3 мин.

Оказывается, Фердинанд помог внедрить в АПЛ систему тестов на ковид. Вложился в компанию соседа и успокаивал игроков

Британия переживает новую волну пандемии, в том числе в футболе. В первую неделю года в Премьер-лиге 40 положительных тестов – это рекордные цифры с начала сезона.

Анализами на вирус в лиге занимается гонконгская компания Prenetics. Ее исполнительный директор Ави Ласаров в большом интервью Football London рассказал, как работает тестирование и какую роль в ее создании сыграл Рио Фердинанд.

Когда в прошлом году АПЛ ввела регулярные тесты на коронавирус среди игроков, появилась необходимость максимально защитить стадионы и тренировочные базы. На ранних стадиях вспышка могла сорвать весь сезон, что привело бы к финансовой катастрофе. В лиге решили, что для построения такой инфраструктуры потребуется внешний опыт.

Тут появились Фердинанд и Prenetics. Рио инвестировал в биотехнологическую компанию DNAfit, основанную его соседом Ави Ласаровым в 2018 году. Позже ее приобрела гонконгская компания Prenetics International, а Ласаров возглавил европейское подразделение.

Когда ударила пандемия, компании нужно было перестроиться, чтобы выжить. Prenetics, уже занимавшаяся ПЦР-анализами в рамках тестирования ДНК, перешла к тестам на вирусы. Вскоре они предложили услуги Премьер-лиге, и стороны быстро договорились. А когда стало понятно, что все получается, Prenetics подписала контракты со сборной Англии по крикету, «Формулой-1» и многими британскими аэропортами.

Ласаров говорит, что игровой опыт Фердинанда очень помог им в построении системы забора тестов: «Он познакомил нас с мышлением спортсмена мирового класса – что они думают, что они делают внутри команды, – чтобы мы могли создать наиболее эффективный способ работы в этой среде».

Также Фердинанд сыграл важную роль в борьбе игроков со страхом. Ласаров говорит, что тесты тревожили футболистов, поэтому Рио снял процесс сдачи анализа на видео, и эти кадры распространили среди игроков.

«Мы сделали этот ролик, потому что игроки читали в медиа, что мазок якобы вводят в заднюю часть мозга, – говорит Ласаров. – Это до сих пор волнует [многих]. Так что Рио снял видео, с помощью которого мы успокаивали людей, впервые участвующих в процессе».

Как работает система Prenetics? Компания предлагает два типа тестов – ПЦР, считающийся наиболее надежным, и технологию OxLamp, которая быстрее показывает результат.

У каждого футболиста, тренера или работника клуба АПЛ есть электронный паспорт здоровья – мобильное приложение, привязанное к базе данных лиги. В приложении, которое отслеживает все тесты, надо регулярно заполнять анкеты о состоянии здоровья. При входе на стадион сотрудник Prenetics проверяет этот паспорт – если участник не заполнил анкету или забыл внести важную информацию, его не пустят.

Два раза в неделю сотрудники Prenetics выезжают на тренировочные базы клубов АПЛ и тестируют игроков и остальной персонал. Много времени это не занимает – все сдают тесты при въезде на базу, даже не нужно выходить из машины. Вот как это выглядит:

Дальше мазки отправляются в лабораторию, а потом Prenetics сообщает результаты лиге, клубным врачам и игрокам. Клубы сами решают, объявлять ли о положительных тестах публично – некоторые делают это, другие сохраняют анонимность. Премьер-лига публикует только количество положительных тестов без конкретной информации о зараженных.

Также Prenetics предоставляет дополнительные услуги – например, тестирует игроков в аэропортах, когда они возвращаются из сборных.

• За время пандемии количество сотрудников Prenetics выросло с 30 до 250. В планах компании – поучаствовать в возвращении болельщиков на трибуны. По словам Ласарова, в этом может помочь паспорт здоровья, который доказал свою эффективность. Правда, никаких конкретных шагов ни АПЛ, ни Prenetics пока не делают – из-за ухудшения ситуации с ковидом о болельщиках пока придется забыть.

В приостановке АПЛ пока нет необходимости: это вряд ли остановит ковид в клубах, а вакцина до игроков дойдет нескоро

В Англии игроков снова призывают не обниматься. Летом на это быстро забили

Фото: Gettyimages.ru/Charlie Crowhurst, Leon Neal