вакцина Pfizer была одобрена для использования в США, телефоны частных медицинских практик оборвали желающие заплатить 5-6-значные суммы за инъекцию. Такой ценник может позволить себе любой футболист АПЛ, опасающийся за здоровье себя и своей семьи, но на сторону социума встали уже сами производители. 

По данным Financial Times, Pfizer на данный момент исключил для себя любую возможность поставок вакцины в частный сектор: закупить инъекции могут только государственные минздравы. Аналогично выступила и британская AstraZeneca, сказав, что обсуждать участие платных клиник в процессе можно будет только после того, как NHS проведет первую фазу вакцинации уязвимых групп. 

Такой подход, ориентированный скорее на общественное благо, чем на корпоративные цели, объясняется еще и британским подходом к медицине. Местная NHS – это бесплатная национальная система здравоохранения, которую многие британцы считают главным достижением страны за последние 70 лет. Созданная сразу после Второй мировой, она ответила на важный социальный вопрос: можем ли мы лечить людей, ориентируясь на их уровень заработка? Частные клиники и медицинские страховки в Великобритании тоже есть, но сама система финансируется за счет налогов и бесплатна для всех, находящихся на территории страны, некоторые экстренные услуги доступны даже для туристов без страховки. 

Платить за врачебные услуги в Британии в целом не очень принято: по оценкам середины 2010-х, лишь 10% населения пользуются частными клиниками, медицинская страховка есть лишь у 3.3%. Для сравнения: в те же годы в России услугами частной медицины воспользовались 47% опрошенных, а полис Добровольного медицинского страхования в России есть у 14% граждан. 

Бесплатная и очевидно недополучающая бюджетов система NHS и до коронавируса с трудом справлялась с объемом пациентов. Записи на прием к врачу общей практики приходилось ждать несколько недель, а почти все несложные болезни привыкли лечить едва ли не народными методами. После нескольких месяцев непроходящей головной боли мне советовали «побольше отдыхать и гулять на свежем воздухе» и отправили на КТ только когда я в очередной раз пришла к врачу и выдала вместо собственной симптоматики вычитанные в интернете симптомы рака мозга. А само название врачей GP (general practitioner) давно ушло в народ расшифровкой «give a paracetamol» – это обезболивающее здесь рекомендуют почти от всех болезней. 

В докладе аналитического центра King’s Fund, который проанализировал данные здравоохранения из 21 стран Организации экономического сотрудничества и развития, говорилось, что Великобритания отстает от других стран западного мира, здесь один из самых низких показателей на душу населения по количеству врачей, медсестер и больничных коек. Вопросов к качеству лечения существенно меньше (о работе врачей-специалистов здесь в целом отзываются позитивно), чем к инфраструктуре. «Если бы 21 страна была футбольной лигой, то Великобритания оказалась бы в зоне вылета с точки зрения ресурсов, которые мы вкладываем в нашу систему здравоохранения, измеряемых персоналом, оборудованием и кроватями для ухода за пациентами», – сокрушался главный аналитик центра Шива Анандачива. 

Коронавирус предсказуемо ударил по системе еще сильнее, и третья волна, как называют новый постновогодний всплеск, рискует окончательно перегрузить медицинских работников. Пока врачи борются за жизни пациентов, к вакцинации привлекли военных и волонтеров. Правда, и здесь в дело вмешалась бюрократия: многие добровольцы сообщают, что из-за государственных нормативов процесс одобрения занимает до нескольких недель. 

Министр здравоохранения Мэттью Хэнкок заявил, что правительство планирует привить все взрослое население Великобритании к осени 2021-го, а значит, новый сезон АПЛ проведет уже с вакцинированными клубами и, возможно, допущенными на трибуны фанатами. 

Впрочем, это же правительство прошлой весной обещало, что к Рождеству 2020-го жизнь вернется в привычное русло. 

Но сезон не остановят?

Несмотря на заверения АПЛ, что сезон будет продолжаться несмотря ни на что, многие считают, что приостановка неизбежна. 

Тренер «Ньюкасла» Стив Брюс обратился к моральной стороне вопроса: «Мы видим, как другие клубы сейчас сталкиваются с проблемами из-за COVID-19. Конечно, существуют протоколы АПЛ, но как только вы покидаете тренировочную базу, вы оказываетесь во внешнем мире. 

Скорость, с которой вирус распространялся в нашем клубе в начале декабря, – это то, с чем будут вынуждены столкнуться все футбольные клубы, потому что эту болезнь трудно сдержать и остановить.

С финансовой стороны продолжение сезона – это правильно, но с моральной – наоборот. Я понимаю, что люди хотят, чтобы игра в футбол продолжалась, но мы так же уязвимы, как и все остальные».

В ответ на это АПЛ выпустила жесткую директиву клубам в попытке уменьшить распространение COVID-19 и пригрозила принять меры против игроков, нарушающих правила. Теперь клубы обязаны соблюдать «усиленный» набор мер, которые запрещают все обмены футболками и просят избегать рукопожатий и объятий по ходу матчей. Правда, правило предсказуемо не работает: с момента его объявления в лиге забили 8 голов, и ни разу игроки не удержались от совместных празднований. 

В Англии игроков снова призывают не обниматься. Летом на это быстро забили 

Кроме того, Премьер-лига заявила, что потребует расследования всех нарушений карантинных правил игроками и сотрудниками, а также будет внимательно следить за санкциями, наложенными на «ковид-диссидентов». «Нам крайне важно обеспечить доверие общественности, правительства и заинтересованных сторон к протоколам тренировок и матчей», – говорится в письме, направленном клубам. АПЛ также оставила за собой право «самостоятельно проводить дисциплинарные взыскания в индивидуальном порядке против соответствующих лиц, когда это уместно (например, когда его поведение ставит лигу в неловкое положение), и/или против клуба (когда поведение соответствующего лица представляет собой нарушение протокола тренировки)».

Для контроля АПЛ увеличит полномочия COVID-офицеров, расширяя их доступ, например, в раздевалки команд. Другие меры включают ограничение количества гостей в ложе директоров матчей и введение правил обязательных масок на скамейке запасных. Раньше маски требовали лишь от резервных арбитров и медиков, теперь же всем запасным и тренерскому штабу разрешено снимать их только непосредственно на поле, во время разминки или при проведении послематчевых интервью. Социальную дистанцию тоже увеличат: если раньше команды приезжали на матч на личных машинах или двух автобусах, то теперь их количество увеличат до трех. 

В действительности новые правила пока видятся лишь формальностью. Да, запасных игроков обязали сидеть на скамейке в масках, но половина (как и все мировое население) носит их где-то на уровне подбородка. К сидящим на трибунах журналистам требования тоже не ужесточили. Если в начале пандемии стюарды моментально подбегали и требовали вернуть маску на место даже после минутной паузы на «попить воды», то теперь стакан чая в руке может считаться оправданием для открытого лица едва ли не на половину тайма. 

Зато на трибунах добавилось разговоров о вакцинации. Британская спортивная журналистика довольно возрастная, так что весь матч «Тоттенхэм» – «Фулхэм» я слушала, как пожилые корреспонденты (обоим исполнится 65 в январе) за моей спиной обсуждали, кому придет письмо с приглашением на прививку первым.

***

АПЛ вернулась во вторник, но поводов для беспокойства все еще много. В ближайшие недели тестирование покажет настоящие последствия всех рождественских и новогодних вечеринок, а также матчей Кубка Англии с командами из низших дивизионов, где тестирование проходит не в таком серьезном объеме, как в Премьер-лиге. А значит, шансов на очередные всплески эпидемии в отдельных командах все больше. 

Фото: REUTERS/Laurence Griffiths, Nick Potts, Jon Super; Gettyimages.ru/Victoria Jones – Pool, Russell Cheyne – WPA Pool, Dan Kitwood, Leon Neal, Justin Setterfield